Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:01, автореферат
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
1. Определить, что такое слова-паразиты;
2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
5. Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов»
І. Введение__________________________________________________3 – 4
ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 14
1.Теоретическое содержание исследования
1) Определение термина _____________________ 5
2) Причины употребления __________________________ 5
3) Список литературных слов- паразитов _______________ 6 - 7
4)Как слова-паразиты характеризуют человека____________ 7 - 8
5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы______________________________ 8
6)Слова-паразиты в художественной литературе____________ 8-9
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
МКОУ ООШ с.Швариха________________ 9-11
3.Способы избавления от слов-паразитов ________________ 12-13
4. Вывод____________________________________________ 13
ІІІ. Заключение ____________________________________________ 14
Литература__________________________________________________ 14
Приложения____________________________________________ 15-20
Исследовательская работа по русскому языку
Слова - паразиты - языковые вирусы
Содержание
І. Введение______________________
ІІ. Основная часть_________________________
1.Теоретическое содержание исследования
4)Как слова-паразиты характеризуют человека____________ 7 - 8
5)Таблица наиболее
употребляемых слов-паразитов
6)Слова-паразиты в художествен
2.Исследование употребления сл
МКОУ ООШ с.Швариха____________
3.Способы избавления от слов-
4. Вывод_________________________
ІІІ. Заключение ______________________________
Литература____________________
Приложения____________________
Введение
«Ну вот, значит, так сказать,
вот я пришёл, и сами понимаете,
ну, э-э-э, м-м-м, вот, так
Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попытался ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе я не нашёл точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Устный опрос
5. Анализ полученных результатов
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
II. Основная часть
1.Теоретическое содержание исследования
1)Определение термина
Чистая речь
– это речь, в которой нет
языковых элементов, чуждых
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»
Слова-паразиты
– это слова или
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там
2) Причины употребления
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:
3) Список литературных слов-паразитов
и так далее |
прямо | |
блин |
как бы |
скажем |
буквально |
как говорится |
собственно говоря |
ведь |
как его |
|
видишь / видите (ли) |
как сказать |
так |
в натуре |
короче |
так вот |
в некотором роде |
можешь/ете вообразить |
так сказать |
в общем (-то) |
можешь/ете представить |
там |
вообще (-то) |
на самом деле |
типа |
вот |
на фиг |
типа того |
в принципе |
того | |
в самом деле |
нет |
только |
все такое |
ну |
то есть |
в целом |
ну вот |
уже |
дело в том, что... |
правда |
это |
ёшкин кот |
понимаешь |
это самое / эт самое |
знаешь / знаете (ли) |
послушай |
я имею ввиду |
значит |
прикинь |
(я) скажу |
итак |
просто |
4).Как слова-паразиты характеризуют человека
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет
слово-паразит «просто», значит
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
5).Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы
70-е годы |
80-90-е годы |
2000-е годы |
На самом деле |
Как бы |
Не, ну ваще |
Типа |
Да? |
Короче |
Так сказать |
Блин |
Прикинь |
Вот, вот так, ну вот |
Это самое |
Шикарно |
Практически |
М-м-м |
Пипец |
Фактически |
Да не вопрос, без базара |
6)Слова – паразиты в художественной литературе
В художественных
произведениях слова - паразиты
часто употребляются для
1. Одной из отличительных
черт рассказов А.П.Чехова
2. Другим примером может служить речь контр - адмирала из рассказа «Свадьба с генералом» А.П.Чехова