Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:08, контрольная работа
В настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности». Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма.
Целесообразно взять на вооружениерассуждения А.Ф. Кони о взаимоотношениях прокурора и участников судебногопроцесса. Прокурор, выступая в суде обвинителем, обязан с одинаковой чуткостьюи усердием ограждать и интересы общества, и человеческое достоинство личности.Он должен иметь такие качества, как "спокойствие, отсутствие личногоозлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая квозбуждению страстей". "Обвинителю надлежит всегда помнить, что и унего, и защитника одна общая цель: содействовать с разных точек зрения судувыяснить истину доступными человеческим силам средствами".
3. Порядочность - один из
исходных принциповвысокого
Порядочность юриста-профессионала строитсяна таких качествах, как доверие и сочувствие, честность и правдивость. Этикачества должны проявляться во всех видах взаимоотношений: "руководитель -подчиненный", "между коллегами", "юрист - клиент".
4. Доверие представляет
собой отношение человека кдейс
Некоторые руководители видят в своих подчиненных лишьисполнителей своей воли, забывая, что это прежде всего люди, со свойственнымипроблемами и заботами. В данной ситуации подчиненный не чувствует себя нужным,не ощущает себя в полной мере личностью, особенно если начальник частопроявляет грубость к нему. Эта нетерпимая обстановка в коллективе создаетусловия, при которых черствость, грубость переносится на своих коллег и наобщение с другими людьми. Для того, чтобы избежать этого, руководитель долженпроявлять постоянную заботу о каждом члене коллектива. От него иногда требуетсяпросто проявить интерес к проблемам в семье подчиненного, выяснить его мнениепо вопросам, касающимся работы, дать ему объективную оценку как специалисту.Только при таком подходе подчиненный полностью осознает, что интересы дела -это его интересы.
Доверие между коллегами играет огромнуюроль, так как при кажущейся индивидуальности труда юриста, положительныйрезультат при разрешении любого юридического дела может быть достигнут толькосовместными усилиями всего коллектива, выступающего как объединениеединомышленников. Сочувствие, как понимание чувств и мыслей другого, выражаетсяв оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать ихосуществлению (напр., зная о недостаточном опыте своего молодого коллеги,оказать ему посильную помощь в сложных ситуациях). Доверие исочувствие по отношению к клиентам является одним из важных способовустановления психологического контакта, так как человек только тогда захочетсотрудничать с юристом (следователем, адвокатом), если поймет, что напротивнего находится человек, который сопереживает ему и хочет помочь путемустановления истины по делу. Юрист не должен проявлять агрессивность, смущатьклиента, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять егоили, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить передним. Именно доверие и сочувствие к человеку выступают критериями выбора юристом(следователем, прокурором, судьей) меры пресечения, а также определения вида имеры наказания, основываясь прежде всего на предписаниях закона.
5. Честность предполагает принципиальность, верностьпринятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела,искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав другихлюдей на то, что им законно принадлежит. Это качество должно определятьповедение юриста во всех случаях, когда он, общаясь с клиентом, принимает насебя обязательства в выполнении для него значимых действий, таких как:обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий длязащиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать.
Честность - залог нравственных отношений в юридическойпрактике. Это требование вытекает из объективной необходимости совместнойдеятельности, подчиненной общему интересу - установлению истины.
6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество,характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людямистину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинитвред интересам личности и государства.
Правдивость - общечеловеческое
требование, однако отдельныевиды юридической деятельности в силу их
специфики нуждаются в некоторыхограничениях
- оправданных и допустимых. К ним следует
отнести добродетельныйобман: дезинформация
противника, легендирование оперативно-
7. Самоотверженность - выражается
в действиях, которые посвоему
характеру представляют акт
В условиях переходного периода нашего общества игосударства, сопровождающегося неустойчивостью экономической, политической идуховной жизни народа, именно юристы, как носители высоких этических принципов,должны стать образцом в выполнении своих профессиональных функций. Нередкожертвуя своими личными интересами, как духовными, так и материальными, ониполучают удовлетворение от результатов своего труда: качественного и полного расследованияуголовного дела, удачной защиты клиента в суде и т.д. Так, практическаяэффективность поступка работника правоохранительных органов, вступающего внеравную борьбу с противником и жертвующего своим здоровьем, очень мала, новелика при этом его нравственная ценность, ибо его нравственные последствиясильнейшим образом воздействуют на сознание и поведение всех членов общества,как на законопослушных, так и на преступников.
Тема 8. Этика правоприменительной деятельности.
3.Проблемы профессиональной этики.
Утверждение норм адвокатской
этики в повседневной практике — процесс
сложный и длительный. Этические нормы
эффективны только тогда, когда становятся
внутренним законом для каждого посвятившего себя адвокатуре.
