Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:01, автореферат
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
1. Определить, что такое слова-паразиты;
2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
5. Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов»
І. Введение__________________________________________________3 – 4
ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 14
1.Теоретическое содержание исследования
1) Определение термина _____________________ 5
2) Причины употребления __________________________ 5
3) Список литературных слов- паразитов _______________ 6 - 7
4)Как слова-паразиты характеризуют человека____________ 7 - 8
5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы______________________________ 8
6)Слова-паразиты в художественной литературе____________ 8-9
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
МКОУ ООШ с.Швариха________________ 9-11
3.Способы избавления от слов-паразитов ________________ 12-13
4. Вывод____________________________________________ 13
ІІІ. Заключение ____________________________________________ 14
Литература__________________________________________________ 14
Приложения____________________________________________ 15-20
3. В речи генералов
в «Повести о том, как
один мужик двух генералов
прокормил» М.Е. Салтыкова-
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МКОУ ООШ с.Швариха
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, некоторым учащимся 8 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Восьмиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных возрастных групп»
В анкетировании и устном опросе принимали участие 25 учащихся 5-9 класса МКОУ ООШ с. Швариха (Приложение №1)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
8 опрошенных (32%)учащихся не знают, что такое слова-паразиты
5 учащихся (20%) предполагают, что это употребление в речи бранных и нецензурных слов. Только 48% учащихся знают, что такое слова-паразиты (Приложение №2)
Из 48 % опрошенных учащихся, которые знают, что такое слова-паразиты только 2 человека написали в анкете, что они не употребляют слова-паразиты в речи или иногда употребляют их в речи (Приложение №3)
Двое из опрошенных не смогли назвать никаких способов борьбы
со словами-паразитами. Ученики писали,
что нужно применять физические методы
искоренения слов- паразитов («ругать»,
«наказывать», «давать штрафы») Другие
считают, что «нужно меньше говорить»
или даже «забыть слова».Только 2 ученика
отметили, что нужно повышать культуру
речи-читать,перевоспитываться,
На основании наблюдений на уроках и внеурочное время (с ноября 2012 г. по январь 2013 г) я составила частотный словарь слов-паразитов.
Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в 8 классе является че (его использовали 20 раз); короче (использовали 15 раз);
В 5-9 классах чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как «блин», «короче», «ё-мое», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…»
Из них самые распространенные «и че »(44%), «короче» (24%), «блин» (31%)
Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь двух учащихся 5 и 6 класса, и в ней выделены слова-паразиты. Из 100 слов – 15 слова-паразиты, что составляет 8 % от общего количества сказанных слов. Слово «ну блин » употреблено 7раз. Слово «короче » и «так» по 2 раза.
Слова - «паразиты», употребляемые учащимися нашей школы |
|
Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.
1. |
Короче |
Резкость, желание быстрее закончить речь |
Короче, дело было так... |
2. |
Как бы |
Неуверенность в том, что говорит; приблизительность |
Мы уже как бы читали эту книгу |
3 |
Типа |
Желание выделиться
Заменитель паузы |
Типа, ты кто такой? |
4 |
Это |
Пауза во время говорения или употребления каких-то слов |
Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
5 |
Факт |
Уверенность в своих словах |
Так всё и было, факт. |
6. |
Как его, ну как его, как это |
Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить |
Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
7 |
Понимаешь, понимаешь ли |
Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова |
Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... |
8 |
Вообще, ваще! |
Лёгкое возмущение Итог речи |
Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
3.Способы избавления от слов-паразитов
В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.
4. Вывод
Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:
4) в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составила частотный словарь.
5) Выпущена буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов» (Приложение №5)
На основании
результатов данного
III.Заключение
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев
IV. Литература
1.Дараган. Ю. В. Функции
слов-«паразитов» в русской
2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984
3 Левонтина И.Б.
«О словах-паразитах» журнал «
4.Ожегов С. И.
«Толковый словарь русского
5.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.
Приложение 1
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Приложение 2
Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
.
Приложение 3
Употребляете ли Вы слова-
Приложение 4
Приложение 5
Способы избавления от слов- паразитов
И.С.Тургенев
Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…
Слов-Паразиты– языковые вирусы
Слова-паразиты –
это слова или словосочетания,
вносимые в речь, но не несущие
никакой смысловой нагрузки. Такое
явление наблюдается или в
связи с недостаточной речевой
культурой говорящего, или в связи
с тем, что говорящий
Ну,значит,
как бы,
в принципе,
в общем,
это, это самое, вообще
Как избавиться от слов паразитов
Читай больше классики»
Найди замену
Найди себе сторожа
Включи
самоконтроль за своей речью
и контроль за речью
Практикуй выступления перед
аудиторией и дружеские
Повышай самооценку, чтобы быть
уверенным в своих словах.
Язык народа и богат,
Но есть, увы,
неточные слова,
Они растут
как сорная трава
У плохо перепаханных обочин
Н. Рыленков
.