Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались , как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА. I ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ………..…5
ГЛАВА. II ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ ЭТИКА………………...….......11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
факультет ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра МЕНЕДЖМЕНТА
Особенности
профессиональной этики
Курсовая работа
студентки дневного отделения 3 курса группы 080505
Елисеевой Натальи Владимировны
Научный руководитель:
ассистент кафедры менеджмента Е.А. Шамрина
СТАРЫЙ ОСКОЛ 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА. I ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ………..…5
ГЛАВА. II ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ ЭТИКА………………...….......11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались , как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Актуальность данной темы объясняется тем, что профессиональная этика формирует человека, не только как члена общества, но и как специалиста в своей области, она помогает в реализации поставленных профессиональных задач, и формирует определенные этические принципы, свойственные каждой профессиональной области.
Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п.. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности.
Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, так и аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
Объектом данной работы является – профессиональная этика.
Предметом является – особенности профессиональной этики.
Цель данной работы: изучить особенностей профессиональной этики. Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) изучить происхождение профессиональной этики;
2) определить понятие профессиональной этики;
3) обосновать принципы профессиональной этики;
4) охарактеризовать профессиональные составляющие;
5) проанализировать и охарактеризовать виды профессиональной этики;
6) рассмотреть кодексы профессиональной этики.
Степень научной изученности темы: первым, кто создал развернутую и достаточно всестороннюю концепцию моральных отношений в обществе, систематизировав и критически осмыслив накопившиеся этические суждения, был Аристотель. Именно с появлением его книги «Никомахова этика» исследователи связывают и рождение науки, изучающей мораль, и само название этой науки - этика [1]. Американским социологом Л.Хосмером были сформулированы современные этнические принципы делового поведения, которые опираются на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. А.А.Солоницыной выделены принципы профессиональной этики. Идеи Т. Джефферсона , Дж. Мильтона, , Дж.-Ст. Милля стали истоками концепции свободной прессы, или, как ее иначе называют , либеральной, под влиянием которой находились составители первых кодексов. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда. Современные этические принципы делового поведения сформулированы американским социологом Л. Хосмером.
В соответствии с поставленной целью и задачами определена структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА. I ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше [7].
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов - клятв, уставов, кодексов.
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.
Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы с борьбой мнений. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий [9].
Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе [7]. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу [5].
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя друг с другом, общаться в производственном коллективе и т.п.. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности [21].
На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующие личностные качества.
Профессиональная
этика призвана регулировать человеческие
отношения в сфере
Нужно отметить, что профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы [12].
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.
Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
1) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
2) особое понимание долга и чести;
3) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам [9].
А.А. Солоницына выделяет следующие принципы профессиональной этики:
- Первый принцип. Его сущность исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
- Второй принцип заключается в том, что при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.) нужна справедливость.
- Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
- Четвертый принцип - принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
- Пятый принцип - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
- Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям , традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
- Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
- Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
- Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
- Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
- Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
- Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
- Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
- Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.
- Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.