Профессиональная этика менеджера по туризму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 04:44, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что приоритетной задачей менеджмента туристической фирмы является реформирование управленческой структуры, предполагающие преодоление установившихся стереотипов мышления, раскрепощения творческой интуиции сотрудников, развития ответственности за принимаемые решения. Благоприятная атмосфера на предприятиях туризма не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. Психология группы формирует у членов этой группы некоторые общие материальные и духовное потребности, интересы, идеалы и т.п., которые, в свою очередь регулируют поведение, деятельность людей, обуславливают их общественную активность.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
Деловая этика менеджмента...……………………………………………..5
Этическая культура менеджера туристических предприятий…………..8
Этика и нравственные принципы предприятий туризма в России........13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по этике.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Марийский государственный  технический университет

 

 

 

 

Кафедра социальных наук и  технологий

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Профессиональная  этика и этикет»

«Профессиональная этика менеджера по туризму»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. СКСиТ-31

Матюкова Марина

Проверил:

Доцент кафедры СНиТ

Пчелина Ольга Викторовна

 

 

 

 

Йошкар-Ола, 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………….……………………..3

  1. Деловая этика менеджмента...……………………………………………..5
  2. Этическая культура менеджера туристических предприятий…………..8
  3. Этика и нравственные принципы предприятий туризма в России........13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что приоритетной задачей менеджмента туристической фирмы является реформирование управленческой структуры, предполагающие преодоление установившихся стереотипов мышления, раскрепощения творческой интуиции сотрудников, развития ответственности за принимаемые решения. Благоприятная атмосфера на предприятиях туризма  не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. Психология группы формирует у членов этой группы некоторые общие материальные и духовное потребности, интересы, идеалы и т.п., которые, в свою очередь регулируют поведение, деятельность людей, обуславливают их общественную активность.

Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в  соответствии с их представлениями  о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области  культуры материальной. Этика помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Оставаясь серьёзной философской наукой, этика становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Этика в туризме строится на  взаимных отношениях с учетом знаний о себе и других людях, на основе развития способности чувствовать не только свои состояния, но и понимать переживания других. Особое сочетание темпераментов, характеров,  жизненных установок и ценностных ориентаций задает специфическое взаимодействие людей. Одни взаимодействия человека с человеком вызывают удовлетворенность общением, а другие могут создать напряженность при контактах и даже конфликт. В совместимой профессиональной деятельности чрезвычайно важна деловая этика участников – тогда дело спорится в их руках, они все делают легко и быстро и получают удовлетворение от совместного труда.

Сложившиеся нормы нравственности в туризме являются результатом длительного по времени становления взаимоотношения между людьми  как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этике в туризме. 

Современная этика в туризме регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах, что особенно важно для сотрудников туристических фирм. А деловая этика туристической фирмы представляет собой свод писаных и неписаных правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел.

Целью данной работы является рассмотрение этики менеджера туристических предприятий. Объектом моей работы служит этика менеджмента туристических организаций. Предмет – проблема этики и социальной ответственности.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие  задачи:

- изучить деловую этику менеджмента в целом;

- рассмотреть этику туристических  предприятий, представив анализ показателей этики менеджмента;

- проанализировать состояние этики менеджера по туризму в России.

Этические нормы в России представляют собой своеобразный синтез стереотипов поведения, перешедших из эпохи тоталитарной и авторитарной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне сформировавшихся правил, складывающихся в процессе перехода к рыночной экономике.

1. Деловая этика менеджмента

 

Хотя некоторые деловые  люди придерживаются строгих моральных  ценностей в повседневной жизни, динамика деловой жизни требует  от них иметь дополнительные крепкие  моральные принципы. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения. Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете изменений в организации современного бизнеса:

1. роста уровня корпоративности  в настоящее время;

2. информационной революции.

Этика — это, как известно, совокупность принципов человеческого  поведения. Распространяя это определение  на область предпринимательства, можно  утверждать, что деловая этика  представляет собой совокупность принципов  поведения людей, занятых в сфере  предпринимательской деятельности. Этика – система норм нравственного поведения людей. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе

Деловая этика — правила  и нормы служебного поведения. Деловая  этика - система идеалов, на которые  опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек, чтобы  достичь поставленной цели. Деловая этика базируется на моральных и нравственных принципах, на определенных правилах поведения как на фирме, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров (предпринимателей) важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов.

Каждый менеджер (предприниматель) должен овладеть хотя бы азами деловой  этики и основами этикета. Основу деловой этики составляет профессиональная этика, предписывающая определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних другим. Деловая этика должна базироваться на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности.

