Цель реферата
:
-выявить
соблюдение этических норм в школе;
-определить
наиболее значимые составляющие профессиональной
культуры учителя;
-что не имеет
права делать учитель-профессионал с точки
зрения педагогической эти
1. Зарождение и развитие педагогической этики
Потребность общества
передавать свой опыт и знания подрастающим
поколениям вызвала к жизни систему школьного образования
и породила особый вид общественно необходимой
деятельности - профессиональную педагогическую
деятельность. Элементы педагогической
этики появились вместе с возникновением
педагогической деятельности как особой
общественной функции.
Философами античного общества
в своих работах высказывались некоторые
суждения по вопросам педагогической
этики. Например, Демокрит говорил о необходимости
сообразовывать воспитание с природой
ребёнка, об использовании детской любознательности
как основы учения, о предпочтении средств
убеждения над средствами принуждения;
Платон исповедовал идею необходимости
подчинения детей воле воспитателя и постоянного
контроля за ними, высокой оценки послушания
и использования методов наказания при
неповиновении; Аристотель считал воспитание
делом государственной важности; но только
Квинтилиан впервые поставил вопросы
педагогики на профессиональном уровне
- его рекомендации представляли собой
обобщение педагогического опыта, предостерегали
педагога от использования принуждения,
апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности
ребёнка в процессе учёбы и её результатах.
В эпоху средневековья общество
не интересовали вопросы педагогической
этики ввиду доминирования религии в вопросах
обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили
своё новое развитие - в трудах Монтеня
(обращать внимание на личностные качества
наставника, учитывать "душевные склонности
ребёнка", не требовать беспрекословного
принятия идей учителя учеником), Коменского
(акцент на доброжелательном отношении
педагога к обучаемым, критика формально-показного
выполнения учительских обязанностей),
Локка (уделял внимание нравственным отношениям
между воспитателем и воспитанником, выступал
против принуждения и наказаний, считал
значимым пример собственного поведения
учителя).
Представители французского
Просвещения трактовали задачи нравственного
воспитания, формулировали требования
к нравственному облику учителя и выдвигали
свои этические концепции, считая движущей
силой прогресса просвещение, науку и
разум. Как полагал Руссо, учитель должен
быть лишён человеческих пороков и в нравственном
отношении стоять выше общества. Песталоцци
считал, что истинный педагог должен уметь
в любом ребёнке обнаружить и развить
положительные личностные качества, пропагандировал
идеи трудового и нравственного воспитания.
Немецкие просветители, такие как Дистервег,
более глубоко конкретизировали требования
к учителю и критиковали изолированное
от общества воспитание. В частности, Дистервег
сформулировал чёткие требования к учителю
(совершенное владение предметом, любовь
к профессии и детям, бодрость, оптимизм,
работа над собой и т.д.)
Качественно новый этап
в развитии этики и вопросов педагогической
морали связан с русскими революционерами-демократами,
обогатившими и углубившими этические
идеи деятелей Просвещения. В частности,
большое внимание вопросам педагогической
морали уделено у Добролюбова - он доказывает,
что воспитание должно основываться не
на авторитете подавления, а на высоком
образовании и всестороннем развитии
педагога, его твёрдых и непогрешимых
убеждениях, уважении прав детей.
Педагогическая
этика рассматривает сущность основных
категорий педагогической морали и моральных ценностей.
Моральными ценностями можно назвать систему представлений
о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной
оценкой характера жизненных явлений,
нравственных достоинств и поступков
людей и т.п. К педагогической деятельности
применимы все основные моральные понятия,
однако отдельные понятия отражают такие
черты педагогических воззрений, деятельности
и отношений, которые выделяют педагогическую
этику в относительно самостоятельный
раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный
педагогический долг, педагогическая
справедливость, педагогическая честь
и педагогический авторитет.
