Основные принципы административно-управленческой этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, доклад

Краткое описание

Основные принципы административно-управленческой этики.
Этические принципы и нормы управленческой деятельности:
- не допускать по отношению к своим подчиненным, руководству, клиентам таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;
- справедливость во владении полномочиями, ответственностью, правом распоряжаться ресурсами и т.п.;
- справедливость при передаче ресурсов, прав, привилегий, льгот;

Вложенные файлы: 1 файл

этика. черновик.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

Культура и этика - неoтъемлемые атрибуты цивилизованнoго делoвого общения и высокoэффективного администрирования. Служба в аппарате органов власти должна представлять образцовый тип управления и быть примером нравственности и культуры отнoшений. Слoво - один из инструментa прoфессиональной  деятельности работника госаппарата. От тoго, насколько высок урoвень речевой культуры, насколько умело  чиновник использует в служебнoм oбщении правила речевого этикета, насколько  он вежлив и корректен в отношениях с людьми, вo многом зависит результат  его работы.

Служебные отнoшения - этo управляемый процесс, пoэтому  изучения нoрм и правил культуры и  этики oбщения должно быть включенo в  учебные планы oбразовательных учреждений, занимающихся перепoдготовкой и  повышением квалификации государственных  служащих.

Кoнфликтное пoведение  некоторых чинoвников, открoвенная демoнстрация неуважения к кoллегам, грубoсть и  высoкомерие по отнoшению к пoсетителям  гoсударственных учреждений - все  это фoрмирует недoверие к гoсударственнoму чинoвнику, государственным oрганам, спoсoбствует  усилению отчуждения общества от власти и не способствует укреплению социальной стабильности.

В заключении можно  сказать, что регулирующая рoль нoрм нравстеннoсти и этических принципoв, котoрые конкретизируются в вежливoм, корректном, тактичнoм, добрoжелательном  стиле общения, стиле управленческих отнoшений на гoсударственной службе, дoлжна на деле стать фактoрoм пoвышения  эфективности и авторитета гoсударственной  службы.

Этика государственной службы имеет ряд особенностей. Первой особенностью этики государственной службы как вида

 

общей управленческой этики  является ее более позднее, по сравнению  с другими профессиональными  этиками, формирование: его можно  отнести к середине XX в. Второй особенностью этики государственной службы можно  считать тот факт, что, в отличие  от прочих профессиональных этик, несмотря на «малый возраст», она быстро приобретает  некоторые черты формализованное™: во многих странах программы обучения государственных служащих включают основы общей и профессиональной этики. Более того, новый, более высокий  уровень осведомленности общественности требует от государственной службы разработки этических кодексов, которые  становятся обязательной частью системы  политико-административного управления во многих развитых демократиях.

Важнейшим элементом этики  государственной службы в целом, и политико-административного управления в частности, выступают принципы — абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто  на них опирается, верно формировать  свое поведение, свои действия, свое отношение  к чему-либо. Применительно к принципам  этики в управлении вышесказанное  формулируется следующим образом: принципы этики управления, т. е. профессиональной этики, дают конкретному управленцу в любой организации концептуальную этическую платформу для конкретных решений, поступков, действий, взаимодействий и т. п.

Общепринятым является центральное  положение так называемого золотого стандарта, имеющего вид следующего требования по отношению к управленцу: «В рамках служебного положения никогда  не допускать по отношению к своим  подчиненным, к руководству, к клиентам и т. п. таких поступков, каких  бы не желал видеть по отношению  к себе»1.

Существуют различные  варианты структурирования этических  принципов, но, обобщая теоретический  опыт, в качестве второго основного  принципа можно назвать принцип  справедливости во владении (приобретении) полномочиями, ответственностью, правом распоряжаться различными ресурсами, определения сроков исполнения работы и т. п. в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не

 

касаются, не задевают и не ослабляют прав, ответственности  и полномочий других работников и  не выходят за рамки деятельности организации.

Задачи и условия  политико-административного управления требуют внимания не только к политическим, но и к общеэтическим, профессиональным принципам и нормам управления, игнорирование  или искажение которых делает практически невозможным цивилизованное взаимодействие властей, реальное партнерство  государства и общества;

Этика государственной  службы представляет собой корпоративную, профессиональную этику, тесно связанную  с понятием «этика управления», которая  рассматривает поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации, взаимодействующей  с внешней средой, в аспекте  соотношения этой деятельности с  общечеловеческими этическими требованиями. Этика управления является профессиональной (или отраслевой) этикой, поэтому  рассматривает поведение и поступки человека лишь в строго ограниченной сфере — сфере управления.

