Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 15:17, реферат
Целью исследования является анализ этических правил и принципов адвокатской деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить понятие адвокатской этики
- Рассмотреть этические основы и принципы адвокатской деятельности
- Изучить этические правила поведения адвоката с коллегами
Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Есть особый круг профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека, и именно к ним общество всегда предъявляло более высокие нравственные критерии.
Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. "Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности".[2]
К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
Анализ профессионально-этических категорий невозможен без рассмотрения особенностей, сущности и классификации категорий общей этики, имеющих общеметодологическое значение.
Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга, содержание одной из них раскрывается через использование других.
Первая группа – это категории собственно морального сознания, к ним относятся: моральный принцип, моральная норма, моральная или этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор и т.п.
Вторая группа — это категории нравственных отношений. К ним можно отнести такие, как нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.
Категории третьей группы – это категории моральной практики, или функционально–поведенческие. В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном поведении. К такого рода категориям относятся: моральный (или аморальный поступок), моральное воздаяние, моральные последствия и санкции. Через них материализуются такие категории нравственного сознания, как: моральный долг, честь, достоинство, героизм или трусость, справедливость или несправедливость, верность или измена, благородство или низость и т.п.[3]
От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь; престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом.
Структура (уровни) системы моральных требований (принципов и норм), предъявляемых к юристам-профессионалам:
- моральные требования (принципы и нормы), предъявляемые юристом к своей деятельности и ее результатам;
- моральные требования (принципы и нормы) во взаимоотношениях юриста с коллегами по работе;
- моральные требования (принципы и нормы) во взаимоотношениях с людьми (клиентом, подсудимым, подследственным и др.), когда юрист выступает как представитель власти, решает юридическое дело.
Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие – занимают центральное положение в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики, ибо в этом случае они теряют свою земную точку опоры и превращаются в пустые абстракции
Одним из видов профессиональной этики является и адвокатская этика.
Вопросы адвокатской этики постоянно находились в поле зрения как ученых, так и практикующих юристов, хотя и продолжают оставаться недостаточно изученными. Понятие адвокатской этики можно было бы сформулировать как вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил работников адвокатской профессии, обеспечивающих нравственный характер их деятельности и внеслужебного поведения, а также научную дисциплину, изучающую специфику реализации требований морали в этой области. [4]
Предметом адвокатской этики является предписываемое корпоративными правилами должное поведение члена адвокатской ассоциации в тех случаях, когда правовые нормы не устанавливают для него конкретных правил поведения.
Именно адвокатская этика велит ему защищать всех, кто прибегает к его помощи. Верно выразился по этому поводу Цыденкова О.Г.: "Адвокат, который отказывается от защиты по личным своим воззрениям на обвиняемого, становится в эту минуту судьей, осуждающим еще до приговора, и бросает на весы правосудия тяжесть своего осуждения, быть может, ошибочного, но очень веского в силу того, что оно исходит от адвоката.[5]
Законодательное закрепление правовой базы адвокатуры как правового института демократии чрезвычайно важно для создания свободного демократического общества, ориентированного на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обеспечивающего свободу творческой и предпринимательской деятельности, возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина.
Поведение адвоката как
Без принципов адвокаты - простое множество частных лиц, имеющих некоторые навыки решения проблем с законом; с принципами же они - могущественная корпорация, способная изменить общество в соответствии со своими этическими представлениями. Адвокатура - это гигантская сила, которая должна быть предсказуема и управляема хотя бы со стороны самих адвокатов.
Адвокатская этика представляет собой составную часть этики юридической, которая взаимосвязана с привлекающей постоянное внимание в силу разнообразия коллизий, возникающих в практике адвоката при осуществлении деятельности в интересах обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего в уголовном процессе.[6]
В этой связи, думается, имеет смысл в законодательстве об адвокатуре, несмотря на наличие единых нравственных норм и принципов, которые установлены для адвоката, выступающего не только в качестве защитника обвиняемого, но и в качестве представителя потерпевшего, разграничить этические требования, предъявляемые к их профессиональной деятельности.
Глубокое изучение международных стандартов, которые относятся к уголовной защите, таких как профессиональный стандарт независимости адвоката-защитника, стандарт недопустимости конфликта интересов при защите по уголовным делам, профессиональный стандарт конфиденциальности в процессе осуществления деятельности адвоката-защитника, стандарт адвокатской тайны, стандарт взаимоотношений адвоката-защитника с государственными органами и правил адвокатской профессии, а также активное сотрудничество с адвокатами различных государств позволит создать наилучшие условия для сохранения и дальнейшего совершенствования стандартов этики адвокатской профессии.
Как видно из Основных положений о роли адвокатов, принятых восьмым Конгрессом ООН в августе 1990 г. в Нью-Йорке, "адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами".[7]
2.2 Кодекс профессиональной этики адвоката.