Справедливость
вообще характеризует соответствие между
достоинствами людей и их общественным
признанием, правами и обязанностями;
педагогическая справедливость имеет
специфические черты, представляя собой
своеобразное мерило объективности учителя,
уровня его нравственной воспитанности
(доброты, принципиальности, человечности),
проявляющейся в его оценках поступках
учащихся, их отношения к учёбе, общественно
полезной деятельности и т.д. Справедливость
это нравственное качество учителя и оценка
мер его воздействия на учащихся, соответствующая
их реальным заслугам перед коллективом.
Специфика педагогической справедливости
заключается в том, что оценка действия
и ответная реакция на неё находятся у
педагога и учащихся на разных уровнях
нравственной зрелости; в том, что определение
меры объективности зависит от педагога
в большей степени; в том, что общей моральной
оценке подвергается взаимодействие сторон
с неравной самозащитой; наконец, в том,
что педагогически необходимое, запрограммированное
педагогом, может не осознаваться учениками.
Профессиональный
педагогический долг - одна из важнейших
категорий педагогической этики. В этом
понятии концентрируются представления
о совокупности требований и моральных
предписаний, предъявляемых обществом
к личности учителя, к выполнению профессиональных
обязанностей: осуществлять определённые
трудовые функции, преимущественно интеллектуальные,
правильно строить взаимоотношения с
учащимися, их родителями (рассмотрение
этой проблемы явилось темой настоящего
реферата), коллегами по работе, глубоко
осознавать свой отношение к выбранной
профессии, ученическому и педагогическому
коллективу и обществу в целом. Основой
профессионального педагогического долга
являются объективные и актуальные потребности
общества в обучении и воспитании подрастающих
поколений. В профессиональном долге педагога
запрограммирована необходимость творческого
отношения к своему труду, особая требовательность
к себе, стремление к пополнению профессиональных
знаний и повышению педагогического мастерства,
необходимость уважительного и требовательного
отношения к учащимся и их родителям, умение
разрешать сложные коллизии и конфликты
школьной жизни.
Профессиональная
честь в педагогике - это понятие, выражающее
не только осознание учителем своей значимости,
но и общественное признание, общественное
уважение его моральных заслуг и качеств.
Высоко развитое осознание индивидуальной
чести и личного достоинства в профессии
педагога выделяется отчётливо. Если учителем
в своём поведении и межличностных отношениях
нарушаются требования, предъявляемые
обществом к идеалу педагога, то соответственно
им демонстрируется пренебрежение к профессиональной
чести и достоинству. Честь учителя - общественная
оценка его реальных профессиональных
достоинств, проявляющихся в процессе
выполнения им профессионального долга.
Наконец,
педагогический авторитет учителя - это
его моральный статус в коллективе учащихся
и коллег, это своеобразная форма дисциплины,
при помощи которой авторитетный и уважаемый
учитель регулирует поведение воспитуемых,
влияет на их убеждения. Педагогический
авторитет зависит от предшествующей
морально-этической и психолого-педагогической
подготовки учителя. Уровень его определяется
глубиной знаний, эрудицией, мастерством,
отношением к работе и т.д.
4. Сущности и функции педагогической морали.
Педагогическая мораль представляет
собой систему общих и частных норм, правил
и обычаев, находящихся между собой в сложных
взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно
регулировать поведение учителя, система
требований педагогической морали должна
обладать внутренней согласованностью,
то есть общие и частные нормы, правила
и обычаи должны составлять единое целое.
Педагогическая мораль - это система нравственных
требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому
себе, к своей профессии, к обществу, к детям и
остальным участникам учебно-воспитательного
процесса. Она выступает одним из регуляторов
поведения учителя в педагогическом труде.
Система требований педагогической морали
является выражением профессионального
долга учителя, его нравственных обязанностей
перед обществом, педагогическим коллективом
и перед своим призванием.
Общая норма педагогической морали является
широким и содержательным требованием,
охватывает наиболее типичные ситуации
и представляет наиболее широкое требование
в отношении учителя к педагогическому
труду, учащимся и их родителям, коллегам,
что даёт общее направление его поведению.
