Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 00:43, реферат
Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда; это часть внешней культуры общества.
В настоящее время человечество сталкивается с бескультурьем, неэтичным поведением в обществе. Незнание этикета и правил поведения в общественных местах может привести к казусам, к некоторому дискомфорту.
Введение……………………………………………….. 3 стр.
Поведение на улице……………………………………. 4 стр.
Поведение в магазине……………………………........... 6 стр.
Поведение в трамвае или автобусе……………………. 7 стр.
Поведение в поезде………………………………........... 8 стр.
Поведение на самолете…………………………………10 стр.
Поведение на пароходе…………………………………11стр.
Поведение в кафе, ресторане…………………………..11стр.
Поведение в театре……………………………………..15 стр.
Поведение в кино………………………………………17 стр.
Поведение на стадионе и на концерте…………......18 стр.
Поведение на танцевальном вечере……………......18 стр.
Заключение…………………………………………......21 стр.
Поведение на самолете
Самолет требует от пассажира обычных правил поведения в дороге. Тем более, что сами по себе отпадают проблемы давки, багажа, необходимость уступать свое место. Однако все же напомню, что в полете вовсе не обязательно вызывать панику среди пассажиров, например, такими замечаниями: «Кажется, уже один мотор не работает...» или меланхолически предаваться воспоминаниям об известной вам воздушной катастрофе: «...Погода была хорошая, такая как сегодня».
Поведение на пароходе
На пароходе следует представиться соседу по каюте. Не годится занимать весь шкафчик — он, как правило, рассчитан на двоих. Умывшись, не забудьте привести в порядок раковину: после вас ею будет пользоваться ваш сосед. Даже при самых первых признаках морской болезни нужно выйти из каюты в туалетную комнату.
Поведение в кафе, ресторане
Условившись о встрече с женщиной в кафе или ресторане, мужчина обязан быть на месте несколько раньше, чтобы успеть найти свободный столик, что иногда занимает определенное время. Если случается (в порядке исключения), что женщине приходится одной ждать своего партнера в ресторане — не нужно из этого делать трагедии. Мужчина обязан извиниться и объяснить причины своего опоздания, женщина же — великодушно простить и не портить себе и партнеру вечера своим «кислым» видом.
Если в ресторане намерены встретиться несколько человек, то пришедшие вовремя ожидают опаздывающих около 20 минут, после чего не связывают себя обязательствами в их отношении.
В помещение ресторана, кафе первой входит женщина, но примерно на полпути мужчина может ее опередить и провести к свободному столику.
Перед залом кафе или ресторана обычно располагается гардероб. В отдельных странах женщинам (но только им!) разрешается сидеть в кафе в плащах. Тогда уж, садясь, не приподнимайте его, боитесь измять — оставьте на вешалке. В ресторанах всегда верхнюю одежду оставляют в гардеробе. Выходя из ресторана, мужчина сам подает своей спутнице пальто, не оставляя эту функцию гардеробщику.
У зеркала в гардеробе можно поправить прическу, но причесываться, подкрашиваться, завязывать галстук, подтягивать чулки можно только в туалете.
Здесь же, в раздевалке, оставляем покупки, пакеты; желательно, чтобы мужчины оставляли портфели. За столиком наиболее удобным считается место у стены, т. е. лицом к залу. Если вы сидите в центре зала, почетное место для дамы — лицом ко входу.
В случаях, когда свободных столиков не остается и приходится выбирать варианты отдельных мест за уже занятыми столиками, лучше всего обратиться за помощью к официанту. Можно, конечно, найти место и самому, предварительно вежливо осведомившись: «Вы позволите здесь сесть?». Иногда в ответ можно услышать: «Занято», «Мы ждем друга». Настаивать ни в коем случае не следует.
Присаживаться к знакомому, сидящему в кафе в обществе незнакомого вам человека, вполне допустимо. В ресторанах это не принято. Исключительный случай — если сидящие знакомые нас просят об этом.
Несколько слов или замечаний о том, что и как следует есть.
Чашку следует держать за ушко, не продевая через него указательный палец и не отставляя мизинца. Чайная или кофейная ложечка служит только для размешивания сахара, после чего ее нужно положить на блюдце, а если оно очень глубокое, опереть о его край. Не следует помогать себе ложечкой даже при первых глотках кофе или чая. Если горячо — терпеливо ждем пока остынет, а не дуем в чашку или стакан. Не берем в руки ломтик лимона, находящийся в стакане, можно осторожно выдавить ложечкой, потом положить на тарелку, но лучше оставить в стакане. Хочу заметить, что присутствие лимона в стакане никаким образом не дает нам права на прихлебывание (хотя ломтик лимона иногда к этому и очень располагает). Лимон из чая съедать не следует.
