Природа и сущность этики деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Природа и сущность этики деловых отношений…………………………….5

2. Основные принципы этики деловых отношений…………………………....8

3. Этические проблемы деловых отношений………………………………….14

Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное бюджетное образовательное учреждение.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

       В преамбуле «Принципов бизнеса», в  частности, говорится: «Законы и  движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к  действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

         В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

         • ответственность бизнеса: от  блага акционеров к благу его  ключевых партнеров; 

         • экономическое и социальное  влияние бизнеса: к прогрессу,  справедливости и мировому сообществу;

       • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

         • уважение правовых норм;

       •поддержка  многосторонних торговых отношений;

         • забота об окружающей среде; 

       • отказ от противозаконных действий.

       Указанные принципы определяют характер взаимоотношений  между макросубъектами социальной и экономической структуры общества — организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, в которых происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

         В Декларации Ко предложены  также ключевые принципы взаимоотношений  на микроуровне, т. е. организации  с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

       Так, во взаимоотношениях организации с  покупателями ключевыми должны стать  следующие принципы:

       • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в  соответствии с их требованиями;

         • обходиться с ними честно  во всех аспектах своей коммерческой  деятельности, обеспечивая высокий  уровень обслуживания для удовлетворения  их потребностей;

         • принимать необходимые усилия  для гарантии того, что товары  и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

       • гарантировать уважение человеческого  достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность  культуры клиентов.

       Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах: 4

         • обеспечивать профессиональный  и тщательный менеджмент для  гарантирования справедливой и  конкурентоспособной прибыли на  капитал владельцев и инвесторов;

       • обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;

         • сохранять, защищать и приумножать  активы владельцев и инвесторов;

         • со вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.

       Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:

         • обеспечивать работников работой  и заработной платой, которые  повышают их уровень жизни; 

         • создавать условия труда  для работников, не наносящие  ущерба их здоровью и человеческому  достоинству;

         • быть честным в общении  со своими работниками и обеспечивать  им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона  и условиями конкуренции; 

       • прислушиваться и по возможности  реагировать на предложения работников;

       • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;

         • избегать дискриминационной  политики и гарантировать персоналу  равные права и возможности  независимо от пола, возраста, расовой  принадлежности и религиозных  убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;

       • обеспечивать охрану труда во избежание  несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

         • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.  

         Общепринятыми этическими принципами, как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

       • «золотое правило менеджера» — в  рамках служебного положения никогда  не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы - не желали видеть по отношению к себе;

         • авансирование доверием (в коллективе  создаются благоприятные условия  для принятия решений и их  выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

       • право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или  рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

         • справедливость во владении/приобретении  полномочий, ответственности, права  распоряжаться ресурсами различных  видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

       • справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером 5всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);

       • максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);

       • терпимое отношение менеджера к  моральным устоям, укоренившимся  в менеджменте других стран и регионов;  

         • разумное сочетание индивидуального  и коллективного начал в работе  менеджера, в принятии решений; 

         • постоянство воздействия, поскольку  обеспечение соблюдения этических  норм в основном базируется  на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата. 

       3. Этические проблемы деловых отношений 

       В последние десятилетия этическая  сторона деловых отношений как  сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания интереса к данной области. Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых отношениях остался прежним (таким, каким он был 20-30 лет назад) а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В соответствии со вторым объяснением этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традиционной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менеджеров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о Том, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

       К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых  отношений, можно отнести следующие:

       • соотношение целей и средств  их достижения;

       • соотношение личных и общественных интересов;

         • выбор между краткосрочной  выгодой и долгосрочным результатом; 

         • соотношение материальных и  духовных ценностей при принятии  решений. 

       В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях[4]:

         • отношения между организациями; 

       • отношения между организациями  и государством;

       • отношения между организациями-производителями  и потребителями;

         • отношения между организациями  и владельцами (инвесторами);

       • отношения между организациями  и местными сообществами;

       • отношения между организациями  и окружающей средой.

         Между организациями, действующими  в одной и той же сфере,  неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе. 6

         К настоящему времени сложилось  несколько концепций, относящихся  к проблеме взаимоотношения организаций и государства, организаций и общества в целом. В соответствии с неконсервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмешательство в дела организации со стороны, как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительности). Представители второй, более популярной концепции, утверждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции. Сверху — специальными государственными структурами и законами, прежде всего, по таким направлениям, как регулирование деятельности организаций в целях обеспечения эффективности экономики; регулирование отношений организаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослеживается тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

 

       Список  литературы 

1. Аверченко  Л. К. Управление общением: Теория  и материалы и практикумы для  специального работника: Учеб. пособие.  — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

2. Андерсен Р., Шихирев П.Н. «Акулы» и «дельфины»: Психология и этика российско-американского  делового партнерства. — М.: Дело, 1994.

3. Андреев В.  И. Конфликтология: Искусство спора,  ведения переговоров, разрешения  конфликтов. — М.: Народное образование, 1995.

4. Андреев В.И.  Деловая игра. — Казань. Изд-во  Казанского университета, 1993.

5. Баева О.Л.  Ораторское искусство и деловое  общение. — Минск, 2000.

6. Батаршев А.В.  Психодиагностика способности к  общению. — М.: Владос, 1998.

Информация о работе Природа и сущность этики деловых отношений