Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2012 в 19:41, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение этики и ценностей в управлении.
В соответствие с поставленной целью задачами данной работы:
- раскрыть сущность деловой этики;
- изучить принципы деловой этики;
- рассмотреть специфику управленческой этики;
- проанализировать формы и ценности этики в управлении.
Введение
Глава 1. Теоритические основы деловой этики
1.1. Сущность деловой этики
1.2. Принципы деловой этики
Глава 2. Специфика управленческой этики
2.1. Содержание управленческой этики
2.2. Формы и ценности управленческой этики
Заключение
Список использованной литературы
- Везде вы должны иметь при себе визитную карточку, на которой указывается: название вашей организации, ваша должность, титулы. Не следует использовать аббревиатуры. В Юго-Восточной Азии, Африке и на Среднем Востоке визитку всегда протягивайте правой рукой. В Японии ее подают двумя руками, нужной стороной к партнеру.
- Остерегайтесь использовать привычные вам жесты, скажем `V` (знак победы). В других странах они могут иметь совсем иное, не всегда приличное, значение.
Итак, успех фирмы, предприятия, организации тесно связан с этикетом и культурой поведения. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуются время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки. Тогда реакция на любое действие, любой ход оппонента, развитие ситуаций будет соответствовать правилам хорошего тона, делового этикета, требованиям культуры поведения в данной ситуации. Этикет и культура делового общения — ключ к успеху в сфере предпринимательства, в деловой карьере.
Следует помнить, что этикет и такт делового человека проявляются на каждом шагу: во время мимолетного разговора с подчиненным, коллегой, на производственном совещании и т.п.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимо-действий и т.п.[10]
Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом
должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций.
Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения ни-когда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе".
Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью.
Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию органи-зации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип - никакого насилия, т.е. "нажима" на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.
Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений .
Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и "внутренний конкурент" - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно "усмотреть" конкурента[11].
Здесь предлагаются основные принципы этики деловых отношений; перечень их может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации.
Принципы управленческой этики:
1) служение государству (гражданский, профессиональный и моральный долг);
2) интересы государства являются важнейшей целью профессионального государственного служащего;
3) служение общественным интересам. Государственный служащий обязан действовать во благо общенациональных народов России и прежде всего во благо интересов социально-незащищенных групп;
4) уважение к личности: признание, соблюдение и защита прав и свобод личности - нравственный долг и профессиональная обязанность государственного служащего. Государственный служащий должен уважать честь и достоинство каждого человека, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления других незаслуженных благ и привилегий;
5) принцип законности. Государственный служащий обязан соблюдать и отстаивать конституцию страны, законы РФ, нормативные акты и т.д. Принцип законности - нравственные закон государственного служащего. Нравственный долг государственного служащего обязывает не только соблюдать закон самому, но и противодействовать нарушению закона со стороны коллег и руководителей любого ранга;
6) принцип лояльности - принцип добровольного соблюдения установленных государством правил, норм служебного поведения, а также уважения, корректности по отношению к государству, ко всем государственным и общественным институтам, поддержание имиджа властных структур, поддержание авторитета власти. Нравственным долгом государственного служащего в случае несогласия с политикой государства является уход в отставку. Принцип лояльности распространяется отношение ко всем ветвям власти, ко всем государственным институтам, по всем партиям, к политическому большинству, к другим государственным служащим. Государственным служащий не должен выступать в СМИ, давать интервью, выражаю свое мнение, отличающееся от политики государства;
7) принцип политической нейтральности. Не высказываться публично в прямом или косвенном виде о своих политических симпатиях, не подписывать идеологические документы, не участвовать в акциях, не афишировать публично свои особые отношения к тем или иным политическим деятелям. Соблюдать нейтральность во время избирательных кампаний, не допускать использования материальных, административных и других ресурсов для достижения каких-либо политических целей и задач.
Этический кодекс предполагает: закон, предписание, которому нужно следовать. В сочетании со словами "этика" кодекс приобретает понятие стандарт. Этический кодекс - свод норм правильного поведения, считающегося уместным для человека данной профессии. Этический кодекс выполняет две нравственные функции:
1) формирование доверия к данной службе;
2) служит обществу гарантией качества профессиональной деятельности;
3) несут информацию о стандартах и ограничениях в той деятельности, для которой он разработан.
В силу этого профессиональный кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, является важным критерием для определения профессиональной пригодности, помогает ориентироваться в сложных коллизиях, ситуациях. Выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью государственного служащего.
Можно сделать вывод, заключить, что принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.
Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития.
На тех же этических принципах должна быть построена работа этических комиссий корпораций. Содержание этических кодек-сов фирм также берет свое начало из принципов этики.
Вывод по главе 1.
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.
Общей основой профессиональной этики служит понимание труда как нравственной ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии. Ценности — это представления о должном, “концепция желаемого” (по Парсонсу). Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида. Человек вынужден трудиться независимо от того, считает ли он труд ценностью, хотя может избежать подобной участи, как Сократ, который, как известно, важнейшим достоянием человека почитал досуг.
Особую роль в формировании морального климата организации играет нравственная позиция руководителя организации и его личные моральные качества.
Моральные обязанности руководителя:
1. Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.
2. Контроль аффектов и эмоций — как своих собственных, так и окружающих людей.
3. Анализ предпочтений в организации в категориях “осознание”, “вовлеченность”, “приверженность”, являющихся неопределенными понятиями.
4. Реализация этического выбора — “делать не то, что хочется, а то, что следует”.
Управленческая этика - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков:
- этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
- моральных принципов членов организации, т.е. профессиональную мораль;
- моральный климат в организации;
- образцы морального поведения;
- нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения;
- основные управленческие взаимодействия - принятие управленческих решений, мотивацию сотрудников, коммуникации, разрешение конфликтов.
Назначение управленческой этики - повысить эффективность управленческой работы.
Специфика управленческой этики заключается в том, что сам руководитель должен не только соответствовать определенным моральным требованиям, но и сознательно использовать механизмы моральной регуляции в управлении человеческими ресурсами, а также иметь собственную позицию в отношении форм и способов моральной регуляции профессиональной жизни.
Поэтому в рамках управленческой этики основное внимание обращается на принципы и нормы нравственного поведения руководителей, рассматриваются моральные аспекты принятия управленческих решений, личностные качества руководителя[12].
Попытаемся составить этический кодекс современного менеджера.
Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.
К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.