Споры об адвокатской этике восходят к
временам становления самой адвокатуры.
Предлагаемая вашему вниманию статья
руководителя Научно-методического центра
Федеральной палаты адвокатов РФ доктора
юридических наук, профессора, заслуженного
деятеля науки РСФСР А.Д. Бойкова посвящена
этой вечной теме и имеет прямое отношение
к ожидаемому пересмотру Кодекса профессиональной
этики адвоката.
На протяжении многих веков
существования адвокатуры, начиная с Древнего
Рима и Афин, ведутся поиски нравственных критериев оценки
как ее деятельности, так и ее представителей.
Почему нравственные оценки для адвокатуры
более важны, чем для многих государственных
институтов, включая суды, которые по определению
должны быть вершителями справедливости?
Ответ на этот вопрос связан со спецификой
правового и социального статуса адвокатуры.
Вся история адвокатуры есть история ее
самоутверждения, борьбы за признание
государством и обществом. Если авторитет
государственных учреждений опирается
на властные полномочия и поддержку всего
государственного аппарата, то авторитет
адвокатуры имеет одну опору — общественное
доверие.
Признание государства означало обеспечение
легитимности института адвокатуры, формирование
ее правового статуса и утверждение независимости
от администрации (магистратуры). Признание
общества связано с завоеванием адвокатурой
уважения. Высокого престижа адвокатуры
в глазах общества можно добиться только
нравственной безупречностью и слова,
и дела. Это особенно важно в условиях
российской действительности и русского
менталитета, для которого совесть всегда
была выше закона, а личная порядочность
и обязательность — выше профессиональных
знаний.
М. Малло в книге, упомянутой в эпиграфе,
наставляет: «Честности адвокату мало.
Он должен доводить ее до щепетильности:
Безумие и бесчестье искать средства,
как обойти закон или выиграть неправое
дело: Избегайте всяких бесчестных средств
в защите, консультациях, во всяких деловых
отношениях». Цитируя правила, изложенные
советом адвокатской корпорации Франции
еще в 1820 г., М. Малло приводит принципы,
оберегающие честь адвокатуры: умеренность,
бескорыстие, честность.
Нынешний читатель спросит: разве эти
же принципы не обязательны для любого
государственного чиновника, общественного
деятеля, политика? Конечно, обязательны!
Но применительно к адвокатуре они наполняются
особым смыслом и содержанием. Адвокат
и в суде, и в гражданских сделках выступает
в роли поверенного, т.е. лица, которому
доверяют. Доверие надо уметь и заслужить,
и оправдать, а для этого есть только один
путь — путь честного выполнения профессионального
долга.
Однако есть и еще одно важное обстоятельство,
привлекающее внимание к адвокатской
этике — это многообразие и сложность
отношений, в которые вступает адвокат
при выполнении профессиональных обязанностей.
Отношения эти не всегда поддаются правовому
контролю, нередко их единственным регулятором
оказываются нормы нравственности.
В советское время вплоть до начала 70-х
годов XX в. вопросы профессиональной этики
в научной литературе практически не затрагивались.
Господствовала точка зрения, что в условиях
социализма нет социальной базы для корпоративной
этики. Принятая ХХII съездом КПСС обновленная
программа партии включала Моральный
кодекс строителя коммунизма, который
должен был охватить все сферы нравственных
отношений*(1).
И все же в первой половине 70-х годов стали
появляться серьезные работы, посвященные
адвокатской и судебной этике, а несколько
позже — и этике учителя, офицера, журналиста,
ученого.
Возрождалась врачебная этика, хирургическая
деонтология. Нетрудно заметить, что поиск
специфики нравственных отношений был
ориентирован на те профессии, сферой
воздействия которых являлось человеческое
сознание.
В ряду регуляторов общественных отношений
мораль занимает важное, если не решающее
место. Если право, подкрепленное государственным
принуждением, выступает часто как некая
навязанная человеку система норм, далеко
не всегда им одобряемая и исполняемая,
то мораль, формируемая естественным путем,
органичнее входит в духовный мир человека
и имеет, следовательно, определенные
преимущества перед правом.
Термины «этика», «мораль», «нравственность»
и в литературе, и в законодательстве употребляются
не всегда корректно. Понятием этики часто
подменяют свод нравственных норм, а как
морально-нравственные нередко обозначают
проблемы этики. Это требует уточнения
понятий, приближения их содержания к
традиционно принятому в философской
литературе. Этика — раздел философской
науки, предметом которого являются обычаи,
нравы, поведение, иначе говоря — мораль,
нравственность (последние два понятия
употребляются как идентичные).
Этическое учение наряду с общими представлениями
о добре и зле, совести, справедливости,
долге и других ценностях нравственного
сознания включает также и нормативную
часть, регулирующую конкретные акты поведения.
