Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:37, контрольная работа

Краткое описание

Современный руководитель должен быть челове¬ком высокой культуры и всестороннего образования. Он должен обладать разнообразными знаниями, на¬выками и умениями. Кроме этого, любой руководи¬тель должен обладать культурой общения. Чтобы его понимали подчиненные, его речь должна быть пост¬роена безукоризненно верно, грамматически и лек¬сически правильно выдержанна, то есть он должен обладать культурой общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...31. Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении
1.1. Сущность перцептивной стороны общения………………………………..4
1.2. Закономерности формирования первого впечатления………………….....5
1.3. Механизмы взаимовосприятия………………………………………….…..8
2.Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении
2.1. Психологическая сущность взаимодействия……………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Этика и культура управл.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

- хало-эффект, то есть  грубое обобщение, оценка в черно-белых  красках;

-эффект снисхождения, то есть слишком положительная оценка наблюдаемых событий, поступков;

-эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов и явлений;

-эффект ореола, то есть тенденция связывать характеристику одной черты характера с другими свойствами человека. Например, высокий научный интеллект, в представлении большинства людей, ассоциируется с высоким благородством или хорошо развитым чувством общественного долга. Внешне привлекательным людям часто приписывают благородные черты характера;

-эффект контраста, то есть склонность подчеркивать противоположные своим положительным чертам черты окружающих;

-эффект проекции, то есть склонность приписывать негативные свойства своего характера, а также мотивы своего поведения другим. Так человек, который часто говорит неправду, чаще всего не верит и другим.

Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Однако дальше, в процессе последующего восприятия собеседника, социальный стереотип должен уйти в тень и освободить место для действия механизмов «тонкой настройки». Наступает этап более глубокого и объективного понимания партнера — его актуального эмоционального состояния, динамики его отношения к нам, то есть стремление за внешними признаками увидеть внутреннее состояние, «прочитать» внутренний мир другого. К механизмам «тонкой настройки» относятся идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Идентификация (позднелат. identifico — отождествляю) представляет собой способ познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попыток поставить себя на место этого собеседника. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято другими людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.

Аттракция (фр. attraction, буквально — привлечение, притяжение) — это умение добиться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или глубокого интимно-личностного отношения.

Рефлексия (позднелат. reflexio — обращение назад) — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis — причинность и attributio — приписывание) — это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта.

Кроме этих схем, были выявлены и некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной (то есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

2.Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении

2.1. Психологическая сущность взаимодействия.

В ходе общения его участники не только воспринимают и понимают друг друга, не только обмениваются информацией, но и осуществляют взаимодействие, то есть планируют общую деятельность, обмениваются идеями, вырабатывают формы и нормы совместных действий. Таким образом, действие — главное содержание интерактивной стороны общения. Описывая те или иные ситуации общения, мы чаще всего используем термины действий. Например, «мы пришли к единому мнению», «он на меня давил, но я не поддался», «мы топтались на месте» и т.д. Между тем речь идет об общении, а не о борьбе. То, что оно передается такими фразами, обычно не приукрашивание, а главный смысл, который увидели партнеры в общении. Итак, взаимодействие в общении — это система взаимно обусловленных действий партнеров по общению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.

Характерные черты взаимодействия:

- взаимодействие — необходимый  и обязательный элемент совместной  деятельности, без него проблематично говорить и о результативной выраженности социальной активности человека;

- основу взаимодействия составляет многообразие межличностных контактов и действий: непосредственных и опосредованных, случайных и преднамеренных, частных и публичных, длительных и кратковременных, вербальных и невербальных;

- для взаимодействия характерна  циклическая причинная зависимость действий партнеров, когда поведение каждого выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных, то есть между партнерами проявляется взаимная связь, взаимное воздействие, взаимные изменения и др.

Структурными компонентами процесса взаимодействия в общении выступают субъекты взаимодействия, взаимная связь (на основе формальных и неформальных отношений), взаимные воздействия, взаимные изменения субъектов взаимодействия (на основе изменения точек зрения, взглядов, представлений, отношений, поведения, деятельности и др.).

В процессе взаимодействия каждый стремится ориентироваться на свои цели и цели партнера. В зависимости от степени учета во взаимодействии этих целей различают следующие стратегии поведения:

1) сотрудничество, предполагающее  максимальное достижение участниками  взаимодействия своих целей;

2) противодействие, предполагающее  ориентацию лишь на свои цели  без учета целей партнера;

3) компромисс, предполагающий  частное, промежуточное (зачастую, временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

4)уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

5) избегание (уклонение), предполагающее  уход от контакта, отказ от  стремления к достижению своих  целей для исключения выигрыша  другого.

Среди изложенных стратегий нет плохих или хороших. Все зависит от конкретной ситуации общения, от целей, которые ставят перед собой партнеры, и ряда других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.Обладая психологической подготовкой, талантливый руководитель сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия. Психологическая подготовка поможет ему в общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли. Психологическая подготовка необходима руководителю в целях совершенствования самого себя, своих личностных качеств и личностных качеств подчинённых. В конце концов, руководитель может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.

Напротив, отсутствие достаточных знаний в области психологии или опыта их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием в осуществлении руководителем своих функций, привести к падению эффективности производства.

Таким образом – руководитель любого уровня должен, а точнее обязан обладать знаниями в области психологии, - уметь  общаться с подчиненными; знать, подмечать и пользоваться всеми тонкостями психологии общения.

 

 

Список литературы

 

  1. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2013. – 640 с. – (Библиотека практической психологии).
  2. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии).
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т1: Пер. с франц. – М.: “Мир“, 2010. – 496 с., ил.
  4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс,2011. – 440 с.: ил.

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении