Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 15:17, реферат
Целью исследования является анализ этических правил и принципов адвокатской деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить понятие адвокатской этики
- Рассмотреть этические основы и принципы адвокатской деятельности
- Изучить этические правила поведения адвоката с коллегами
Актуальность исследования. Сегодня адвокатура России – это структура гражданского общества, представляющая собой профессиональное объединение свыше 60 тысяч юристов и созданная на добровольной основе с целью служения людям в форме оказания квалифицированной юридической помощи. От того, насколько она сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит уверенность каждого гражданина в своем благополучии, в успехе предпринимательства, в защите собственных интересов, прав и свобод, которые в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью.
Будучи публичным институтом, социальным инобытием правозащиты и овеществленной волей к праву, адвокатура выполняет жизненно важные для общества функции. Адвокатура выступает как форма оглашения негласного общественного договора, как вид социальной взаимопомощи, как независимый гражданский надзор за надлежащим отправлением правосудия, как фактор общественного влияния на государственную политику в сфере юстиции и на законотворчество, как сила, сдерживающая произвол властей. Адвокатура выполняет патерналистскую функцию, опекая попавших в беду, слабых и сирых, социально-психологическую функцию, стабилизируя общественное сознание, медиаторную функцию, гармонизируя отношения между обществом и государством, социально-критическую функцию, побуждая общество к совершенствованию, и социально-педагогическую функцию, распространяя правовое просвещение и приучая людей решать свои проблемы в рамках закона и посредством закона.
Теоретико - методологическую основу темы работы составляют труды отечественных ученых по рассмотрению особенностей адвокатской деятельности. Данный вопрос нашел свое отражение в трудах таких ученых, как: Демидова Л.А., Буробин В.Н, Барщевский М.Ю. , Киселёв А.С.
Целью исследования является анализ этических правил и принципов адвокатской деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить понятие адвокатской этики
- Рассмотреть этические основы и принципы адвокатской деятельности
- Изучить этические правила поведения адвоката с коллегами
- Рассмотреть этические правила поведения адвоката с органами, наделёнными контролирующими функциями, органами предварительного следствия и судом
- Изучить этические правила поведения адвоката с клиентом
- Рассмотреть этические основы распространения информации об оказываемых юридических услугах.
Объектом исследования являются этические правила поведения адвоката с клиентом, коллегами, органами, наделёнными контролирующими функциями, органами предварительного следствия и судом.
Предметом – профессиональная этика адвоката.
ГЛАВА 1. Происхождение профессиональной этики.
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов .
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых
- нравственные качества
- взаимоотношения внутри
- особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение к труду
являются важными характеристиками морального
облика личности. Они имеют первостепенное
значение в личностной характеристике индивида,
но на различных этапах исторического
развития их содержание и оценка существенно
различались. В классовом обществе они
определялись социальным неравенством
видов труда, противоположностью умственного
и физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных профессий. О классовом
характере морали в сфере труда свидетельствует
написанная в первой трети II века до н.э.
христианская библейская книга "Мудрость
Иисуса, сына Сирахова", в которой есть
поучение о том, как следует относиться
к рабу: "корм, палка и бремя - для осла;
хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай
раба работою и будешь иметь покой; ослабь
руки ему - и он будет искать свободы".
В Древней Греции физический труд по ценности
и значимости находился на самой нижней
оценке. А в феодальном обществе религия
рассматривала труд как наказание за первородный
грех, а рай представлялся как вечная жизнь
без труда. При капитализме отчуждение
рабочих от средств производства и результатов
труда порождало два типа нравственности:
хищнически-грабительскую капиталистическую
и коллективистски-
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов , присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого,адвоката, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.
Я бы хотела поподробнее остановиться на таком виде профессиональной этики – как профессиональная этика адвоката.
ГЛАВА 2. Адвокатская этика: основные понятия, принципы
2.1 Понятие адвокатской этики
Этика – это философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества, её сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывающая определённую моральную систему.[1]
Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Профессиональная этика представляет собой совокупность правил поведения определённой социальной группы, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а так же отрасль науки, изучающую специфику проявлений морали в различных видах деятельности.