Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 09:25, доклад
Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке
Профессиональная этика.
Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин “этика делового общения” или “культура делового общения”. Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и конкретизирует предметную специфику курса. Остановимся на его первой составляющей — этике. Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемостъ во все сферы бытия, за что она и получила название “практической философии”. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение.
Профессиональная этика изучает:
— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
— нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;
— особенности профессионального воспитания.
ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика (“деловая этика”, “этика бизнеса”). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика — наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях “Этика”, “Никомахова этика”, В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и моральная добродетель — необходимое условие для успеха. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой, и в этом заключается этический здравый смысл. Суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная “деловая теория”, а “нечто большее” — теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Экономическая этика — это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это этика ведения переговоров с партнерами, составления документации, использование этических методов конкуренции.
Некоторые склонны полагать, что рыночная экономика глубоко аморальна. Это совсем не так. Рыночное хозяйство по сути не может быть аморальным. Аморальными могут быть поступки людей, которые занимаются экономикой. Понятие “этика бизнеса” применимо как к отдельному предпринимателю, так и к фирме. И если для бизнесмена оно означает его профессиональную этику, то для фирмы это некий “кодекс чести”, лежащий в основе ее деятельности. К основным принципам этики бизнеса относятся, прежде всего, уважение к закону, честность, верность слову и заключенному договору, надежность, доверие и социальная ответственность.
Эти заповеди делового человека сформулированы американским менеджером Робертом Иейзом Тоумом в его широко известной книге “Секреты управления”.
Честность в бизнесе — это принцип, который должен лежать в основе любых деловых отношений. Пренебрежение ими в конечном счете ведет к потере своей репутации, которую, однажды подорвав, очень трудно (если не невозможно) восстановить.
Дорожить честью фирмы — не роскошь, которую не может позволить себе всякий бизнесмен, а необходимость, которая имеет вполне осязаемый экономический вкус.
Доверие относится к основным принципам предпринимательской практики и значение его растет. Предприятие — не остров и не башня из слоновой кости. Оно должно считать себя частью общества, связанной с ним многими узами” — так считает председатель правления заводов “Фольксваген” Даниэль Гедевер, и, наверное, стоит прислушаться к мнению этого опытного менеджера.
Принцип взаимного доверия особенно важен, учитывая, что существует два уровня деловых отношений: формальные и неформальные. Формальные основываются на разного рода заключенных соглашениях, контрактах, где определены права деловых партнеров, продавцов и покупателей и т.д. Неформальные отношения формируются в процессе взаимодействия и могут быть не связаны с какими-либо письменными обязательствами. В этом случае успех общего дела зависит от степени доверительности между партнерами. Важность принципа взаимного доверия в бизнесе проистекает из обоюдного признания слабости юридически оформленного контракта как метода реализации сделки. На практике существует большое множество осложняющих обстоятельств и не подлежащих измерению факторов, влияющих на успех деловых операций.
Доверие — это чувство уверенности в том, что:
— речь идет об устном обещании;
— партнер сделает все от него зависящее, чтобы выполнить обещанное (невзирая на возникающие трудности и дополнительные затраты времени и средств);
— сообщение партнера о товарах, услугах и любая другая коммерческая информация могут быть приняты на веру;
— партнер готов в случае необходимости оказать помощь и поддержку.
Как заслужить доверие? И в деловом партнерстве, и в отношениях с потребителями для этого требуется время и безупречная работа. Именно эти два условия работают на имидж фирмы, которой можно доверять.
Джен Ягер в книге “Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса” выделяет шесть следующих основных принципов:
Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться.
Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25% к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором — с помощью переписки или технических средств. В процессе как прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретают знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. На характер общения оказывает влияние темперамент его участников.
Традиционно выделяют четыре типа темперамента.
— сангвинический;
— флегматический;
— холерический;
— меланхолический.
Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.
Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.
Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, несдержан в выражениях.
Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке он может хорошо справляться со своими обязанностями.
Морально-психологический климат коллектива — это та внутренняя атмосфера, которой живут и дышат члены этого коллектива. Хорошо ли, легко ли будет каждому — зависит от того морально-психологического климата, который сложился в данном коллективе.
От чего же зависит этот климат? На мой взгляд, от каждого члена коллектива, с его характером и умением общаться.
Искусство общения — этому надо учиться!
Есть определенные правила, повышающие эффективность общения и взаимопонимания — советы Дейла Карнеги — не перебивай, слушай, не возражай, старайся согласиться, не обвиняй, найди и скажи доброе, приятное. Но все эти замечательные и добрые правила начинают действовать, если они гармоничны с движениями души.
Я хочу поговорить об этих правилах, которые, безусловно, помогут в создании душевной атмосферы любого коллектива.
Первое и основное правило, сформулированное много столетий назад: “Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой”. Если перед вами появился Собеседник — он в центре, вы должны видеть и слышать только его.
Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился. Человек может быть невоспитанным, невнимательным, глупым, агрессивным, но чем меньше вас это будет задевать и раздражать, тем талантливее вы как собеседник. Примите его таким, каков он есть, будьте к нему терпимым.
Ищите то, что вас сближает. Мнения, ценности, установки — чем меньше обнаружится у вас разногласий, тем лучше. Не надо лицемерить, но можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Напротив, приучите себя находить то, что вас может сблизить.