Даже поверхностное  исследование и оценка проблем морального поведения в сфере государственного управления показывает, какого большого количества ошибок в управлении социально-экономическими объектами и экономикой как целостным  комплексом можно избежать, направив усилия на повышение уровня этической  грамотности управленческих кадров. Отсюда следует необходимость развития этики государственной службы в  рамках кадровой политики.

Профессиональная  этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика — это кодекс поведения, предписывающий определенный тип нравственных межличностных отношений, которые  представляются оптимальными с точки  зрения выполнения специалистами своих  служебных обязанностей. Здесь возникает  вопрос о соотношении юридических  норм и норм профессиональной этики, поскольку на первый взгляд может  сложиться впечатление достаточности  юридических норм для обеспечения  эффективной деятельности государственных  служащих.

Действительно, в  профессиональной сфере государственных  служащих постоянно протекают процессы общения «руководитель — подчиненный», «сотрудник — сотрудник», «должностное лицо — гражданин» и т. д. Конечно, такие отношения достаточно жестко регулируются квалификационными и  юридическими рамками, но в человеческом общении есть и то, что не улавливается должностной инструкцией или  сводом законов, на что не влияют уровень  компетенции, образование, должностное  положение. Это, прежде всего, наличие  морали в отношениях (или отсутствие ее).

Необходимость этического кодекса государственной службы, наряду с нормативно-юридическим, может  быть аргументирована следующим  образом: во-первых, невозможно составить  исчерпывающий перечень предписаний  и запретов; во-вторых, многие действия или отказ от действий по своей  природе не могут регулироваться юридическими нормами. И, наконец, очевидно, что любое профессиональное общение  протекает в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами. Отсутствие четких представлений или пренебрежение к этическим нормам прйводят к созданию собственных версий этического кодекса.

Владение нормами  профессиональной этики обусловливается  многими факторами, которые можно  объединить в две большие группы: а) комплекс этических устоев, представлений  о том, что есть добро и зло, т. е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и  работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни выполнял; б) вторая группа факторов придана  человеку извне: это этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более  высокого уровня.

Одной из тенденций  современности может быть назван процесс создания этических кодексов большим количеством профессиональных сообществ. Они создают свои этические  кодексы, задавая моральные требования, определяющие этическое поведение  тех, кто принадлежит к данной профессии. Примером могут служить  давно разработанные дипломатическая, воинская, судебная, медицинская этика  и заявившие о себе совсем недавно  инженерная, спортивная, этика работников средств массовой информации, бухгалтеров, аудиторов.

Этика управления, как и наука управления, достаточно молода, несмотря на то, что в ее основе лежит многовековая социальная практика, практика управления. Этика государственной  службы, пожалуй, может быть отнесена к числу «молодых» профессиональных сфер. Создание и внедрение этических  норм и стандартов в профессиональную деятельность направлено на повышение  уровня эффективности и решение  задач в профессиональной сфере  труда. Поэтому нравственные нормы  и стандарты могут зародиться только в той части профессиональной сферы (например, в кадровой политике той или иной корпорации или в  кадровой политике социально-экономических  объектов в стране в целом), где  имеют место профессиональная компетентность высокого уровня, специальные знания, чувство долга, ответственность, подкрепленные  высоким профессионализмом. Можно  с уверенностью говорить о том, что  содержание профессионально-этических  норм, стандартов и требований соответствует  содержанию деятельности в данной сфере.

Осмысление нравственной стороны своего труда характерно для современного менеджмента и  в последнее время прибрело важное значение для сферы политико-административного  управления. Это связано, прежде всего, с переходом от администрирования  к менеджменту в ходе современных  административных реформ, с распространением других новых принципов деятельности в сфере государственного управления.

На современном  этапе развития стало очевидно, что  не существует деятельности, в том  числе управленческой, без морального ее содержания, а следовательно, без  определения нравственных позиций  взаимодействующих сторон. В формировании таких позиций состоит главная  задача профессиональной этики: С точки  зрения менеджмента и теории мотивации, избранный организацией приоритет  материального начала обернется  в конечном итоге не экономической  выгодой, а экономическими потерями и, как правило, внутренним разрушением  организации. В итоге приоритет  морального фактора на практике обеспечивает стабильность, устойчивость управленческого  персонала, а следовательно, и стабильность всей организации, что позволит добиться экономического успеха.

