Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:09, реферат
Актуальность работы заключается в том, что этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
Целью работы является рассмотрение этических понятий.
Задачи:
- анализ этических понятий;
- изучение структурных и сущностных этических понятий.
Введение
Глава I
Этика
Глава II
Структурные этические понятия
Сущностные этические понятия
Заключение
Список используемой литературы
3
4
4
4
4
6
10
11
Югорский государственный университет
Институт менеджмента и экономики
Кафедра сервиса и туризма
Реферат на тему:
"Система этических понятий"
Выполнил:студентка 2 курса
группы 4921б
Нагорнова Наталья
Проверил:доцент кафедры сервиса и туризма
Самоловова И.Ф.
Ханты-Мансийск 2013г.
Содержание
Введение Глава I Этика Глава II Структурные этические понятия Сущностные этические понятия Заключение Список используемой литературы |
3 4 4 4 4 6 10 11 |
Введение
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует
обычаи практически всех народов
от седой древности до наших дней.
В основе своей эти правила
поведения являются всеобщими, поскольку
они соблюдаются
Актуальность работы
Целью работы является рассмотрение этических понятий.
Задачи:
- анализ этических понятий;
- изучение структурных
и сущностных этических
Глава I
Этика
К системе этических понятий относят основные ее понятия, которые обобщенно отражают содержание, специфику, существенные сущностные стороны морали, закономерности нравственных отношений. Будучи связанными между собой, они образуют целостную систему, которая находится в постоянном развитии, обогащении.
Адекватно понять мораль как целостный феномен можно только с помощью системы этических понятий. Игнорирование требований системного подхода при их исследовании порождает многочисленные противоречия, логические ошибки. Например, добро часто рассматривают как моральный феномен, а мораль - как добро. Следствием этого является наличие многих недостаточно осмысленных категорий этики.
Создавая систему этических
понятий, следует выводить их, начиная
с простейших. Чтобы лучше понять
этот процесс, необходимо абстрагироваться
от того, что почти каждая категория,
которую надо вывести, давно уже
создана Следуя этому принципу, этика
способна стать объективной
Глава II
Структурные этические понятия
Структурные этические
понятия фиксируют основные
Нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это
общеобязательные, формально-определенные
правила поведения, которые
2. Нормы морали (нравственности)
- правила поведения, которые
3. Нормы обычаев - это
правила поведения, которые,
4. Нормы общественных
организаций (корпоративные
Кроме указанных, среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.
Принцип-это внутренне установленное для себя правило, которое может основываться на совести, либо на внутреннем "Я". У каждого человека свои принципы, и возможно он устанавливает их для себя сам, следуя и не изменяя им всю жизнь. Принцип закладывается в человеке настолько прочно, что изменить его практически невозможно. Это может характеризовать как положительные, так и отрицательные качества в человеке. Возможно даже благодаря принципам, человек и становится личностью.
Оценка- способ установления значимости чего-либо для человека.
Можно выделить три типа значимостей:
- теоретический (
- практический (реализация
гносеологических и
- ценностный (аксиологические оценки).
Идеал – этим словом, с одной стороны, называют высшую степень ценного или наилучшего. С другой стороны, идеалом называют индивидуально принятый стандарт, касающийся личных качеств и способностей. Однако философско-этическое понимание идеала иное. Здесь на первый план выдвигаются универсальные основания человеческих суждений, решений и поступков. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, т.к. идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного. В специфически этическом смысле идеал предполагает некоторый не изменяющийся в зависимости от обстоятельств и индивидуальных вкусов стандарт. Идеал – это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отношениях между людьми или в форме общественного устройства, которое обеспечивает это совершенство, в-третьих, безусловный высший образец нравственной личности.
Чувство- способность, с помощью которой человек воспринимает добро и зло и оценивает решения, поступки и характеры. Чувство естественно. Также чувством называют эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от эмоций и настроений.
Отношения- это различные взаимосвязи, возникающие во время взаимоотношений между людьми. Отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций.
Поведение- направленные личностно или социально-значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.
Существует много
Сущностные этические понятия
Сущностные этические
понятия выражают основное
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее.
Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это потенциальное добро. Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому".
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.
Справедливость в обществе
понимается в различных аспектах.
Это категория морально-
Платон определяет справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага. С его точки зрения, справедливое общество – то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.
Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит. Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский.
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Совесть – субъективное
осознание личностью своего долга
и ответственности перед
Чувство совести ограждает
человека от дурного, порочного, стимулирует
благородство, ответственность –
люди нередко апеллируют к собственной
совести и к совести других,
дают оценку себе и другим, используя
понятия "чистая совесть", "нечистая
совесть", "уснувшая совесть", "совестливый
человек", "бессовестный", "угрызения
совести" т. п.
Роль совести особенно важна, когда человек
находится перед моральным выбором, а
внешний контроль со стороны общественного
мнения или исключается, или затруднен.
Так, Аристотелъ пишет, что и ум, и совесть люди имеют от природы.
Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Достоинство – это, во-первых,
внутренняя уверенность в собственной
ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся
в сопротивлении любым попыткам
посягнуть на свою индивидуальность
и независимость. И, во-вторых, достоинство
человека должно получить общественное
признание.
Сознание человеком собственного достоинства
есть форма самосознания и самоконтроля.
Человек не совершает определенного поступка,
считая, что это ниже его достоинства.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих.