Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, доклад
Основные принципы административно-управленческой этики.
Этические принципы и нормы управленческой деятельности:
- не допускать по отношению к своим подчиненным, руководству, клиентам таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;
- справедливость во владении полномочиями, ответственностью, правом распоряжаться ресурсами и т.п.;
- справедливость при передаче ресурсов, прав, привилегий, льгот;
Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека., а также отработаны в процессе систематического тренинга.
Этика включает в
себя систему универсальных и
специфических нравственных требований
и норм поведения, т.е. этика деловых
отношений основывается на ошибках
правилах поведения, выработанных людьми
в процессе совместной жизнедеятельности.
Естественно, что многие нормы взаимоотношений
в деловой обстановке справедливы
для повседневной жизни, и наоборот,
практически все правила
Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет этика приветствия, рукопожатия и представление человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.
Основные функции этики деловых отношений: установление групповой идентичности, стандартизация поведения в разных обстоятельствах; функция регулятивная, познавательная, функции социализации и индивидуализации, приобщение к мировой, национальной и локальной культуре.
Познавательная – через неё человек получает представление о внутреннем мире как своем, так и другого человека, кого он оценивает, о нравственном состоянии общества, о соответствии действия государства высшим общественным ценностям. Познание в морали осуществляется несколько иначе, чем в науке, где доминирует разум. Оно более образно, более размытое, в ней большая доля чувств, веры, интуиции.
Регулятивная – является синтезирующей. Её основная задача – направление помыслов, регуляция действий. Она дает человеку наиболее важные глубинные ориентиры в его жизнедеятельности. Мораль регулирует все сферы жизни общества, жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку максимальную требовательность следовать нравственным нормам, осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения, моральные убеждения, совесть.
Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета
Этика — этикет — деловой этикет
Современный человек
постоянно находится в
Этика (от лат. ethka или греч. ethos - обычай, нравственный характер) учит оценивать ситуацию, чтобы человек мог поступать этически правильно (нравственно). Со времен Аристотеля этика принадлежит к области практической философии, так как пытается ответить на вопросы: что мы должны и чего не должны делать? Этика подразумевает наличие некоторых нравственных норм, регулирующих отношения между людьми. Наиболее четко важнейшие для человечества этические нормы выражены в христианстве.
Под этикетом понимается совокупность конкретных правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда), составная часть внешней культуры общества (культуры поведения). Этикет можно рассматривать как часть нормативной этики.
Слово «этикет» вошло в обиход в XVII в. Во времена правления французского «короля-солнца» Людовика XIV на одном из дворцовых приемов гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От названия этих карточек - etiquette - произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки.
Этикетные правила охватывают разрешения и запреты, формирующие в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, уважай старших, будь добрым к окружающим, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым и т. д.
Этикет составляет часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Возникновение первых деловых этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в Х1-Х11 вв. Именно тогда впервые в цеховых уставах появился ряд нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возник в глубокой древности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление деловой этики по времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения и в форме теоретических выводов, что свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому в сфере профессиональной морали.
Большую роль в становлении и усвоении норм деловой этики играет общественное мнение. Нормы деловой морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания существует и в форме традиций. Различные виды деловой этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Специфика
такого рода профессиональной деятельности,
как государственная служба, особенности
социально-правового статуса
На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.
Этикет на государственной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета Байтов Г. Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ «Питер», 2003, с. 19 информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.
Требования к государственным служащим
Нравственные требования,
предъявляемые к
Исполнительская дисциплина.
В основе этого требования лежит
тот факт, что от государственного
служащего порой зависит и
жизнь человека, так как в профессиональную
функцию чиновников входит оформление
документов на человека с момента
его рождения. Дисциплинированность,
внимательность, исполнительность, пунктуальность,
педантичность и
Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
Качества, объясняемые «Эффектом аквариума» Байтов Г. Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ «Питер», 2003, с. 9. Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.
При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:
Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;
Соблюдение принципов государственной службы;
Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;
Честная служба государству;
Стремление найти
и использовать наиболее эффективные
и экономичные способы
Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;
Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
Не заниматься предпринимательской деятельностью;
Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;
Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;
Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;
Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;
Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;
В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.
Литература.
. Бойков В.Э.
Профессиональная культура
2. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 2006.
3. Игнатов В.Г., Белолипецкий
В.К. Профессиональная
4. Этика государственной
службы.//Государственная
1. Борисов, В.К. Этика деловых отношений : учебник / В.К. Борисов [и др.]. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФА-М, 2010. - С. 64-65.
2. Кукушин, В.С. Деловой этикет: учебное пособие / В.С. Кукушин. -4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс; М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2010. - С. 6-13.
Информация о работе Основные принципы административно-управленческой этики