Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:03, реферат
Правоохранительные органы составляют главным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно. Таким образом, правоохранительный орган - это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных действий.
Сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан.
В научном смысле слова этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль во всех ее проявлениях, т.е. как одна из форм общественного сознания, как нравственные отношения и как нравственная практика, поступки. Однако в жизни под этикой нередко понимают саму моральную практику, определенные нравственные качества и нормы поведения людей, моральные правила, кодексы, заповеди, обычаи и т.д., имеющие то или иное конкретное проявление.
Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели - высоконравственные свойства человека, так и пороки - аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность - весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми. Благодушие воспитателя детского сада или учителя - скорее добродетель, чем порок, но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, беспринципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива.
Профессиональная этика, подчеркивая значимость тех или иных моральных качеств, конечно, не может и не должна предписывать, как нужно поступать сотруднику в той или иной ситуации. Поэтому это апеллирует к моральным принципам и нормам, которые регламентируют поведение и деятельность работника, не исходя из конкретной ситуации, а в соответствии с общезначимым характером моральных требований и ценностей в обществе и в данной профессиональной группе. Однако если моральная норма подразумевает конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в предельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности. Так, гуманизм правоохранительных органов - это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных ("законопослушных") граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. Справедливость может обеспечиваться только в равенстве всех перед законом, в верховенстве закона. Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.
Трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров, и во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отношении каждого человека - преступника-рецидивиста, убийцы, обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.
Законодательство Российской Федерации последних лет в рассматриваемой сфере общественных отношений сделало существенный шаг вперед. Появились нормы, делающие особый акцент на нравственную сторону деятельности сотрудников правоохранительных органов. В частности уголовно-процессуальный закон запрещает осуществление действий и принятие решений при производстве расследования, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 2 ст. 9 УПК). Полиции запрещается прибегать к насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 5 Закона РФ "О полиции", ч. 2 ст. 9 УПК).
Уважение и соблюдение прав и. свобод человека и гражданина провозглашено в качестве принципа в оперативно-розыскной деятельности (ст. 3 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности).
На основе представлений о нравственности возникли и получили нормативное закрепление предписания о запрещении при получении образцов для сравнительного исследования применять методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство (ч. 2 ст. 202 УПК), создавать опасность для здоровья лиц, участвующих в следственном эксперименте (ст. 181 УПК), производить освидетельствование лица, сопровождающееся его обнажением, в отдельном помещении врачом или иным специалистом (ч. 2 ст. 290 УПК), разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (абз. 3 , 8 ст. 5 ФЗ об оперативно-розыскной деятельности), обязывающие принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК).
Принуждение к даче показаний, связанное с применением насилия, издевательств или пытки, а также превышение должностных полномочий, сопряженное с насилием или угрозой его применения, влекут уголовную ответственность (ст. 286, 302 УК).
В случае, если сотрудник полиции, осуществляя дознание по уголовному делу, привлек к уголовному делу невиновного, он обязан принять меры к его реабилитации, в том числе, к возмещению ему материального и морального вреда, восстановлению его нарушенных прав (глава 18 УПК, СТ. 150. 1099-1101 ГК РФ).
В результате выполненной работы основные выводы сводятся к тому, что работа сотрудника правоохранительных органов крайне необходима для современного общества, во избежание беспорядков, противоправных действий и так далее.
В условиях резкого расслоения общества по уровню материальной и социальной обеспеченности служба в органах становится менее престижной, снижается доверие, авторитет сотрудников органов, что существенно усложняет выполнение служебных задач.
В заключении следует подчеркнуть, что знание основ этики и применение её на практике не только делают сотрудника культурным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника органов внутренних дел. Так же следует обратить внимание что, чем сложнее условия, в которых сотрудникам правоохранительных органов приходится нести службу, тем больше зависимость благополучия каждого гражданина от их порядочности, гуманности, стремления честно выполнять свой долг. А для этого необходимо защищать и самих сотрудников правоохранительных органов.
3 Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1138
"Об утверждении кодекса профессиональной
этики сотрудников органов внутренних
дел РФ"