В России в течение достаточно длительного времени отсутствовал единый документ, содержащий правила профессионального поведения адвокатов. Этический кодекс российский адвокатов был принят только 31 января 2003 года на Первом Всероссийском съезде адвокатов, и является составной частью законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Как указано в пункте 2 статьи 4 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[8], кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
Кодекс содержит различные по своему характеру правила поведения. Большинство норм первого раздела Кодекса (Принципы и нормы профессионального поведения адвоката) являются скорее этическими требованиями, чем правовыми нормами. Это видно из того, что большинство норм первого раздела Кодекса слишком неопределенные по содержанию. Например, адвокаты должны сохранять честь и достоинство (ч. 1 ст. 4), избегать действий, направленных к подрыву доверия (ч. 2 ст. 5) и др. Многие нормы и сформулированы как нравственные призывы: например, «злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката» (ч. 3 ст. 5).
В то же самое время, несоблюдение норм Кодекса влечет для адвоката серьезные последствия, вплоть до лишения статуса адвоката.
Возникает вопрос, насколько оправданно такое положение, когда неопределенные по содержания нормы могут влечь ответственность лица за несоблюдение этих норм.
Ведь, учитывая неопределенный характер этих норм, то, что одному кажется несоблюдением, другому покажется вполне нормальным. Мораль – понятие индивидуальное.
С одной стороны, конечно, стоит стремиться к тому, чтобы моральные принципы деятельности каждого адвоката были едины. С другой стороны, не бывает унифицированной морали. Там, где мораль становится правом – один шаг до произвола. Кодекс избрал промежуточное состояние – он придал многим моральным принципам правовое значение. Однако, он не облек эти принципы в правовую форму, чем чрезвычайно затруднил их применение.
Введенная Законом возможность применения санкций за несоблюдение норм Кодекса – весьма поспешное решение законодателя. Ведь такой принцип правоприменения, как невозможность привлечения к ответственности в случае неясности требований нормы – не является у нас общеправовым. Пожалуй, благодаря практике Конституционного суда, он лишь постепенно становится принципом налогового права. В этой ситуации, я считаю неоправданным привлекать адвоката к ответственности за несоблюдение неопределенных по содержанию норм[9].
Вместе с тем, нельзя не сказать и о том, что Кодекс трудно упрекнуть в том, что там написано что-то неправильно. Практически со всеми изложенными в нем этическими подходами следует согласиться. Это и невозможность для адвоката принимать больше поручений, чем он в состоянии выполнить, и запрет давать гарантии клиенту, дающие ему основания думать, что адвокат может добиться успеха большим, чем добросовестное выполнение своих обязанностей и пр. Но даже абсолютно правильное моральные истины могут оказаться аморальными, если они будут подменять право.
В силу сказанного, я считаю, что ссылка далеко не на каждую норму Кодекса может обосновывать привлечение адвоката к дисциплинарной ответственности. Нормы, воплотившие в себя этические декларации и не имеющие определенного содержания, не могут быть таким основанием.
Что касается процедурных норм Кодекса (в основном, сосредоточенных во втором разделе), то они могут применяться в полном объеме, поскольку отвечают всем признакам правовых норм.
Таким образом, Кодекс – это одно из средств регулирования отношений адвоката и адвокатского сообщества. Это означает, что никакие другие лица, кроме органов адвокатского сообщества, не вправе требовать у адвоката исполнения норм Кодекса, а также требовать привлечения адвоката к ответственности за несоблюдение норм Кодекса.
2.3 Этические основы и принципы деятельности адвоката
Этические основы деятельности адвоката определяются его нравственным сознанием, т.е. взглядами, представлениями о добре и зле, о достойном и недостойном.[10]
Характер адвокатской деятельности таков, что любые ее виды нельзя рассматривать в отрыве от нравственных принципов и профессионального долга. Кого бы ни представлял адвокат, профессиональный долг обязывает
Адвокатом может быть тот, у кого безупречная репутация, чуткое сердце и солидная профессиональная подготовка. От него требуются такие качества, как настойчивость, смелость, выдержка, вера в справедливость, гуманность и уважительное отношение к людям. Отсутствие нравственного идеала делает адвоката ограниченным и черствым, снижает его профессиональную активность. «Когда адвокат не служит благороднейшей из человеческих профессий — он занимается гнуснейшим ремеслом».[11]
Решение задач адвокатуры ко многому обязывает. Являлось бы лицемерием поведение адвоката, который, ратуя на словах за соблюдение законности, сам ее нарушает; защищая интересы семьи, сам бездушно относится к жене или детям и т.п. В связи с этим адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безупречного поведения всегда, а не только в суде или в юридической консультации.
Профессиональные нормы порицали поведение адвоката, которое может снизить степень общественного доверия к нему, подчеркивали долг адвоката быть безупречным и в бытовых условиях.
Обязанности адвоката неразрывно связаны с его ответственностью за нарушение профессионального долга. «Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм». Вряд ли следует считать, что ответственность наступает лишь тогда, когда адвокат в отдельном случае не оправдал оказанного ему доверия. Она необходима в течение всей профессиональной жизни, все это время адвокат должен ответственно подходить к своей деятельности.