Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:55, доклад
Украинская федерация ученых при помощи специалистов Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва НАН Украины на основе обобщения мирового опыта и практики разрешения этических проблем, сложившейся в отечественной науке, подготовила этот проект Кодекса научной этики и выносит его на обсуждения широкого круга украинских ученых.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ученый, связавший свой жизненный путь с научной деятельностью, направленной на получение и прогресс знаний посредством научных методов, ради достижения высоких научных результатов обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Последние определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Их содержание сложилось исторически и уточняется, усовершенствуется самим научным сообществом в соответствии с условиями современности - в связи с возникновением в науке новых этических проблем под воздействием социальных трансформаций. В обобщенном и систематизированном виде принципы поведения ученого с точки зрения морально-этических ценностей составляют своеобразный "Кодекс научной этики".
Украинская федерация ученых при помощи специалистов Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва НАН Украины на основе обобщения мирового опыта и практики разрешения этических проблем, сложившейся в отечественной науке, подготовила этот проект Кодекса научной этики и выносит его на обсуждения широкого круга украинских ученых.
1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.
Этические вопросы в науке могут возникать в силу разных причин: из нереализованных идей, которые желательно воплотить в жизнь; из конфликтов, в которых следует выступить посредником; из дилемм, которые необходимо понять и разрешить: из необходимости ограничить и исправить сомнительное или непрофессиональное поведение и т.д. Цель Кодекса этики - не ограничение или наказание, а содействие внимательному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.
Кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также своеобразный каталог тех поступков ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения. Кодекс научной этики основывается на правах и обязанностях научных работников, признанных международным сообществом, и основных принципах: стремление к знаниям и поиск истины; свобода творчества; коллегиальность; подотчетность; справедливость и честность.
Осознание широким кругом украинских ученых прав и обязанностей, признанных профессиональных ценностей и стандартов поведения в научных коллективах будет способствовать свободе научного творчества, позитивно влиять на повышение качества научного потенциала и подготовит почву для эффективной интеграции украинских ученых в мировое научное сообщество.
2. НАУЧНАЯ ЧЕСТНОСТЬ
"Рекомендация относительно статуса работников науки", принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран внесла серьезный вклад в дело защиты прав работников науки и содействия научному прогрессу. Основные ее положения вполне актуальны и сегодня, хотя заявленные цели во многих странах (в Украине тоже) не реализованы в полном объеме. В этом документе отмечается, что работники науки призваны сыграть важную роль в деле повышения эффективности использования науки и научных методов во благо человечеству, содействовать сохранению мира и ослаблению напряженности в международных отношениях. В рекомендации подчеркивается особая ответственность всех ветвей власти и всех правительств в деле защиты прав работников науки и в создании удовлетворительных условий для проведения научных исследований.
Основные права и обязанности ученых,
сформулированы в этом документе следующим
образом:
- принимать
активное участие в определении путей
развития науки и техники, а также направлений их использования
в интересах человечества: анализировать
необходимые социальные условия в каждом
конкретном случае и информировать общественность
о возможных социальных последствиях;
участвовать как в подготовке, так и в
реализации принятых решений, их контроле
и анализе их последствий;
- проводить
научные исследования и передавать свои
профессиональные знания; вмешиваться и проявлять
инициативу при выборе предмета и методов
исследования, при обеспечении доступа
к источникам информации, необходимой
для выполнения своих обязанностей; выявлять,
анализировать и полностью осознавать
риск, связанный с проведением научных
исследований;
- общаться
и обмениваться информацией, полученной
как в ходе собственных исследований,
так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать
здоровой конкуренции между работниками
науки, распространению знаний в гуманных
целях; использовать современные средства
коммуникации для обеспечения доступа
к научной информации и стимулирования
дискуссий, как в рамках научного сообщества,
так и в масштабах общества в целом, содействовать
конструктивному диалогу с людьми, ответственность
которых распространяется на другие сферы
(СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы
облегчить общественное признание моральной
ценности научно-технических достижений;
- создавать,
использовать и распространять знания,
как индивидуально, так и сообща, благодаря контактам
и сотрудничеству - прямая обязанность
научных работников перед будущими поколениями;
- обеспечивать
свою роль собственной научной деятельностью.
Здесь имеется в виду: доверие в процессе
работы и признание достижений в научной
и общественной деятельности ко всем научным
работникам и особенно к молодежи и женщинам;
возможность для научных работников, мужчин
и женщин, строить свою научную карьеру
независимо от семейных и родительских
обязанностей, создание равных условий
и возможностей для их профессионального
роста; вознаграждение в соответствии
с квалификацией и результатами работы; - изменять
социальное окружение людей и природную
среду, считая развитие человека
и охрану природной среды определяющими
критериями при выборе форм использования
научного знания.