Независимо от типа предпринимательской  деятельности и его отдельных  видов деловая этика и этикет должны учитывать также национально-этнические традиции и вытекающие отсюда правила  поведения. Деловая этика неразрывно связана с характером менеджера, складом его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образования и знанием  им поведения людей в коллективе, обществе. Такие понятия, как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость входят в «арсенал» деловой  этики и положительно его характеризуют.

 Менеджер должен помнить, что несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе. Можно привести некоторые нормы этичного поведения менеджера:

  • не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице, премиях, достижении своих целей в карьере;
  • относиться с уважением к своему руководству, следуя тем общественным ценностям, которым служит;
  • взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам;
  • не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама;
  • беречь общественные деньги так же, как свои;
  • ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные права, не выходить за их границы;
  • открыто извиниться перед всеми, если совершил ошибку;
  • стараться, чтобы личные незначительные цели не главенствовали над профессиональными.

Современный уровень развития науки и техники предъявляет  высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося  в той или иной области. Кроме  этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело, шоу-бизнес или туризм необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач:

- предвидеть, прогнозировать  дальнейшее развитие, определять  цели и разрабатывать стратегию  и тактику их достижения;

- организовывать деятельность  предприятия (отдела, подразделения)  в соответствии с его целями  и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты; 

- распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих  решений и распоряжений.

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эти нормы касаются, прежде всего, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.

Без соблюдения этики делового общения между руководителем  и подчиненным большинство людей  чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено. Отношение  руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический  климат. Именно на этом уровне формируются  в первую очередь нравственные эталоны  и образцы поведения.

2. Этическая культура менеджера туристических предприятий

 

Специалисты сферы туризма  должны обладать навыками общения с  другими людьми, иметь широкий  кругозор, разбираться в основах  устройства современной жизни, быть подготовленными к работе, связанной с решением самых разнообразных задач. Общие требования к менеджеру по туризму определяют те знания, навыки и умения, которые необходимы специалисту данного профиля. Деятельность специалиста в области туризма сложна и многогранна, она должна быть направлена на клиентов, чтобы им доставляло удовольствие работать именно с вами.

Что должен уметь хороший  менеджер по туризму? Менеджер должен владеть культурой мышления, знать  его общие законы, быть способным  лаконично изложить свои мысли как  в письменной, так и в устной форме. Для того, чтобы разумно  сочетать гуманитарные и социально-экономические  аспекты в туризме, надо видеть их взаимосвязь.

Сформированная этическая  культура менеджера по туризму наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками является полноценным  итогом образовательного процесса. Поскольку  профессиональная деятельность менеджеров по туризму относится к системе  «человек—человек» и предполагает постоянные контакты с другими людьми, большое значение имеет формирование основ этической культуры. Профессиональная деятельность специалистов сферы туризма является общественно значимой деятельностью, сферой взаимного воздействия человека на человека, вызывающей изменения в личности каждого из них. Особенности туристской деятельности включают необходимость высокого уровня владения специальными знаниями, развития этической культуры и профессионально значимых личностных качеств. Взаимодействие с людьми является формой профессионального существования, профессиональной реализации менеджера по туризму. В этом процессе имеет место взаимодействие культур, поэтому без преувеличения можно констатировать, что этическая культура менеджера по туризму приобретает особое значение.

В целом в структуре  профессиональной компетенции менеджера  по туризму наряду с когнитивным  компонентном, относящимся к сфере  знаний, можно выделить мотивационный, деятельностный и социально-психологический  компоненты, непосредственно связанные  с внутренней этической культурой  специалиста.

Так, мотивационный компонент  включает комплекс отношений менеджера  по туризму к своей профессиональной деятельности и профессиональным задачам; мотивы профессиональной деятельности; профессиональные ценности и профессионально-личностные ценностные ориентации специалиста.

Деятельностный компонент  выражается в соблюдении менеджером по туризму профессионально-этических  норм, качеством выполнения профессиональных действий и т.д.

Одним из наиболее важных является социально-психологический компонент, включающий коммуникативность, адекватность межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать и разрешать  конфликты.

В настоящее время проблема формирования этической культуры специалистов, работающих в системе «человек —  человек», приобретает особую актуальность. Обеднение (в условиях постиндустриального  общества) духовности человека, дало отрицательные  результаты: обесценивание многих духовно-нравственных идеалов, утрату истинных целей жизни  и нравственного облика человека, кризис общественного сознания. Можно  выделить следующие базисные положения, касающиеся этической культуры специалистов сферы туризма:

Информация о работе Профессиональная этика менеджера по туризму