Если чайная заварка подается в мешочках, то, получив желаемый результат, мешочек вынимаем и кладем на блюдечко (не в пепельницу!).
Иногда очень приятно выпить напиток через соломинку, но в таких случаях не следует высасывать его до последней капли, так как пронзительное бульканье внесет некоторый диссонанс в общую беседу.
В тех приятных случаях, когда мы пьем чай или кофе с пирожным, особенно если последнее с кремом, нужно следить за тем, чтобы не оставлять жирных следов на краю стакана. Лучше всего есть пирожное так, чтобы не пачкать при этом губы кремом, что вполне достижимо. Но если этого не получается, можно всякий раз перед тем, как сделать глоток чая или кофе, протереть губы салфеткой (раньше проглотить кусочек, а потом запить). Бисквитное пирожное едят ложечкой. Сухое пирожное лучше взять в руку, так как под ложечкой оно может разлететься по столу. Бумажную салфетку после употребления оставляем на тарелочке, а не в пепельнице.
Сигареты гасят только в пепельнице, никогда не на тарелке или блюдце.
В случаях, когда в ресторане предусмотрена одна карточка меню на столик, мужчина предлагает ее женщине, которая, в свою очередь, может предложить спутнику прочесть вслух ее содержание. В большой компании кто-нибудь один читает вслух названия блюд.
Приглашенным на ужин или обед лучше не выбирать самых дорогих блюд. И количество заказываемой еды не должно быть таким, будто это последний ужин в жизни. Плохо выглядит и другая крайность: принимая приглашение на обед или ужин, предполагается само собой, что у пригласившего есть необходимая сумма.
В случае общего обеда или ужина в ресторане заранее должно быть совершенно очевидно, кто и как рассчитывается: каждый участник за себя, за семью, за несколько человек или одно лицо — инициатор мероприятия — угощает. Иначе может возникнуть неловкая ситуация, при которой все полагают, что их пригласили, а потом окажется, что каждый платит за себя.
Лицо, официально выступившее с приглашением в ресторан, может самостоятельно, без учета пожеланий приглашенных, составить меню, например, приглашает «на форель». В этом случае без дополнительных обсуждений он заказывает для всех одно и то же.
Не стоит стыдиться обращения к официанту с просьбой объяснить, что кроется под названием того или иного блюда — наоборот, подобное любопытство вполне естественно. Есть люди, которые, смущаясь своего незнания, на всякий случай, заказывают по кругу гуляш и шницель, а ведь за незнакомым названием может скрываться нечто новое, интересное и вкусное. Названий блюд много, и мы не обязаны знать их все.
В ресторанах на столах около приборов обычно находятся полотняные салфетки. Их следует развернуть и поместить на коленях. Сохранить такую салфетку на коленях подчас бывает довольно трудно: она соскальзывает, особенно с женского шелкового платья. Но этикет ресторана требует, чтобы дама нашла способ удержать на коленях эту непослушную вещь. Если салфетка все-таки соскальзывает с колен дамы, мужчина не наклоняется для того, чтобы ее поднять. В подобной ситуации вежливость требует невнимания. Женщина сама старается незаметно поднять упавшую с ее колен салфетку. Уходя, салфетку нужно оставить на столе, не складывая ее.
Как дополнение к основному блюду часто подают соус и овощи. Иногда их приносят в отдельной посуде — в этом случае их следует класть понемногу на собственную тарелку. Салаты из огурцов, помидоров не нужно перекладывать, их едят одновременно с мясом из поданной тарелки. Тушеное мясо или грибы следует есть прямо из горшочка, находящаяся под ним тарелка — просто подставка.
Когда можно закурить? Первый подходящий для этого момент представляется сразу после сделанного заказа — в ожидании его выполнения. Зато во время ужина лучше не курить, особенно тогда, когда ваша спутница ест.
Рассчитываясь, смотрим на счет (кстати, его можно проверить) и кладем нужную сумму на тарелочку, на которой он был подан. Если мужчина рассчитывается и за женщину, последняя никак не вмешивается и не комментирует его переговоров с официантом. Ни в коем случае нельзя требовать счет в момент, когда партнерша или партнер еще едят, это невежливо по отношению к ним.
Если женщина не была специально приглашена на ужин или обед, а встретила знакомого уже в кафе, она может платить за себя. И дискуссия на эту тему не должна проходить в присутствии официанта. Расчет в подобных случаях выглядит так: когда подходит официант, женщина напоминает ему заказанные ею блюда и получает свой счет, партнер — свой. Мужчина может взять на себя оплату стоимости вина.
Кто первым предлагает покинуть ресторан? Тот, кто был инициатором встречи. Если столик заказан на двоих — первым предлагает мужчина. Только в исключительных случаях женщина, посмотрев на часы, может сказать: «К сожалению, мне пора».
