Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:16, реферат
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно
стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления,
обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что
этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы
обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют душевными качествами.
1.1.Что означает термин «этика?»
1.2.Происхождение морали
2. Буддизм и этика буддизма
2.1. Когда и где зародился буддизм
2.2. Будда реальный и Будда из легенд.
2.3. Учение Будды
2.4. Дхарма – закон, истина, путь
2.5. Четыре благородные истины
от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них.
А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к
уничтожению страдания».
Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание,
неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в
конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с
«разъединением с приятным». Хотя страдание универсально, оно не
является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет
свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе
привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая
благородная истина.
Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря
следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку
она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им
же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям,
надо прекратить испытывать желания.
О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая
восьмеричный благородный путь:
"Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные
намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ
жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное
сосредоточение».
Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в
нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные
мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и
сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Культура поведения — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила);
не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а
также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.
Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению
внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.
Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный
путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит
о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый
человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь
свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других
известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек
может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.
Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека — выходу
из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий
и достижению состояния освобождения — оно и есть нирвана. Следование
только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.
Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения:
история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт
лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с
врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим
излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда
призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить
время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по
собственному
опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом,
который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу,
начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала
сделана и т. п.
Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики
бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость
(анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также
учение о взаимозависимом возникновении всех вещей (пратитъя
самутпада).
В мире нет ничего вечного — всякое существование имеет начало и конец,
а раз так, то не может быть и неизменной души. Человек состоит из пяти
скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания
(санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна).
После смерти большая часть скандх разрушается.
Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально
безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно,
восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное,
внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается спасение
человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий
самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Всё
определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида,
обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений.
Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему
самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его
собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды
вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда,
человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен
победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом
смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует
понятие личности.
Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через
внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат
нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде
всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет в
стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен
религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в
монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно
из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во
времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и
соответствующего образа жизни; составленный им устав общины
основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании
не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем.
Это предопределило его удивительную пластичность, способность к
изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и
исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он
разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали
северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и
южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило
обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное
мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней. Буддизм
имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным,
значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного
мира.
Информация о работе Происхождение морали и ее социальная сущность