Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Задачи исследования: в соответствие с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:
- дать содержательную характеристику медицинской услуги как объекта экономики услуг;
- уточнить содержание экономической категории «рынок медицинских услуг» на основе выявления особенностей данного сегмента рынка нематериальных услуг; выявить общие и особенные характеристики рынка медицинских услуг;
- проанализировать субъектную структуру рынка медицинских услуг и выявить специфику их интересов;
- рассмотреть модели рынка медицинских услуг в зависимости от типов покупателей и производителей, механизма финансирования;
- раскрыть основные тенденции развития рынка медицинских услуг в условиях интернационализации и глобализации экономики;
- сформулировать рекомендации по наиболее эффективной реализации интересов субъектов рынка медицинских услуг.
Расширение сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Среди факторов, способствующих экспансии производства нематериальных услуг, принципиальное значение имеют следующие: расширение и усложнение потребностей и как следствие изменение ценностных ориентиров общества; научно-технический прогресс и широкое распространение новых информационных технологий; трансформация представлений потребителей о товарах, а именно стирание границ между физическими продуктами и услугами; углубление сегментации рынка; диверсификация деятельности предприятий; социокультурные изменения, в т. ч. индивидуализация личности и социальная интеграция индивидов и др. В связи с этим, если в индустриальном обществе уровень жизни определяется через количество товаров, то постиндустриальное общество или экономика услуг определяется качеством жизни и уровнем развития таких отраслей нематериальных услуг, как здравоохранение, образование, туризм, культура, которые должны быть доступны для всех членов социума.
Развитие рынка медицинских услуг как сегмента рынка нематериальных услуг в большей степени обостряет противоречия между системой производителя и системой потребителя, приводит к столкновению их интересов, стереотипов деятельности и ценностных ориентиров. В связи с этим необходимо определить стереотипы деятельности предприятий по оказанию медицинских услуг и потребителей этих услуг, принципы взаимодействия двух систем ценностей.
Противоречия, обусловленные функционированием рынка медицинских услуг, приводят к возрастанию трансакционных издержек, в том числе инфраструктурных издержек и издержек поведения. На рынке медицинских услуг возрастают и ментальные издержки. Такой тип издержек возникает в результате влияния культурных стереотипов и ценностей, регулирующих жизнь общества, на процесс производства и продвижения медицинских услуг на рынок. Оказание медицинских услуг требует их адаптации к национальным рынкам, к неформальным институтам культурного характера. Институциональные изменения оказывают существенное влияние не только на рынок медицинских услуг, но и на предприятия, предоставляющие медицинские услуги, и на поведение потребителей.
Развитие сферы услуг выявило проблемы функционирования рынка медицинских услуг в современной экономике России. Несмотря на то, что отмечается возрастание спроса на новые виды медицинских услуг, предложение медицинских услуг на российском рынке характеризуется однообразием и достаточно низким качеством, углубляются диспропорции в развитии отдельных видов медицинских услуг. Противоречия рынка медицинских услуг в России связаны с сокращением доли тех медицинских услуг, которые связаны с развитием человека как личности, с возможностью его самосовершенствования и самореализации.
Сфера медицинских услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей современной экономики, что делает представленное исследование своевременным и актуальным.
Таким образом, возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику, а также существующие противоречия в развитии сферы нематериальных услуг требуют подробного анализа институционально-экономической структуры рынка медицинских услуг, тенденции его развития и направлений согласования интересов его разнородных субъектов.
С учетом вышеизложенного целью исследования является исследование процессов формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг.
Задачи исследования: в соответствие с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:
- дать содержательную характеристику медицинской услуги как объекта экономики услуг;
- уточнить содержание экономической категории «рынок медицинских услуг» на основе выявления особенностей данного сегмента рынка нематериальных услуг; выявить общие и особенные характеристики рынка медицинских услуг;
- проанализировать субъектную структуру рынка медицинских услуг и выявить специфику их интересов;
- рассмотреть модели рынка медицинских услуг в зависимости от типов покупателей и производителей, механизма финансирования;
- раскрыть основные тенденции развития рынка медицинских услуг в условиях интернационализации и глобализации экономики;
- сформулировать рекомендации по наиболее эффективной реализации интересов субъектов рынка медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг - это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления медицинских услуг. Продукцией рынка медицинских услуг являются медицинские услуги, то есть полезный эффект от деятельности образующих эту отрасль специалистов и предприятий (учреждений, организаций) по диагностике, профилактике и устранению (или компенсации) возникающих или имеющихся у человека анатомических и функциональных нарушений (заболеваний).
Рынок медицинских услуг имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена. Рынок медицинских услуг определяется наличием двух сторон - нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка - необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.
Объектом рынка медицинских услуг являются медицинские услуги, которые обладают специфическими характеристиками и отличаются от других нематериальных услуг1.
В ходе исследования было обосновано, что медицинские услуги, создаваемые в сфере здравоохранения не являются ни чистым общественным, ни смешанным благом, поскольку исключаемы и зачастую конкурентны. Некоторые исследователи полагают, что медицинские услуги обладают как свойствами смешанных общественных благ, так и частных товаров, что позволяет выделить их в отдельный класс социально значимых благ, то есть благ, обладающих особыми достоинствами. Мы не отрицаем значительных положительных экстерналий, возникающих в процессе производства и потребления таких благ, однако предлагаем определить медицинские услуги как «особые частные блага». Под этим термином мы понимаем экономические блага, обладающие «двойственной» полезностью, свойствами которых выступают конкурентность и исключаемость, в силу особых характеристик, не проявляющиеся в абсолютной степени.
