Особенности и принципы преподавательской этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 00:14, реферат

Краткое описание

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Цель реферата:
-выявить соблюдение этических норм в школе;
-определить наиболее значимые составляющие профессиональной культуры учителя;
-что не имеет права делать учитель-профессионал с точки зрения педагогической этики.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика преподавателя.docx

— 29.60 Кб (Скачать файл)

Кодекс  чести педагога

Отношение к образовательному учреждению – преданность, благодарность. 
Отношение к работе – усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу. 
Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость. 
Отношение к ученикам – сотрудничество, внимание. 
Педагогическая  мораль определяет педагогическую целесообразность и необходимость установления партнерских  отношений с учащимися за счет: 

Уважения личности учащегося; 
Обращения к учащимся по имени (звук собственного имени для человека – самая приятная мелодия; услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком); 
Исключения в общении с учащимися крика и оскорблений. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик педагога вызывает у ученика реакцию защиты и теряет  воздействующую силу. 
Планирования учебной и внеучебной деятельности совместно с учащимися; 
Раскрытия и развития индивидуальности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности; 
Выявления и поощрения индивидуальных положительных качеств, достижений учащихся.Как-то учительница математики показала в учительской работу Толи (очень «трудный» ребенок) со словами неподдельной радости и удивления: «Посмотрите, ведь это Толя сейчас на уроке вычертил график. И знаете, смотрела незаметно на его лицо: сосредоточенное, даже доброе и красивое. В этот момент он был другим. Может, рано мы его «списали» в «трудные», а?» 
Учета мнения учащихся, признания собственной вины во всех возникающих проблемах; 
Реализации на практике права учащихся на собственное убеждение и выбор. 

 

    
Требования  кодекса профессиональной этики  по отношению к родителямучащихся: 

Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания. 
Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Вы знаете, что родители учащихся и педагог – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе педагога, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты педагога с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности. 
Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – педагог приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда педагогу, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет. 
Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Педагог обязан давать ученикам только объективную характеристику. Известна история, рассказанная Адлером. Адлер очень плохо учился в гимназии. Однажды учитель вызвал его отца и сказал ему, что его сын может быть только сапожником, поскольку совершенно не справляется с уроками.                                                                                                                                                                    Когда педагог осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании. 
Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и педагог из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом педагог не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика. 
Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к педагогу.Профессиональная мораль требует от педагога доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически педагогу далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда педагог сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе педагог с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету педагога. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

В своей книге  К.М. Левитан определял необходимый  минимум этических норм педагога, но, окончательно его сжав, можно выделить главный «Не навреди!»Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому. 
Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста. 
Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. 
Задача современной  школы, направленная на создание условий  для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры. 
Профессиональное  сознание, профессиональную культуру педагогавозможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном». 
Культура общения- 
доброжелательность, эмпатия (умение видеть мир глазами  других), умение понять другого, умение управлять своим состоянием, чувствами, чуткость, такт, внимание,  требовательность к себе, терпимость к другому, оптимизм. Внешний облик идеального педагога (обобщение ответов учащихся 9-11 классов): приятное выражение лица, лёгкая улыбка, веселые добрые глаза. Качества, которые учащиеся больше всего ценят в педагоге: чувство юмора, терпение, доброта, весёлый характер, чуткость, внимание, такт, требовательность к себе.  
  
 
 


Информация о работе Особенности и принципы преподавательской этики