Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2012 в 19:41, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение этики и ценностей в управлении.
В соответствие с поставленной целью задачами данной работы:
- раскрыть сущность деловой этики;
- изучить принципы деловой этики;
- рассмотреть специфику управленческой этики;
- проанализировать формы и ценности этики в управлении.
Введение
Глава 1. Теоритические основы деловой этики
1.1. Сущность деловой этики
1.2. Принципы деловой этики
Глава 2. Специфика управленческой этики
2.1. Содержание управленческой этики
2.2. Формы и ценности управленческой этики
Заключение
Список использованной литературы
1) право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия;
2) право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни;
3) право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам;
4) право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике;
5) право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение;
6) Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.
Главный недостаток этого подхода — дилемма, возникающая при согласовании противоположных интересов. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы путем проверки работника на честность.
Справедливый подход состоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и на половых, возрастных, национальных и др. различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно претворяться в жизнь. Компенсационная справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности за события, которые находятся вне сферы их контроля.
Организации принимают меры в целях повышения этичности поведения персонала. К таким мерам относятся: личный пример руководителей; разработка этических нормативов, моральных кодексов организаций; обучение этическому поведению работников организации; создание комитетов по этике; проведение социальных ревизий[18].
Этические ценности организации формируются под действием ряда сил. Во-первых – это личная этика сотрудников организации. Каждый сотрудник имеет свой индивидуальный набор ценностей и убеждений, свой уровень нравственного развития, и, соответственно, свою личную этику. Композитная личная этика членов организации, безусловно, является мощной силой, влияющей на корпоративные этические ценности.
Вторая сила – это сложившаяся в организации корпоративная культура, и прежде всего ее подповерхностный, ценностно-философский уровень. Этика влияет на корпоративную культуру, а корпоративная культура – на этику.
Внешнее окружение (страна, национальные особенности, правительственные решения, клиенты) также влияет на этику управления и этику социальной ответственности организации, поскольку данная организация является частью общества и ее деятельность с точки зрения всех заинтересованных сторон должна быть этичной.
И, наконец, формальные системы организации (структура, политики, системы мотивации и др.) тоже являются существенным влияющим элементом на становление этических ценностей организации. Так, например, в какой степени учитывается в данной организации в процессе карьерного роста сотрудника этичность его трудового поведения, или каковы подходы к вознаграждению сотрудника добившегося требуемых результатов, но при этом использовавшего не вполне этичные методы.
Важнейшим фактором, влияющим на этичность решений организации, является поведение ее высшего руководства, которое должно демонстрировать преданность этическим ценностям и служить образцом для подражания. Этические ценности организации могут сообщаться ее членам разными способами – в опубликованных документах, заявлениях и речах руководителей, а также путем их личного примера. Формальный кодекс этики не принесет никакой пользы, если лидеры организации сами не живут по высоким стандартам этичного поведения.
На основании сказанного можно сделать следующий вывод.
Менеджеры строят свои этические управленческие концепции с учетом двух факторов формирования моральных принципов. Во-первых, это государство, которое предписывает или запрещает не которые социальные действия и создает стимулы для проведения определенного типа политики. Во-вторых, это собственно этика. Этические ценности представляют собой основу для оценки действий и политики как действительно этичных. Управленческий персонал при поддержке правительства должен создавать среду, направленную на повышение качества жизни.
Вывод по главе 2.
Указанные выше основы управленческой этики можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности в практике современного управления.
Этическое регулирование деятельности работников кадровых служб, как и всякая другая профессиональная этика, возникает тогда, когда представители данной профессии сталкиваются с проблемами, которые невозможно разрешить никакими другими средствами, кроме средств морали: осознание противоречия между должным и сущим, свободный моральный выбор, императивные ценностные формы — идеалы, принципы и нормы.
Для рационального построения взаимоотношений в организации руководитель должен уметь разрешать этические дилеммы и выбирать наиболее эффективные и в то же время морально безупречные способы поведения. Для этого необходимо знать основные правила поведения в ситуации морального выбора, а также разбираться в тонкостях конкретных правил поведения в типичных производственных ситуациях.