Часть медицинских услуг можно представить как мериторные, социально значимые (заслуженные) блага, т.е. имеющие ярко выраженный внешний эффект. Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления. Заслуженные блага тождественны общественным благам и выполняют аналогичную роль. Любое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в том числе и потребности общества в целом. Действия государства, направленные на удовлетворение несводимых потребностей общества, проявляется в виде качественного улучшения общественной среды.
Относя медицинские услуги к исключительно смешанному общественному благу (перегружаемое благо совместного потребления), нельзя не заметить, что внешний эффект медицинских услуг возникает не только у непосредственных участников деятельности, связанной с производством медицинской услуги, но и у лиц, являющихся посторонними по отношению к данной деятельности. По долгосрочности своего воздействия на будущие поколения внешний эффект бессрочен. Долгосрочный характер и огромная масштабность внешнего эффекта здравоохранения делают невозможным количественно и качественно измерить и оценить вклад усилий каждого субъекта производства медицинских услуг в общий внешний эффект.
Медицинские услуги, как особые частные блага могут выступать объектом рыночных отношений. Под рынком медицинских услуг мы понимаем совокупность социально-экономических институтов, организующих, структурирующих и легитимизирующих хозяйственные отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе производства, обмена и потребления медицинских услуг. Сфера здравоохранения рассматривается нами как система взаимоотношений четырех типов субъектов: производителей, потребителей (в случае бесплатной медицинской помощи), покупателей (плательщиков) (в случае платных медуслуг), государства2.
Конечные результаты деятельности сферы услуг (уровень культуры, здоровья населения, степень его образования) зависят от эффективности работы специализированных учреждений, от личных особенностей потребителя, от условий протекания жизнедеятельность человека (уровень здоровья, например, зависит не только от эффективности медицинской помощи, но и от общих социальных условий, степени удовлетворения потребностей населения в питании, одежде, жилье и многих других факторов).
Современное понимание здоровья выходит за рамки рассуждений на морально-этические темы и является в большей степени экономической категорией. Появление теории человеческого капитала отразило возросшую в последние годы роль невещественных факторов в развитии человечества. Человеческий капитал понимается как уникальное богатство, непреходящее и незаемное, совокупность всех производственных качеств работника.
Проведенный нами анализ медицинских услуг позволил выделить три тесно связанных между собой аспекта: экономический социальный и институциональный.
Экономический аспект медицинских услуг предполагает, что их производство и потребление является основным средством повышения качества человеческого капитала общества, следовательно, способствует повышению производительности труда и создает предпосылки для экономического роста.
Социальный аспект медицинских услуг предполагает их социальную полезность и проявляется в сокращении трансакционных издержек координации деятельности хозяйствующих субъектов и росте общественного благосостояния. Данный аспект является производным от экономического аспекта, что позволяет его выделение рассматривать как условное.
В свою очередь, социальная полезность медицинских услуг определяется институтами, в первую очередь, неформальными - традициями, обычаями, идеологией, устоями, существующими в обществе.
Общественное здоровье - социально-политическая категория, отражающая воспроизводство населения, его физическое и духовное развитие, сохранность жизненного потенциала и активность жизни популяции, индивидуальную способность каждого члена общества осуществлять биологические и социальные функции. Оно может быть представлено совокупностью статистических показателей, характеризующих процесс воспроизводства здоровья поколений на основе взаимодействия биологических и социально-экономических показателей.
Результат потребленной медицинской услуги воплощен в человеке, при этом услуга носит и социальный, и индивидуальный характер. Медицинские услуги всегда имеют индивидуальный характер, так как предназначены конкретному человеку с его неповторимым уникальным организмом, что обусловливает совпадение потребления основной части услуг здравоохранения с их производством.
Можно выделить следующие характерные черты медицинской услуги:
- высокая социальная направленность (главной целью деятельности в сфере услуг оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек; материальное благо является скорее побочным следствием, чем целью);
- низкая эластичность спроса (насущность потребности в услугах здравоохранения практически исключает субституцию (взаимозаменяемость) связанных с ними расходов, производимых из семейного бюджета, на затраты, осуществляемые ради удовлетворения других человеческих потребностей; потребность в здоровье не замещается другими потребностями); рынок медицинский услуга экономический
- неопределенность и непредсказуемость получаемого результата (результат состоит непосредственно в развитии человека и имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены);
- неосязаемость (нематериальный характер услуг здравоохранения проявляется в невозможности продемонстрировать их пациенту вплоть до предоставления в виде совокупности профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий и процедур; подавляющее большинство медицинских услуг содержит как функциональные (деятельностные), так и материально-вещественные компоненты; степень осязаемости конкретной услуги определяется количественным соотношением ее функционального и материально-вещественного содержания);
- неразрывность процессов потребления и производства (процессы предоставления и потребления медицинских услуг неотделимы друг от друга ни в пространстве, ни во времени);
- несохраняемость (медуслуги не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации);
- неотделимость от источника (оказание медицинской помощи требует непосредственного участия в этом процессе не только медицинских работников, но и пациентов);
- сильная дифференциация (неоднородность) качества (качество медицинских услуг во многом зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает);
- многовариантность (результат разнообразен по сроку, необходимости повторного воздействия);
- зависимость результатов оказания услуги от местных природно-климатических условий, препятствующих или благоприятствующих лечению и профилактике заболеваний;
- асимметрия информации (любая информация, исходящая от лечащего врача, всегда имеет вероятностный характер; подлинный суверенитет пациента невозможен из-за его недостаточной медицинской информированности);
- индивидуальность и творческий характер оказания услуги, наличие обратной связи (производство медицинских услуг без усилий со стороны субъекта-потребителя, направленных на потребление, усвоение услуги, бессодержательно и не имеет смысла);
Информация о работе Общая характеристика рынка медицинских услуг