Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:46, контрольная работа
В каждой области человеческой деятельности большое место отводится моральным требованиям, однако, они особенно велики в профессии юриста, так как именно она, связана с жизнью и смертью, честью и достоинством человека, да и, по сути, дальнейшей его жизнью. От моральных качеств юриста, таких как честность, неподкупность, соблюдения равенства всех перед законом зависит судьба другого человека. Поэтому каждый человек, решивший стать юристом, в том числе и я, должен четко понимать моральную ответственность, которую он несёт, как профессионал, перед обществом.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ— отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть др. люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. В праве объектом ответственности является закон.
Ответственность может быть обусловлена:
а) ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (напр., ответственность родителей),
б) сознательно принятым им социальном статусом (напр., ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника). Соответственно различают ответственность естественную и контрактную. Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением — как обязанность.
В истории философии идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (напр., в бихевиоризме Б. Скиннера). Свобода — одно из условий ответственности , ответственность — одно из проявлений свободы, в частности как автономии: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на др. На это указывал еще Аристотель, подчеркивая, что произвольное (т.е. свободное) действие, но совершенное в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля. Как выражение моральности и основа действий ответственность отлична от убежденности. Выделение «этики убеждения» и «этики ответственности» позволило М. Веберу разграничить два типа поведенческой ориентации. Этика ответственности — это этика практической, сориентированной на объективные результаты деятельности; она требует непременно учитывать возможные результаты предпринимаемых усилий и отвечать за них. Поэтому этика ответственности в особенности актуальна в рамках юридической деятельности.[16 c.54]
ЭТИКА (гpeч. etnika - привычка, нрав) - наука, объектом изучения которой является мораль. Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства [4 с. 107].
МОРАЛЬ– это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.
Мораль зависит от условий человеческого
бытия, сущностных потребностей человека,
но определяется уровнем общественного
и индивидуального сознания. Наряду
с другими формами
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).
Однако мораль нельзя сводить только к нравственному сознанию. Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М.С. Строгович писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».
МОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.д.), но во всех случаях человек, в конечном счете, оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он исполняет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали[7]. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т.д.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные принципы
– одна из форм выражения нравственных
требований, в наиболее общем виде
раскрывающая содержание нравственности,
существующей в том или ином обществе.
Они выражают основополагающие требования,
касающиеся нравственной сущности человека,
характера взаимоотношений
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Моральные критерии – это признаки, на основании которых производится оценка выполнения этических норм и приверженность моральным принципам.
Моральных
критериев достаточно много, поскольку
они определяют выполнение каждой нормы,
принципа и, по существу, моральные
критерии являются выражением категорий
этики.
Проанализировав различные нормативно-правовые
акты, регламентирующие деятельность
юриста во всех сферах его деятельности,
а также морально-этические кодексы и
положения, закрепляющие моральные нормы
поведения юристов, можно выделить систему
конкретных морально - этических требований,
предъявляемых к юристам:
1. Юрист должен относиться
к человеку, к его жизни и здоровью, чести
и достоинству как высшей социальной ценности
демократического правового государства;
2. Осознавать свою роль, как представителя
государства, в деле создания условий
для реального осуществления основных
прав, свобод, законных интересов человека
и гражданина, а также их юридической охраны
и защиты;
3. Быть требовательным к
себе и к своим коллегам, уметь признавать
допущенные ошибки и оказывать помощь
другим, с целью достижения положительных
результатов при рассмотрении юридического
дела;
4. Использовать предоставленные государством полномочия разумно, строго в рамках закона, с учетом общечеловеческих ценностей.
5. Не терять выдержки и самообладания,
уважать права и тех лиц, которые совершилипреступления;
6. Держать в строгой
тайне информацию конфиденциального характера,
если раскрытие этих данных не потребуется
для установления истины по делу;
Эти и другие этические требования, изучаемые
правовой этикой и характеризующие этическую
культуру юриста всех специальностей,
а так же моральная ответственность юриста,
должны найти практическое применение
в его профессиональной деятельности,
чтобы в условиях построения правового
государства именно эта профессия олицетворяла
собой добро, справедливость, законность
и другие общечеловеческие ценности.
Одной из самых негативных проблем в работе юриста является так называемая моральная деформация сознания юриста. Такая проблема юриста появляется в случае, когда опытный юрист знает нормы права (в т.ч. и этические), принципы морали, но осознано и грубо идёт на их нарушение. Особенность этой ситуации - проблематичность выявления факта нарушения норм и принципов этики юриста со стороны общества из-за того, что такие проблемы юриста не выражаются внешне. Главный центр тяжести моральной ответственности юриста приходится непосредственно на него самого.
Хотя, приходится констатировать, что в силу специфики работы юристов, они практически постоянно находятся под пристальным контролем общества и поэтому юрист, в таких условиях, нарушающий установленные нормы морали, всё равно обязан нести моральную ответственность. Суть этой ответственности состоит в ответственности как перед собой, коллегами-юристами, и обществом в целом.
К внутренним причинам возникновения проблем юриста в форме моральной деформации можно отнести:
1. Внушительный объем юридической работы, особенно если это работа в правоохранительных органах.
2. Сравнительно
низкий уровень морального