Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались , как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА. I ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ………..…5
ГЛАВА. II ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ ЭТИКА………………...….......11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….26
Один из первых сводов журналистских норм был создан в 1923 г. в США под названием "Каноны журнализма". Его приняло американское общество газетных редакторов [28].
Судя по содержанию первых кодексов, их составители находились под влиянием возникшей в начале века концепции свободной прессы, или, как ее иначе называют, либеральной. Истоки этой концепции восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам:
1) пресса является общественным или полуобщественным институтом. Ее главная цель - информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство;
2) пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств, может издавать газету;
3) пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на "свободном рынке идей", в ней запрещены клевета и непристойности;
4) пресса - четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом [5].
Общая демократическая направленность этой концепции благотворно сказалась на содержании первых журналистских кодексов. В качестве высших ценностей в них провозглашаются свобода слова и право всех людей на получение правдивой информации.
Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса [3].
Одной из первых
этико-экономических концепций
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания - цели и средства, используемые для их достижения теми и другими [4].Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.
Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны [15].
Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:
1) он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;
2) исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать;
3) верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;
4) признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
5) уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы;
6) ценит образование, науку и технику [24].
Эти основные принципы
этики делового человека могут быть
конкретизированы применительно к
различным сферам его профессиональной
деятельности. Для России проблемы
экономической этики
В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы) [30].
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Об этом свидетельствуют вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи [27].
Они содержат важные
мысли и высказывания о многих
качествах, необходимых истинному
врачу. Но только мыслитель и врач
Гиппократ в своей знаменитой
«Клятве» впервые сформулировал
морально-этические и
Кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.
Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение [11].
Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.
Американская химическая компания «Проктер энд Гэмбл», основанная в 1837 г., имеет этический кодекс (приложение II), который состоит из 11 разделов. В нем значительное внимание отводится клиентам, поставщикам, заказчикам, партнерам и меньшее – служащим [3].
Предельно конкретные правила отражены в кодексе профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.). Этот кодекс состоит из двух разделов: в 12 пунктах одного скрупулезно перечислены этичные действия оценщика имущества, и в 16 пунктах другого - неэтичная практика. Этичность в этом кодексе отождествляется с независимостью от клиентов и партнеров [23].
На смену кодексу профессиональной этики членов Российского общества оценщиков приходит кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации, который был утвержден в 2002 г. Советом руководителей общественных организаций оценщиков России. Он создан с целью объединения усилий всех добросовестных оценочных компаний России на пути утверждения оценки в качестве одной из ведущих отраслей экономической науки, установления высоких стандартов профессионализма, повышения авторитета российского оценочного сообщества [4].
Кодекс состоит из следующих разделов:
1) этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами;
2) этические нормы отношений оценочных компаний с государством;
3) этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями;
4) этические нормы отношений оценочных компаний с прессой, рекламными и рейтинговыми агентствами;
5) подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями оценщиков;
6) присоединение оценочных компаний к кодексу.
Из пяти разделов состоит этический кодекс компании «Кока-Кола».
Первый из них регулирует выполнение обязательств по бухгалтерским счетам и отчетам компании.
Во втором разделе описаны потенциальные конфликты, которые могут возникнуть при столкновении интересов служащих.
Третий раздел регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками.
В четвертой части регламентируется участие служащего в деятельности политических партий и других компаний, которая не должна сказываться на качестве его работы.
Пятый раздел содержит указания по реализации правил кодекса [6].
Современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой, сформулированы американским социологом Л. Хосмером:
1) никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);
2) никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.);
3) никогда не делай того, что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);
4) никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);
5) никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);
6) никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);
7) никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);
8) всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат.
9) никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);
10) никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества) [7].
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II:
1. Охарактеризованы профессиональные составляющие. Выяснилось, что приобретение профессии обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования
2. Проанализированы
и охарактеризованы виды
3. Рассмотрены кодексы профессиональной этики, в состав которого могут входить этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами, этические нормы отношений оценочных компаний с государством ,этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями и т.д..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, из всего вышеизложенного видно, как выстроилась целая система по разработке и осуществлению, внедрению профессиональной этики. Много вопросов остается нерешенными, и скорее всего, подобные вопросы будут формироваться всегда, так как происходит постоянное движение цивилизации, а следовательно модифицируется понятие морали.
Было изучены особенности профессиональной этики, определены понятия профессиональной этики, обоснованы принципы профессиональной этики, охарактеризованы профессиональные составляющие, проанализированы и охарактеризованы виды профессиональной этики, рассмотрены кодексы профессиональной этики.
В настоящее
время возрастает значение профессиональной
этики в регулировании
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда
имеет место опережающее
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