Поведение в театре
Приходя на спектакль в последнюю минуту, опоздавший мешает тем, кто уже занял свои места. Конечно, кто-то должен быть последним — но нужно стараться, чтобы ими не были именно мы.
Более естественно, с анатомической точки зрения, проходить на свое место спиной к сидящим, потому что легче обойти их колени, но более вежливо — проходить лицом к сидящим. Вежливость не всегда полностью совпадает с удобством.
Женщина проходит первой, но если таким образом она окажется слева от мужчины, то дойдя до своего места, она не садится на него, а занимает то, которое окажется справа от партнера. Весьма желательно, чтобы мужчина придержал откидной стул, на который должна сесть его спутница.
Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих за ней, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», — головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически, тем более, что уж это сооружение снять невозможно. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно учитывать этот момент.
Если в зрительном зале усаживаются две пары, женщины сидят в центре, мужчины по обеим сторонам. В ложе впереди сидят женщины, за ними мужчины. Но поскольку из ложи вообще не очень хорошо видно, особенно в задних рядах, женщины должны так усаживаться, чтобы дать возможность мужчинам видеть сцену. Если вы встретили в театре знакомую или знакомого и захотели сесть вместе, можно своему ближайшему соседу предложить поменяться местами, но только на место равноценное или лучшее. Влюбленным не следует сидеть в театре «приголубившись», их склоненные друг к другу головы заставляют сидящих позади прибегать к акробатике. Не следует здесь злоупотреблять нежностями: не заставляйте окружающих распыляться и быть свидетелями сразу двух действий, происходящих на сцене и в зрительном зале.
В обязанности мужчины, пришедшего в театр с женщиной, входит купить программу и передать ее спутнице. Если вы этого не успели перед спектаклем, можно ненадолго попросить программу у сидящего рядом соседа (желательно это сделать после того, как вы уточните, что хозяин программы ее уже просмотрел). Прежде существовал обычай покупать даме конфеты, теперь это, как правило, делается только в том случае, если места находятся отдельно, в ложе. Вообще же лучше вовсе не приносить в зрительный зал кулечки или коробки с конфетами: всегда есть возможность во время антракта угостить спутницу в буфете.
Женщина, отправляясь в театр, не должна злоупотреблять духами. Рядом могут оказаться люди, чувствительные к запахам. Если простуженный человек собрался в театр, ему еще дома следует принять таблетку от кашля и взять лишнюю с собой, чтобы принять ее во время спектакля. Громкий кашель мешает не только зрителям, но и актерам.
Никаких громких комментариев или замечаний вполголоса во время спектакля делать не следует. Поговорить можно во время антракта, но и тогда не слишком громко.
Тем, кто пользуется биноклем, следует помнить о том, что его назначение — помогать зрителю лучше видеть сцену, а не разглядывать своих соседей по залу.
Из зрительного зала никогда не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие и актеры не вышли поклониться. Не утверждаю, что обязательно восторженно аплодировать после неважного спектакля; но ведь мы, всякий раз побывав в гостях, прощаемся с хозяйкой?
Поведение в кино
Кроме перечисленных выше «неприятностей» на спектакле, таких, как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, есть еще типичный кино-бич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошенного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.
В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты; но, разумеется, не следует грызть громко и шелестеть бумажками и бросать их под стулья.
Поведение на стадионе и на концерте
На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.
На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, громкий кашель, замечания вслух, словом, все, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивать такт рукой.
После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; еще вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери ее квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.
Поведение на танцевальном вечере
Словом «Потанцуем?» может пригласить женщину на танец близкий товарищ, возлюбленный или муж. Просто знакомые в таких случаях спрашивают: «Можно вас просить?» Если женщина находится в обществе другого мужчины, приглашающий не обязан обращаться к нему за специальным разрешением, но тем не менее вежливость требует каким-то образом принять во внимание его присутствие. Вы поступите вежливо, если поклонитесь обоим сидящим и вопросительно взглянете на спутника женщины. Если в его реакции мы прочтем согласие, обращаемся прямо к женщине с приглашением. Если вы еще не знакомы с женщиной, которую приглашаете, то после того, как она примет ваше приглашение и встанет со стула, следует ей представиться. Нет необходимости в этот момент целовать ее руку. После танца мужчина провожает партнершу на место и кланяется. Если женщина пожелает, она может представить нового знакомого своему спутнику или всей компании. В таком случае приглашавший может с полчаса посидеть за их столиком, но не оставаться здесь до конца. Хорошо, если за это время он потанцует еще раз с этой же дамой или с другой из этого общества. Остаться до окончания вечера среди новых знакомых можно только после настоятельны просьб.