Этика управления и этика государственной службы не противоречат и не могут противоречить  общечеловеческой этике. Однако могут  возникнуть некоторые «нестыковки» универсальной и профессиональной этики. В этом случае встает достаточно трудная этическая дилемма для  человека, принимающего решения. В практике управления достаточно часто нарушаются нормы как общечеловеческой, так  и профессиональной этики. Основные этические нарушения при управлении лежат в области несоблюдения производственной безопасности, уничтожения  окружающей среды, внутренней коррупции, этики межличностных отношений  и т. п. Государственные служащие иногда не способны установить границы  между требованиями профессиональной этики, принципами универсальной этики  и должностными обязанностями (которые  могут трактоваться достаточно широко), а также собственными убеждениями, законами и подзаконными актами. Единого  для мировой практики этического регламента или стандартов не существует. Однако некоторые законы и подзаконные  акты, касающиеся государственной службы, имеют этический генезис, либо этические  «привязки», либо некоторую этическую  окраску.

Принципы управленческой этики: 
1) служение государству (гражданский, профессиональный и моральный долг) 
2) интересы государства являются важнейшей целью профессионального государственного служащего 
3) служение общественным интересам. Государственный служащий обязан действовать во благо общенациональных народов России и прежде всего во благо интересов социально-незащищенных групп 
4) уважение к личности: признание, соблюдение и защита прав и свобод личности - нравственный долг и профессиональная обязанность государственного служащего. Государственный служащий должен уважать честь и достоинство каждого человека, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления других незаслуженных благ и привилегий 
5) принцип законности. Государственный служащий обязан соблюдать и отстаивать конституцию страны, законы РФ, нормативные акты и т.д. Принцип законности - нравственные закон государственного служащего. Нравственный долг государственного служащего обязывает не только соблюдать закон самому, но и противодействовать нарушению закона со стороны коллег и руководителей любого ранга 
6) принцип лояльности - принцип добровольного соблюдения установленных государством правил, норм служебного поведения, а также уважения, корректности по отношению к государству, ко всем государственным и общественным институтам, поддержание имиджа властных структур, поддержание авторитета власти. Нравственным долгом государственного служащего в случае несогласия с политикой государства является уход в отставку. Принцип лояльности распространяется отношение ко всем ветвям власти, ко всем государственным институтам, по всем партиям, к политическому большинству, к другим государственным служащим. Государственным служащий не должен выступать в СМИ, давать интервью, выражаю свое мнение, отличающееся от политики государства 
7) принцип политической нейтральности. Не высказываться публично в прямом или косвенном виде о своих политических симпатиях, не подписывать идеологические документы, не участвовать в акциях, не афишировать публично свои особые отношения к тем или иным политическим деятелям. Соблюдать нейтральность во время избирательных кампаний, не допускать использования материальных, административных и других ресурсов для достижения каких-либо политических целей и задач.

Этический кодекс предполагает: закон, предписание, которому нужно следовать. В сочетании  со словами "этика" кодекс приобретает  понятие стандарт. Этический кодекс - свод норм правильного поведения, считающегося уместным для человека данной профессии. Этический кодекс выполняет две нравственные функции: 
1) формирование доверия к данной службе 
2) служит обществу гарантией качества профессиональной деятельности 
3) несут информацию о стандартах и ограничениях в той деятельности, для которой он разработан

В силу этого профессиональный кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной  службы, является важным критерием  для определения профессиональной пригодности, помогает ориентироваться  в сложных коллизиях, ситуациях. Выступает как инструмент общественного  контроля за нравственностью государственного служащего. Формы этического кодекса: 
1) присяга 
2) особый документ

 

  1. Основные функции современной деловой этики. Соотношение этики и этикета.

 

Под этикой в широком  смысле понимается система универсальных  и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в  процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь  на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных  отношений имеют некоторые отличительные  особенности.

Этике деловых отношений  уделяется в последнее время  все большее внимание.

Работодатели уделяют  все большее внимание вопросам этики  деловых и личностных взаимоотношений  при отборе персонала и его  приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При  этом необходимо подчеркнуть, что понятие  «профессиональная роль» включает в себя не только способности к  выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с  внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и  пр.) в процессе реализации зафиксированных  для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики  деловых отношений является одним  из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и  организации в целом.[11, С. 5-6]

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет  ли внешний партнер или клиент иметь дело в данной организации  в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться взаимоотношения.

Информация о работе Основные принципы административно-управленческой этики