Происхождение морали и ее социальная сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:16, реферат

Краткое описание

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно
стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления,
обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что
этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы
обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Содержание

1.1.Что означает термин «этика?»
1.2.Происхождение морали
2. Буддизм и этика буддизма
2.1. Когда и где зародился буддизм
2.2. Будда реальный и Будда из легенд.
2.3. Учение Будды
2.4. Дхарма – закон, истина, путь
2.5. Четыре благородные истины

Вложенные файлы: 1 файл

буддизм.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

от  них, отречение  от  них, освобожде­ние  от  них, отвращение  от  них.

А  вот, бхикшу, благая  истина о том, что  существует  путь, ведущий  к

уничтожению  страдания».

Согласно  первой  истине, всё  су­ществование  человека  есть  страдание,

неудовлетворённость,  разочарование. Даже  счастливые  моменты  его  жизни в

конечном  итоге  приводят  к  страда­нию,  поскольку  они  связаны с

«разъ­единением  с  приятным».  Хотя страда­ние  универсально, оно  не

является изначальным  и  неизбежным  состоя­нием  человека,  поскольку  имеет

свою причину — желание  или  жажду  удо­вольствий, — которая  лежит  в основе

привязанности  людей  к  существова­нию  в  этом  мире. Такова  вторая

бла­городная  истина.

Пессимизм  первых  двух  благо­родных  истин  преодолевается  благо­даря

следующим  двум. Третья  истина  гласит, что  причина  страдания,  по­скольку

она  порождена  самим  челове­ком,  подвластна  его  воле  и  может  быть  им

же и  устранена — чтобы  по­ложить  конец  страданиям  и  разоча­рованиям,

надо прекратить  испыты­вать  желания.

О том,  как  достичь этого, гово­рит  четвёртая  истина,  указывающая

восьмеричный  благородный  путь:

"Этот  благой  восьмеричный  путь  та­ков: правильные  взгляды,  правиль­ные

намерения,  правильная  речь, правильные  действия,  правильный  образ

жизни, правильные  усилия,  правильное  осознание  и  правильное

сосредоточение».

Таким образом, восьмеричный  путь  включает  три  основных  упражнения  в

нравственности, созерцании и  мудрости: культуру  поведения (правильные

мысль, слово, дей­ствие), культуру   медитации (пра­вильные осознание и

сосредоточе­ние) и  культуру  мудрости (правиль­ные взгляды).

Культура поведения — это пять (или десять) основных  заповедей (панчашила);

не  убей,  не  бери  чу­жого,  не  лги,  не  пьянствуй,  не  прелю­бодействуй; а

также добродетели  щедрости,  благонравия,  смирения,  очищения и т. п.

Культура  медитации — это сис­тема  упражнений, ведущих  к  достиже­нию

внутреннего  умиротворения, от­странённости  от  мира  и обузданию  страстей.

Культура  мудрости — знание  че­тырёх  благородных  истин.

Из  всех  четырёх  благородных  истин  именно  восьмеричный  бла­городный

путь  составляет  главное  своеобразие  буддизма. Будда  не  просто  говорит

о возможности  освобождения, но и  указывает  путь, следуя  которому  каждый

человек  собственными  силами,  без  помощи  Будды,  способен  достичь

свободы  и  сам  стать буддой.  Всё  это  очень  отличается от  других

известных религий — ни  одно  религиозное  учение  не  признаёт, что  человек

может своими  усилиями  сделать себя  богоподобным  существом.

Встав  на  этот  путь,  можно  прий­ти  к  высшей  цели  человека — выхо­ду

из круговорота  перерождений (сансары), а значит, к  прекращению  страданий

и достижению  состояния  освобождения — оно  и  есть  нирвана.  Следование

только  моральным  заповедям  приносит  лишь  временное  облегчение.

Четыре  благородные  истины  во  многом  напоминают  принципы  ле­чения:

история болезни,  диагноз,  признание  возможности  выздоров­ления,  рецепт

лечения.  Не случайно  буддийские  тексты  сравнивают  Буд­ду с

врачевателем, который  занят  не  общими  рассуждениями,  а  практическим

излечением  людей от духовных  страданий.  И своих  по­следователей  Будда

призывает  посто­янно работать  над  собой  во  имя  спасения, а  не  тратить

время на  раз­глагольствования о предметах, кото­рых  они  не  знают  по

собственному

опыту. Он  сравнивает  любителя  от­влечённых  разговоров  с  глупцом,

который вместо  того,  чтобы  позво­лить  вытащить  попавшую в  него  стрелу,

начинает рассуждать о том, кем она была  выпущена, из  какого  материала

сделана и т. п.

