Происхождение морали и ее социальная сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:16, реферат

Краткое описание

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно
стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления,
обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что
этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы
обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Содержание

1.1.Что означает термин «этика?»
1.2.Происхождение морали
2. Буддизм и этика буддизма
2.1. Когда и где зародился буддизм
2.2. Будда реальный и Будда из легенд.
2.3. Учение Будды
2.4. Дхарма – закон, истина, путь
2.5. Четыре благородные истины

Вложенные файлы: 1 файл

буддизм.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

собственно нравственная регуляция была объединена с другими формами регуляции –

утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д. Следующим этапом

развития морали является групповая нравственность как система запретов (табу) в

родовом обществе. И, наконец, на третьем этапе появляются внутренние

индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации. Это

относится к периоду разложения родового строя и возникновению

рабовладельческого общества.

Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию благодаря

утверждению моральных норм, которые представляют собой самостоятельный

социальный феномен, определивший переход от инстинкта к разуму. Мораль

возникает по мере осознания человеком себя как личности, когда он начинает

отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек –

коллектив – общество». Возникнув в процессе становления человека как родового

существа, мораль становится его духовной сущностью. Она определяется

требованиями жизни, а не устанавливается извне, формирует необходимые

требования к поведению личности в интересах ее самой и всего общества. По

своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна.

По мере углубления разделения труда и развития самого общества мораль

формировалась как система нормативных предписаний, распространялась на все

сферы общественных отношений. Она начиналась с осознания человеком своей

различности с другими людьми. Но один из трагических парадоксов человеческого

существования состоит в том, что различность опосредована как

индивидуальностью личности, так и обособленностью от других. Если

нравственный идеал человек реализует в единении с другими, то путь к

нравственному совершенствованию лежит только через самосовершенствование.

Мораль обнаруживает себя как идея необходимости единства меду людьми,

единения человечества, но не всякое единение отвечает моральной идее, а

только такое, которое основано на стремлении к совершенству. Оно основано на

идеале гуманизма и равенства и, в конечном счете, предполагает

распространение ее норм и требований на все человечество.

Мораль создает механизм устойчивой системы связи между людьми, человеком и

обществом, основу которых составляют взаимные обязательства, нахождение

адекватных форм их реализации, необходимость нравственной оценки и свободы

выбора. Выработка, формирование и развитие норм морали, ее требований

происходит в процессе трудовой деятельности. Если на ранних этапах

развития общества этот процесс является стихийным, то затем становится все

более осознанным и духовно богатым. В современном обществе, когда человек из

соучастника общественного процесса все в большей степени превращается в

решающий фактор его организации и стабильности, мораль становится важнейшим

средством выживания всего человечества, одной из главных духовных ценностей,

определяющих возможности его дальнейшего прогресса.

     2.    Буддизм и этика буддизма

     Подбирая материал к реферату на тему «Происхождение морали», мы прочитали

книги, в которых рассказывается о буддизме, об учении Будды, о четырех

благородных истинах. Нас очень заинтересовал этот материал и мы решили включить

его в наш реферат.

     2.1. Когда и где зародился буддизм?

Сами  буддисты  ведут  отсчёт  времени  существования  своей  религии  от

кончины  Будды,  однако  среди  них  нет  единого  мнения  о  годах  его

жизни.  Согласно  традиции  наиболее  старой  буддийской  школы – тхеравады,

Будда  жил  с  624  по  544 г.  до  н.э.  В  соответствии  с этой  датой  в

1956 г.  отмечалось  2500-летие  буддизма.  По  научной  версии,  принимающей

во  внимание греческие  свидетельства  о  дате  коронации  знаменитого

индийского  царя  Ашоки,  время  жизни  основоположника  буддизма – с  566

по  486 г.  до  н.э.  В  некоторых  направлениях  буддизма  придерживаются

более  поздних  дат: 488 –368 гг.  до  н.э.  В  настоящее  время

исследователи  пересматривают  даты  правления  Ашоки  и  в  связи  с  этим

даты  жизни  Будды.

Родина  буддизма – Индия (точнее,  долина  Ганги – одна  из  наиболее

экономически  развитых частей  страны).  Самой  влиятельной  религией

Древней  Индии  был  брахманизм.  Его  культовая  практика  состояла  в

основном  из жертвоприношений  многочисленным  богам  и  сложных  ритуалов,

сопровождавших  практически  любое  событие.  Общество  делилось  на  варны

(сословия): брахманов (высшее  сословие  духовных  наставников  и  жрецов),

кшатриев (воинов),  вайшьев (торговцев)  и  шудр (обслуживавших  все

остальные  сословия).

Буддизм  с  момента  своего  возникновения  отрицал  действенность

жертвоприношения  и  не  принимал  деления  на  варны,  рассматривая

общество  как  состоящее  из  двух  категорий:  высшей,  куда  входили

брахманы,  кшатрии  и  гахапати (домохозяева – люди,  владевшие  земельной  и

прочей  собственностью),  и  низшей – она  включала  людей,  обслуживавших

господствующие  слои.