Классификация нравственных норм связана
с понятием этических принципов.
Судопроизводство детально регламентировано
нормами процессуального права, но это
не означает, что мораль как разновидность
социальных норм и как форма общественного
сознания вытеснена из судопроизводства.
Одна из первых попыток показать значение
нравственных требований для правосудия
принадлежит А.Ф. Кони, который в нравственности
искал средство «оградить суд от порчи»,
противопоставить казенному равнодушию
чуткое отношение к человеку, способствовать
развитию «истинного и широкого человеколюбия
на суде»*(2).
Хотя и со значительными перерывами, вопросам
судебной этики как учению о нравственных
идеалах, принципах и нормах, определяющих
нравственное содержание деятельности
участников судопроизводства, уделяли
все более пристальное внимание и правоведы
— как теоретики, так и практики.
В научной этике как части философского
учения появляется раздел этики профессиональной.
После длительных дискуссий пришло понимание
того, что профессиональная мораль не
есть некая корпоративная мораль, ставящая
одну социальную группу над другой, защищая
сословные привилегии, отгораживающая
нравственным барьером представителей
одной профессии от остального мира. Напротив,
профессиональная мораль дополняет, развивает,
конкретизирует общечеловеческую мораль,
воплощенную в нормах нравственности.
К представителям той или иной профессии
она предъявляет специфические и нередко
повышенные моральные требования.
Адвокатская этика является частью судебной
этики, привлекающей внимание в силу многозначности
и остроты коллизий, возникающих в практике
адвоката-защитника и адвоката-представителя.
О том, что уголовная защита представляет
особые поводы для предъявления требований,
почерпнутых из области нравственности,
отмечал еще А.Ф. Кони. Необходимо подчеркнуть,
что адвокатская этика вовсе не ставит
перед собой целей оправдания отступлений
от правды и объективности. Она осуждает
ложь, крючкотворство, заведомые передержки.
И только она может дать адвокату оружие
большой социально полезной силы, уберечь
начинающего специалиста от глубоких
разочарований, подсказать пути истинного
морального удовлетворения профессиональной
деятельностью.
Нравственное воспитание молодых специалистов
(будь то юрист, медик, педагог иди ученый)
имеет не меньшее значение, чем вооружение
их определенной суммой специальных знаний.
Именно профессиональная этика в наибольшей
степени способна помочь решению этой
проблемы.
Заключение
Этика – одна из древнейших
теоретических дисциплин, имеющих своей
целью философское осмысление и решение
практических морально-нравственных проблем,
возникающих в жизни человека.
Дисциплина «Профессиональная этика юриста»
преподается на начальных курсах юридического
обучения, когда студенты еще не овладели
достаточными знаниями по основам правовых
и специальных дисциплин и не получили
должных навыков в расследовании преступлений,
проведении судебного разбирательства
и других действий, составляющих профессиональную
деятельность юриста. Поэтому целью изучения
данной дисциплины является выработка
у студентов дневного отделения системы
знаний и четкого представления о том,
что является предметом и задачами профессиональной
этики юриста, выделяющих ее в самостоятельную
дисциплину среди юридических и философских
наук Категории этики – это основные понятия
этической науки, отражающие наиболее
существенные элементы морали.
Категории этики – не только теоретические
конструкции. То, что образует формальный
аппарат теории, в то же время существует
в стихийно формирующемся сознании общества.
К примеру, категория справедливости,
содержание которой получило истолкование
еще у Аристотеля, существует в сознании
каждого человека, сознании любого общества,
социальной группы.
При всем разнообразии подходов к определению
системы этических категорий можно выделить
общепризнанные, наиболее важные в теоретическом
и практическом отношении категории: добро
и зло; благо; справедливость; долг; совесть;
ответственность; достоинство и честь.
К категориям этики относят также смысл
жизни, счастье и др.
Список литературы
1. Дробницкий О. Г. Мораль. – М.:
Просвещение, 1974.
2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Минск:
Тера-системс, 1998.
3. Золоухина-Аболина Е.В. Курс лекций по
этике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
4. Профессиональная этика сотрудников
правоохранительных органов: Учеб. пособие
/ Под ред. А. В. Опалева, Г. В. Дубова. - М.:
Щит-М, 1997.
5. Профессиональная этика сотрудников
правоохранительных органов: Учеб.пособие
/ Под ред. Г.В.Дубова,А.В.Опалева. - 2-е изд.;
испр.и доп. - М., 1998.
6. Рассел В.М. Мораль и нравственность.
– М.: Наука, 1989.
7. Росенко М.Н. Основы этических знаний.
– СПб.: Лань, 1998.
8. Халилова Л. Юридическая этика. – М.: Аспект-пресс,
2004.