Слова - паразиты - языковые вирусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:01, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
1. Определить, что такое слова-паразиты;
2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
5. Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов»

Содержание

І. Введение__________________________________________________3 – 4
ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 14
1.Теоретическое содержание исследования

1) Определение термина _____________________ 5
2) Причины употребления __________________________ 5
3) Список литературных слов- паразитов _______________ 6 - 7
4)Как слова-паразиты характеризуют человека____________ 7 - 8
5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы______________________________ 8
6)Слова-паразиты в художественной литературе____________ 8-9

2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
МКОУ ООШ с.Швариха________________ 9-11
3.Способы избавления от слов-паразитов ________________ 12-13
4. Вывод____________________________________________ 13
ІІІ. Заключение ____________________________________________ 14
Литература__________________________________________________ 14
Приложения____________________________________________ 15-20

Вложенные файлы: 1 файл

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ-ЯЗЫКОВЫЕ ВИРУСЫ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

3. В речи генералов  в «Повести   о том, как  один мужик двух генералов  прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина  встречается много слов-паразитов  как одно из средств речевой  характеристики героев. Слова-паразиты: «вот», «эдак», «гм..», «да», «кабы», «тьфу» - подчёркивают никчёмность генералов, их стремление жить за счёт труда крестьянина, паразитизм.

 

2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МКОУ ООШ с.Швариха

На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, некоторым учащимся 8 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Восьмиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов.  А что знают ученики об употреблении этих слов?

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в  вашей речи», проведены эксперимент  «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных возрастных групп»

 В анкетировании  и устном опросе принимали участие 25 учащихся 5-9 класса МКОУ ООШ с. Швариха  (Приложение №1)

 Результаты анкетирования  «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

8 опрошенных  (32%)учащихся не знают, что такое слова-паразиты

5 учащихся (20%) предполагают, что это употребление  в речи бранных и нецензурных слов.  Только 48% учащихся знают, что такое слова-паразиты (Приложение №2)

Из 48 %  опрошенных учащихся, которые знают, что такое слова-паразиты только 2 человека написали в анкете, что они не употребляют слова-паразиты в речи или иногда употребляют их в  речи (Приложение №3)

Двое из опрошенных не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами. Ученики писали, что нужно применять физические методы искоренения слов- паразитов («ругать», «наказывать», «давать штрафы») Другие считают, что «нужно меньше говорить» или даже «забыть слова».Только 2 ученика отметили, что нужно повышать культуру речи-читать,перевоспитываться,но самим. Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними. 

 На основании наблюдений  на уроках и внеурочное время (с ноября 2012 г.  по январь 2013 г)  я составила частотный словарь слов-паразитов.

        Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в 8 классе является че (его использовали 20 раз); короче (использовали 15 раз);

  В 5-9 классах чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как «блин», «короче», «ё-мое», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…»

Из них самые распространенные «и че »(44%), «короче» (24%), «блин» (31%)

 

   Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь двух  учащихся  5 и 6 класса, и в ней выделены  слова-паразиты. Из 100 слов –  15 слова-паразиты, что составляет 8 % от общего количества сказанных слов.  Слово «ну блин » употреблено 7раз. Слово «короче » и «так» по 2 раза.

 

Слова - «паразиты»,

употребляемые  учащимися  нашей школы

            • ну – 65%
            • вот – 55%
            • Короче – 47,5%
            • так– 37,5%
            • Чё - 35%
            • Это – 35%
            • Ваще – 30%
            • Как бы – 27,5%
            • Типа –25%    
            • Это самое – 12%

 

 Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.

1.

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

2.

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность 

Мы уже как  бы  читали эту книгу

3

Типа

Желание выделиться

 

Заменитель паузы

Типа, ты кто  такой?

4

Это

Пауза во время говорения  или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...

5

Факт

Уверенность в своих  словах

Так всё и  было, факт.

6.

Как его, ну как его, как  это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как  его... в процессе эволюции... как это ... вымерли.

7

Понимаешь, понимаешь  ли

Обращение к собеседнику  при  желании  подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

8

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала  хотел…


3.Способы избавления от слов-паразитов

 В литературе  я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.

  1. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».
  2. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
  3. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  4. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
  5. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
  6. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.
  7. Потренируйтесь  ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!
  8. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
  9. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов»

4. Вывод

Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:

  1. изучила лингвистическую литературу по теме исследования,
  2. изучила распространенность слов - «паразитов» среди учащихся 5-9 класса нашей школы,
  3. попыталась найти способы снижения употребления слов - «паразитов» в речи

4) в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента  проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составила частотный словарь.

 5) Выпущена буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов» (Приложение №5)

    На основании  результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты  засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за  скудности словарного запаса. Иногда на эти слова  возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью

III.Заключение

    В ходе исследовательской работы  я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». 

   Данная исследовательская  работа может иметь большую  практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

 

 

        

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  IV. Литература

1.Дараган. Ю. В. Функции  слов-«паразитов» в русской спонтанной  речи, М. juliadar@mail.ru..

2.Ильяш М.И. Основы  культуры речи. Киев - Одесса, 1984

3  Левонтина И.Б.  «О словах-паразитах» журнал «РЯШ»  №15, 2004

   4.Ожегов С. И.  «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.

    5.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.

  1. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
  2. www.gramota.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

1.Знаете ли Вы, что  такое слова-паразиты?

2. Какие Вы знаете  слова-паразиты?

3. Какие из этих  слов  Вы чаще всего употребляете?

4. Замечаете ли Вы  в своей речи  слова-паразиты?

5. Встречали ли Вы  в своей жизни человека, который  не употреблял в своей речи  слова-паразиты?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Приложение 2

 

Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

.

 

 

 

 

 

                            

   

 

    Приложение 3

 

  Употребляете ли Вы слова-паразиты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Приложение 4

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Способы избавления от слов- паразитов

И.С.Тургенев

 

Берегите же наш прекрасный русский  язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь  почтительно с этим могущественным орудием…

 

 

Слов-Паразиты– языковые вирусы

 

  

 Слова-паразиты –  это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие  никакой смысловой нагрузки. Такое  явление наблюдается или в  связи с недостаточной речевой  культурой говорящего, или в связи  с тем, что говорящий затрудняется  в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

 Ну,значит,

как бы,

в принципе,

в общем,

это, это самое, вообще

 

Как избавиться от слов паразитов

Читай больше классики»

 Найди замену

 Найди себе  сторожа

 Включи  самоконтроль за своей речью   и контроль за речью одноклассников

   Практикуй выступления перед

      аудиторией и дружеские  беседы.

 Повышай самооценку, чтобы быть

      уверенным в своих словах.

 

 

 

 

 

 

Язык  народа и богат,

                                      и точен,

Но  есть, увы,

                      неточные слова,

Они растут

                      как сорная трава

У плохо  перепаханных обочин

  Н. Рыленков

 

                                                

                                         

.

 

       

 

 

 

 

 

 

 






Информация о работе Слова - паразиты - языковые вирусы