На  территории  Индии  в  VI-III  вв.  до  н.э.  существовало  множество

небольших  государств.  В  Северо-Восточной  Индии,  где  проходила

деятельность  Будды,  их  было  16.  По  своему  общественно-политическому

устройству  это  были  либо  племенные  республики,  либо  монархии.  Они

враждовали  между  собой,  захватывали  территории  друг  друга,  и  уже  к

концу  жизни  Будды  многие  из  них  были  поглощены  набиравшими  мощь

государствами  Магадха  и  Кошала.

В те времена  появилось  множество  аскетов – людей,  не  имеющих  собственности

и  живущих  подаянием.  Именно  среди  аскетов-отшельников  и  зарождались

новые религии – буддизм,  джайнизм  и  другие  учения,  не  признававшие

ритуалов  брахманов,  видевшие  смысл  не  в  привязанности  к  вещам,  месту,

людям,  а  в  сосредоточении  целиком  на  внутренней  жизни  человека.  Не

случайно  представителей  этих новых  учений  называли  шраманами  

(«шрамана»  означает  «совершающий  духовное  усилие»).

Буддизм  впервые  обратился  к  человеку  не  как  к  представителю  какого-

либо  сословия,  клана,  племени  или  определённого  пола,  а  как  к

личности (в  отличие  от  последователей  брахманизма  Будда считал,  что

женщины  наравне  с  мужчинами  способны  достичь  высшего  духовного

совершенства).  Для  буддизма  в  человеке  важны  были  только  личные

заслуги.  Так,  словом  «брахман»  Будда  называет  любого  благородного  и

мудрого  человека  независимо  от  его  происхождения.  Вот  что  говорится

по  этому  поводу  в  одном  из  классических  сочинений  раннего  буддизма –

«Дхаммападе»: «Я  не  называю  человека  брахманом  только  за  его  рождение

или  за  его  мать.  Я  называю  брахманом  того,  кто  свободен  от

привязанности  и  лишён  благ.

Я  называю  брахманом  того,  кто  отрешился  от  мира  и  сбросил  ношу,

кто  даже  в  этом  мире  знает  уничтожение  своего  страдания.

Я  называю  брахманом  того, кто  среди взволнованных  остаётся

невзволнованным,  среди  поднимающих палку – спокойным,  среди  привязанных

к  миру – свободным  от  привязанностей.

Я  называю  брахманом  того,  кто  говорит  правдивую  речь,  поучительную,

без  резкостей,  никого  не  обижающую.

Я  называю  брахманом  того,  кто  знает  своё  прежнее  существование  и

видит  небо  и  преисподнюю;  кто,  будучи  мудрецом,  исполненным

совершенного  знания,  достиг  уничтожения  рождения;  кто  совершил  всё,

что  возможно  совершить».

     2.2. Будда  реальный  и  Будда  из  легенд.

В  биографии  Будды  отражена  судьба  реального  человека  в  обрамлении

мифов  и  легенд,  со временем  почти  полностью  оттеснивших  историческую

фигуру  основателя  буддизма.

Более  25 веков  назад  в  одном  из  маленьких  государств  на  северо-

востоке  Индии  у  царя  Шуддходаны  и  его  жены Майи  после  долгого

ожидания  родился  сын  Сиддхартха.  Его  родовое  имя  было  Гаутама.  Принц

жил  в  роскоши,  не  ведая  забот,  со  временем  завёл семью  и,  наверное,

сменил  бы  на  троне своего  отца,  если  бы  судьба  не распорядилась

иначе.

Узнав  о  том,  что  на  свете  существуют  болезни,  старость  и  смерть,

принц  решил  избавить  людей от  страданий  и  отправился  на  поиски

рецепта  всеобщего  счастья.  Непростым оказался  этот  путь,  но  зато  он

увенчался  успехом.  В  местности  Гая (она  и  сегодня  называется  Бодх-

Гая)  он  достиг  Просветления,  и  ему  открылся  путь  спасения

человечества.  Случилось  это,  когда  Сиддхартхе  было  35  лет.  Он

странствовал  с  проповедями  по  городам  и  сёлам,  у  него появились

ученики  и  последователи,  собиравшиеся  послушать  наставления  Учителя,

которого  и  стали  называть  Буддой.

В  возрасте  80 лет  Будда   скончался.  Но  ученики  и  после смерти

Учителя продолжали  проповедовать  его  учение  по  всей  Индии.  Они

создавали  монашеские  общины,  где  это  учение  сохранялось  и

развивалось.  Таковы  факты  реальной  биографии  Будды – человека,  ставшего

основателем  новой  религии.

Мифологическое  жизнеописание  гораздо  сложнее.  Согласно  легендам,

будущий  Будда  перерождался  в  общей  сложности  550 раз  (83 раза  был

святым,  58 – царём,  24 – монахом,  18 – обезьяной,  13 – торговцем,  12 –

курицей,  8 – гусем,  6 – слоном;  кроме  того,  рыбой,  крысой,  плотником,

кузнецом,  лягушкой,  зайцем  и  т.п.).  Так  было,  пока  боги не  решили,

что  пришло  ему  время,  родившись  в  облике  человека,  спасти  мир,

погрязший  во  мраке  неведения.  Рождение  Будды  в  семье  кшатрия  было

его  последним  рождением.

     Для  высшего  я  веденья  родился,

     Для  блага  мира – и  в  последний  раз.

Именно  поэтому  его назвали  Сиддхартха (Тот,  кто  достиг цели).  В  момент

рождения  Будды  цветы  падали  с  неба,  играла  прекрасная  музыка,  а  из

неведомого  источника  исходило  необыкновенное  сияние.

Мальчик  родился  с  тридцатью  двумя  признаками  «великого  мужа

(золотистая  кожа,  знак  колеса  на  ступне,  широкие  пятки,  светлый  круг

волос  меж  бровей,  длинные  пальцы  рук,  длинные  мочки  ушей  и  т.п.).

Странствующий  аскет-астролог  предсказал,  что  его  ждёт  великое  будущее  в

одной  из  двух сфер:  или   он  станет  могущественным  правителем (чакра

-вартином),  способным  установить  праведный  порядок  на  земле,  или

же  будет  великим  отшельником.  Мать  Майя  не  принимала  участия  в

воспитании  Сиддхартхи – она  скончалась (а  по  некоторым  легендам  удалилась

на  небеса,  чтобы  не  умереть  от  восхищения  сыном)  вскоре  после  его

рождения.  Мальчика  вырастила  тётя.  Отец  Шуддходана  желал,  чтобы  сын

пошёл  по  первому  из  предсказанных  ему  путей.  Однако  аскет  Асита

Девала  предрёк  второе.

Принц  рос  в  обстановке  роскоши  и  благополучия.  Отец  сделал  всё

возможное,  чтобы  предсказание  не  сбылось:  окружил  своего  сына

чудесными  вещами,  красивыми  и  беспечными  людьми,  создал  атмосферу

вечного  праздника,  чтобы  он  никогда  не  узнал  о  горестях  этого  мира.

Сиддхартха  вырос,  в  16  лет  женился,  у  него  родился  сын  Рахула.  Но

усилия  отца  оказались  напрасными.  С  помощью  своего  слуги  принцу

удалось  три  раза  тайно  выбраться  из  дворца.  В  первый  раз  он

повстречал  больного  и  понял,  что  красота  не  вечна  и  в  мире  есть

уродующие  человека  недуги.  Во  второй  раз  он  увидел  старика  и  понял,

что  молодость  не  вечна.  В  третий  раз  он наблюдал  похоронную

процессию,  показавшую  ему  недолговечность  человеческой  жизни.

Сиддхартха  решил  искать  выход  из ловушки  болезни – старости – смерти.

По  некоторым  версиям,  он  встретил  ещё  и  отшельника,  что  навело  его

на  мысль  о  возможности  преодолеть  страдания   этого  мира,  ведя

уединённый  и  созерцательный  образ  жизни.

Когда  принц  решился  на  великое  отречение,  ему исполнилось  29 лет.

Покинув  дворец,  старого  отца,  жену  и  маленького  сына,  Сиддхартха стал

бродячим  отшельником (шрамана).  Он  быстро  овладел  самой  сложной

аскетической  практикой – контролем  дыхания,  чувств,  умением  переносить

голод,  холод,  жару,  входить  в  транс (особое  состояние,  когда  человек

глубже  проникает  в  свои  ощущения  и  как  бы  сливается  с высшим

миром).  Однако  его  не  покидало  чувство  неудовлетворённости.

После шести  лет  аскетической  практики  и  очередной  неудачной  попытки

достигнуть  высшего  прозрения  с  помощью  голодания  он  убедился,  что

путь  самоистязания  не  приведёт  к  истине.  Тогда,  восстановив  силы,  он

нашёл  уединённое  место  на  берегу  реки,  сел  под  дерево (которое  с

этого  времени  называется  деревом  Бодхи,  т.е.  «деревом  Просветления»)

и  погрузился  в  созерцание.  Перед  внутренним  взором  Сиддхартхи  прошли

его  собственные  прошлые  жизни,  прошлая,  будущая  и  настоящая  жизнь

всех  живых  существ,  а  потом  открылась  высшая  истина – Дхарма.  С

этого  момента он  и  стал  Буддой – Просветлённым,  или  Пробуждённым, – и

принял  решение  учить  Дхарме  всех  людей,  взыскующих  истины,  независимо

от  их  происхождения,  сословной  принадлежности,  языка,  пола,  возраста,

характера,  темперамента  и  умственных  способностей.

В  своей  первой  проповеди  Будда  говорил  о  двух  «крайностях»  в

поведении  людей,  которые  мешают  им  встать  на  путь  религиозного

Информация о работе Происхождение морали и ее социальная сущность