Другими  важными  положениями  учения  Будды   являются  три  характе­ристики

бытия (трилакшана): стра­дание (духкха),  изменчивость

(анитья)   и  отсутствие неизменной  души (анатман), а  также

учение  о  взаимо­зависимом возникновении  всех  ве­щей (пратитъя

самутпада).

В мире  нет  ничего  вечного — вся­кое  существование  имеет  начало  и  ко­нец,

а раз так, то  не  может  быть и  не­изменной  души. Человек  состоит  из  пяти

скандх: телесного (рупа), ощуще­ний (ведана),  распознавания

(санджня), кармических  импульсов (санскар) и  сознания (виджняна).

После смерти большая часть  скандх  разрушается.

Существует  мнение,  согласно  которому  этика  Будды  принципиально

безличностна.  Оно  по  меньшей мере  односторонне.  Действительно,

восхождение  к  нирване  означает  погружение  в  абсолютно  безличное,

внутренне  нерасчленённое  состояние.  В  этом  заключается  спасение

человека.  Однако  осуществляется  оно  исключительно  в  результате  усилий

самого  человека,  на  основе  его  свободного  индивидуального  выбора.  Всё

определяется  мерой  добродетельности  намерений  и  поступков  индивида,

обнаруживаемых,  правда,  во  всей  совокупности  предшествующих  рождений.

Поскольку  нравственная  судьба  человека  полностью  подконтрольна  ему

самому  и  возможности  его  спасения  не  ограничены  ничем,  кроме  его

собственных  грехов  и  ошибок,  то  по  этому  признаку  этику  Будды

вполне  можно  квалифицировать  как  этику  личности.  Как  полагает  Будда,

человек,  чтобы  утвердиться  в  качестве  нравственной  личности,  должен

победить  самого  себя  как  обособленного  эмпирического  индивида.  В  этом

смысле  его  можно  упрекнуть  в  том,  что  он  предельно  этизирует

понятие  личности.

Учение  Будды  нацелено  на  прекращение  человеческих  раздоров  через

внутреннее  самосовершенствование  личности.  В  его  основе  лежат

нравственные  цели.  При  этом  нравственность  интересует  Будду  прежде

всего  в  её  практически  действенном  выражении,  как  путь  спасения.

Вопросы  её  философско-доктринального  обоснования  он  оставляет  в

стороне.  Точно  так же  в  учении  Будды   крайне  слабо  выражен

религиозный  элемент.  Правда,  ученики  Будды  были  организованы  в

монашеские общины.  Община (сангха)  наряду  с  учителем  и  учением – одно

из  трёх  прибежищ  буддиста.  Однако  сама  община  цементировалась  во

времена  Будды  общностью  духовно-нравственных  стремлений  и

соответствующего  образа  жизни;  составленный  им  устав  общины

основывается  на  прецедентах.  Буддизм  в  его  первоначальном  содержании

не  был  отгорожен  от  мира  ни  философским,  ни  религиозным  панцирем.

Это  предопределило  его  удивительную  пластичность,  способность  к

изменениям  и  ассимиляции.  На  почве  разнообразных  философских  и

исторических  традиций  буддизм  стал  быстро  видоизменяться,  он

разделился  на  ряд  течений,  из  которых  наиболее  значительными  стали

северный  буддизм (махаяна,  что  переводится  как  «большая колесница»)  и

южный  буддизм (хинаяна, «малая  колесница»).  Одновременно  происходило

обожествление  образа  Будды,  превращение  буддизма в  религиозное

мировоззрение  и  практику.  В  таком  виде  он  дошёл  наших  дней.  Буддизм

имеет  сегодня  сотни  миллионов  приверженцев  и  является  очень  заметным,

значимым  элементом  в религиозно-культурном  многообразии  современного

мира.

                                                            

 



Информация о работе Происхождение морали и ее социальная сущность