Права и обязанности научного работника должны быть четко определены законодательными документами и посредством коллективного договора между работодателями и профсоюзными организациями работников науки.
Научные работники должны уметь демократическими методами определять условия труда и стиль сотрудничества, принятый в научных организациях.
Продвижение по служебной лестнице должно быть обеспечено такими факторами как знания, квалификация, опыт, продуктивность и эффективность.
Развитие науки должно полностью основываться на демократических методах, обеспечивающих создание иерархических структур, организаций и научных учреждений.
Права ученых на получение выгоды от своих оригинальных идей, открытий и изобретений, а также на прибыль от их реализации должны быть защищены законом.
3. НАУЧНАЯ ЧЕСТНОСТЬ
Научная честность обусловливает этические ценности, которыми должны руководствоваться работники науки.
Благодаря достижениям науки, человечество больше узнает о мире, открывает новые истины, исправляет ошибочные представления и концепции. Благодаря процессу обучения и свободным научным дискуссиям работники науки стараются поддерживать стремление к обучению и содействовать ему, распространять знания, преодолевать невежество.
Поскольку стремление к знанию и поиск истины жизненно важны для научной и научно-педагогической деятельности, то сознательная нечестность - чрезвычайно опасна для развития человечества. Даже тогда, когда нечестность не причиняет серьезного материального ущерба, она подрывает значение проведенных исследований и создает негативный имидж ученых в глазах общества.
Правила и положения о честности в научных исследованиях и научном творчестве действительны для всех работников науки, причастных к научной и научно-педагогической деятельности. Они следующими основными дефинициями.
Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.
Нарушениями этики в научных исследованиях считаются: фальсификация, переделка и плагиат; непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд; использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов; несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; условий безопасности научного труда.
Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.
Каждый работник науки имеет право на продукт - результат собственного интеллектуального труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.
Работник науки должен быть открытым для критики, советов и пожеланий.
Необходимо, чтобы научный коллектив должным образом относился к информации, которая считается конфиденциальной. Однако нормы конфиденциальности не должны выступать препятствием для распространения информации об объективности оплаты научного труда в коллективе.
4.ЧЕСТНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ
Руководители научных и научно-педагогических коллективов имеют значительные административные обязанности. Наряду с этим они обязаны создавать и поддерживать климат доверия и взаимного уважения, но прежде всего, сами подавать пример подобных отношений в коллективе. Руководители должны создавать и поддерживать открытую и прозрачную систему деятельности, быть доступными, с пониманием относиться ко всем, на кого влияет и кого касается их деятельность. Они обязаны своевременно и в полной мере информировать членов коллектива о характере и природе проблем, с которыми сталкивается коллектив, и которые препятствуют его нормальной деятельности. Руководители должны приобщать членов коллектива к решению этих проблем и пределах своих полномочий действовать ответственно, честно и справедливо. При разрешении тех или иных проблем они обязаны осуществлять надлежащие правовые процедуры, руководствуясь коллективными соглашениями, принципами честности и коллегиальности.
Руководители должны четко определять для подчиненных требования и объем работы. Прежде всего, им следует тщательно ознакомиться с правами и обязанностями работников науки, с нормативными документами, определяющими научную и научно-педагогическую деятельности, с Кодексом научной этики и довести все это до сведения подчиненных. Кроме того, руководители должны четко формулировать, чего ожидают от работы. В обязанности руководителя входит постоянное поддержание обратной связи с работниками науки, обеспечение своевременной, объективной и обоснованной оценки их работы. Обязанность руководителя - определение и нахождение путей к разрешению конфликтов, которые возникают в отдельных коллективах. К открытому обсуждению этих проблем следует привлекать как отдельных лиц, так и коллегиальные органы (советы).
5. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ
Конфликт интересов - это ситуация, при которой на суждения, выводы и действия отдельного лица влияют многочисленные конфликтные, противоположные по форме и содержанию интересы. В таких ситуациях необходимо найти способы поддержания равновесия между личной автономией (независимостью), профессиональной честностью и подотчетностью. Существуют различные типы конфликтов интересов. Основными из них являются:
Практика свидетельствует, что не следует принимать участия и в одобрении решений относительно деловых партнеров - настоящих или бывших (кроме случаев чрезвычайной важности). Следует также избегать таких решений (не объясняя открыто причин и мотивов), участие в принятии которых может негативно повлиять на их объективность.
Если члены организации используют ее ресурсы не в процессе основной профессиональной деятельности (например, в случае работы по индивидуальному заказу или гранту), научная организация имеет право требовать оплату за пользование ресурсами. Сумма и порядок оплаты определяется отдельно для каждого случая.
При необходимости использования в работе (публикация, докладная записка и т.п.) названия научной организации или высшего учебного заведения следует обращаться за рекомендацией к органу коллегиального управления (ученому или научно-техническому совету) независимо от цели использования названия организации и занимаемой в ней должности.