Частная нравственно-педагогическая норма
обобщает более узкий круг отношений и
фактов поведения учителя и раскрывает
часть содержания и объёма требования,
заключённого в той или иной общей форме.
5. Нравственное сознание педагога.
Нравственным сознанием называется осознание
норм своего поведения, характера взаимоотношений
в обществе и ценности качеств человеческой
личности, что закрепляется во взглядах,
представлениях, чувствах и привычках.
Общественное сознание даёт обобщённое
теоретическое и идеологическое обоснование
морали как общественного явления; в индивидуальном
нравственном сознании отражается ещё
и специфика той среды, с которой человек
постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды учителя характеризуются
полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания
учителя является осознание им нравственных
ценностей и осмысление того, как осуществляется
восприятие этих ценностей его воспитанниками.
Основой формирования нравственных взглядов
учителя является знание принципов, требований
и норм морали и их специфического отражения
в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственные
убеждения как моральные знания, ставшие
нормой поведения учителя, его собственной
позицией в системе отношений к обществу,
своей профессии, труду, коллегам, учащимся
и их родителям. Учитель не может ограничиваться
знанием нравственных норм и принципов,
хотя они и являются условием правильной
ориентации в действительности - он должен
иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения,
являющиеся предпосылкой для активной
сознательной деятельности по целенаправленному
формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды
становятся убеждениями личности в процессе
социальной практики и под воздействием
объективных условий трудовой деятельности.
Требованиям профессиональной педагогической
этики отвечает убеждённость, органически
сочетающаяся с подлинной сознательностью,
принципиальностью и требовательностью
к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные
чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его
духовной деятельности, характеризующая
наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по
отношению к профессиональной деятельности
и участникам воспитательного процесса.
Нравственные чувства выступают как средство
формирования личности и как одна из задач
нравственного воспитания. Нравственные
чувства учителя можно условно разделить
на несколько групп в соответствии с отражаемым
объектом. В группе чувств, регулирующих
отношение педагога к свое профессии,
выделяются чувства профессионального
долга, ответственности; самокритичность,
гордость, честь и др. определяют отношение
учителя к себе как представителю педагогической
профессии; наконец, особую группу составляют
чувства, отражающие отношение к участникам
педагогического процесса.
6. Нравственные отношения педагога.
В основе нравственных отношений лежат зависимости
между предписаниями долженствования и
субъективным восприятием этих предписания
личностью, между личностными и общественными
интересами. Нравственные отношения регулируются
моральными принципами, нормами, обычаями,
традициями, получившими общественное
или групповое признание и усвоенные личностью
в процессе её коллективной деятельности.
Особенность нравственных отношений в том,
что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер,
то есть в них всё основано на моральной оценке,
выполняющей функции регулирования и контроля.
В педагогической среде выделяются сферы,
в которых нравственные отношения имеют определённые
особенности - сферу учебного труда, различного
рода общественной деятельности педагогов
и учащихся, сферу внешкольных контактов,
общего досуга, сферу педагогических контактов
учителей и др. Субъектом нравственных
отношений в педагогической среде является
учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном
процессе, он осуществляет самое широкое
взаимодействие с учащимися, их родителями,
коллегами и т.д.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений
между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют
развитию творческой личности, формированию
человека, обладающего чувством собственного
достоинства. Важнейшее условие положительного
воздействия педагога на воспитуемого
- сочетание разумной требовательности
и доверия к нему. В системе нравственных
отношений в педагогической среде очень
важную роль играет взаимодействие учителя
с ученическим коллективом, которые должны
строиться на основе взаимопонимания
и взаимоуважения, уважения учителем положительных
традиций коллектива и чувства собственного
достоинства каждого воспитанника. Конечно,
успех воспитания зависит и от влияния
той ближайшей микросреды, в которой живут
и воспитываются дети.
7. Нравственная деятельность педагога.
Нравственная деятельность педагога,
как и любая духовная деятельность, обладает
относительной самостоятельностью, тесно связана
с другими видами деятельности и может
реализовываться в различных предметных
формах: нравственное просвещение, организация
нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения школьников
педагог проводит их ознакомление с основными
проблемами морали, критериями моральной
оценки, раскрывает возможности свободы
выбора нравственного поступка и меру
ответственности личности за своё поведение
и т.д.
Процесс нравственного самовоспитания
представляет собой не только формирование
недостающих привычек, но и ломку ранее
сформированных негативных установок.
8. Педагогический такт как важный компонент
нравственной культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной
практике включает в себя особый элемент
нравственного творчества - педагогический
такт. Нравственное творчество учителя
включает в себя ряд компонентов, среди
которых важнейшими являются такие, как
осмысление нормы и её значимости в отношении
к обществу, педагогической профессии;
осмысление сложных обстоятельств ситуации,
условия её возникновения; необходимость
выбрать лучший вид поступка в соответствии
с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт есть форма реализации
педагогической морали в деятельности
учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Такт - это нравственное поведение, включающее
предвидение всех объективных последствий
поступка и субъективного его восприятия;
в такте проявляется поиск более лёгкого
и менее болезненного пути к цели. Педагогический
такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов педагогического
такта учителя можно назвать уважительное
отношение к личности, высокую требовательность,
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать
ему, уравновешенность и самообладание,
деловой тон в отношениях, принципиальность
без упрямства, внимательность и чуткость
по отношению к людям и т.д.
9. Кодекс профессиональной этики учителя
Среди требований, предъявляемых к педагогической
культуре учителя, есть общечеловеческие,
которые были выработаны в ходе развития
педагогической практики. Но в сфере педагогического
труда свои особенности и влияние имеет
и моральная регуляция, неотъемлемым элементом
которой является нравственное самовоспитание.
Ведь многие действия педагога никем не
контролируются. Зачастую своим действиям
и поступкам он сам даёт оценку, сам же
их корректирует. Поэтому моральный «барометр»
учителя - его педагогическая совесть
- должен быть чувствительным в высокой
степени.
Кодекс профессиональной этики педагога
определяет совокупность нравственных
требований, вытекающих из принципов и
норм педагогической морали, и регулирует
его поведение и систему отношений в процессе
педагогической деятельности. Одной из
основ кодекса профессиональной этики
учителя является установление основных
требований, которые определяют отношение
учителя к самому себе, к педагогическому
труду, к ученическому и педагогическому
коллективам и т.д.
ак Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов,
Чернокозовы и др.
Особенностью профессиональной этики является
ее тесная связь с деятельностью членов
конкретной группы и неразрывное единство
с общей теорией морали. Выделение профессиональной
этики в относительно самостоятельную
область знания обусловлено тем, что этическая
теория на современном этапе призвана
стать практическим руководством по формированию
нравственного сознания людей
Проблема формирования профессиональной
культуры в настоящее время очень актуальна,
т.к. инновационные процессы, происходящие
в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные
требования к подготовке будущего учителя.
"Настоящий учитель во все времена сохранял
неповторимость своей личности, питаясь
из неиссякаемых источников общечеловеческих
ценностей. Верный своему общественному
призванию, он являет высоконравственный
пример практического действия, утверждает
гуманистические принципы добра и справедливости,
крепит духовную связь поколений", так
говорил В.А. Сластенин. "Чтобы быть
хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь" - это слова В.О. Ключевского. Профессионально-педагогическая
этика - система норм нравственной воспитанности
учителя, его профессиональных обязанностей
по отношению к учащимся, их родителям,
педагогическому коллективу, обществу.
Можно сформулировать следующие принципы
педагогической этики: гуманизм, коллективизм,
профессиональный долг, оптимизм, справедливость,
авторитет и т.д. В условиях актуализации
духовных и нравственных приоритетов
жизни современного общества некоторые
аспекты профессионально-педагогической
этики обогащаются новым содержанием:
Корпоративная этика педагога, следовательно,
подразумевает определенные требования
к его поведению по отношению к себе, коллегам,
администрации образовательного учреждения,
учащимся и их родителям, а также ко всему
социальному окружению.