Управленческая этика – совокупность правил и форм делово го общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.
В последнее время в России проблемам служебной и административной этики, принципам и нормам нравственного поведения лиц, участвующих в управлении, уделяется особое внимание. Вы делился такой вид профессиональной этики, как управленческая этика. Как известно, суть управленческой деятельности — цепочка постоянно принимаемых ответственных решений, которые должны быть нравственно обоснованными и исключать любые моральные потери. Осознание всего значения нравственной ценности бизнеса становится достоянием все большего числа менеджеров и коммерсантов. Скажем, в России уже давно поняли, что надо производить то, что покупают; производство призвано предвосхищать то, что хочет потребитель. Значит, на переднем плане обозначено не господство частного интереса, а приоритетное признание интересов людей, утверждение их потребительских вкусов, ценностных ориентации.
Деловая этика - это норма поведения, основа этического кодекса менеджера.
Вот как можно охарактеризовать цивилизованного предпринимателя:
-он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
-исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним;
-верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
-признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
-уважает себя как личность, а любую личность - как себя;
-уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
-доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
-ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию;
-стремится к нововведениям;
-не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
-терпим к недостаткам других людей;
-согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
-никого никогда не унижает;
-имеет бесконечное терпение.
Наши отечественные менеджеры еще не все влились в единую систему правил взаимоотношений людей в сфере предпринимательства. Со временем, эти правила рыночной игры, этический кодекс, нормы поведения предпринимателя как руководителя станут и в нашей стране действительностью.
Чем больше предпринимателей будут заинтересованы в продолжительном и захватывающем успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики в частности. А рост количества людей, "чтящих этический кодекс", поставит нашу страну на один уровень со странами, где давно существует цивилизованный рынок и культура деловых отношений.
Этика управления в последнее время начинает претерпевать существенные метаморфозы. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация.
Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику управления. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. Этические правила играют в условиях современной России особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками. Во многом это связано с особенностями состояния сегодняшней отечественной экономики.
В обстановке неопределенности (когда неизвестно, что можно и что нельзя) предпринимателю функционировать очень сложно, намного труднее, чем в условиях обычного рыночного хозяйства. Многие хозяйственные действия могут быть признаны незаконны ми, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что практически невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района или региона, не говоря уже о более высоких инстанциях.
Управление деятельностью людей требует исключительно высокого искусства, широкого арсенала используемых приемов и методов, управленческих и предпринимательских навыков. С внедрением государственного управления как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку тру да, развитие творческой индивидуальности и многое другое.
1. Айви, А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения [Текст] / Айви А. — Новосибирск, 2004. 190 с.
2. Бенедиктова, В.И. О деловой этике и этикете. [Текст] / Бенедиктова В.И. — М., 2004. 280 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Берн Э. — СПб., 2009. 324 с.
4. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Бороздина Г.В. — М., 2006. 286 с.
5. Брамли, Р.Х. Как вести переговоры с американцами [Текст] / Брамли Р.Х.. Мердок Э.Дж. // Внешняя торговля. – 2007. С. 19-27
6. Даниленко Т.Н. Этика делового общения [Текст] / Даниленко Т.Н., Жульева С.В. — М., 2008. 484 с.
7. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Карнеги Д. — М., 2000. 373 с.
8. Льюис, Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию [Текст] / Льюис Р.Д. – М., 2005. 192 с.
9. Мицич, П. Как проводить деловые беседы [Текст] / Мицич П. — М., 2007. 488 с.
10. Психология и этика делового общения [Текст] / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. 632 с.
11. Семенов, А.А. Психология и этика менеджмента и бизнеса [Текст] / Семенов А.А., Маслова Е.Л. — М., 2000. 548 с.
12. Teппep, Р. Как овладеть искусством делового письма [Текст] / Teппep Р. — М., 2004. 98 с.
13. Фишер, Р. Подготовка к переговорам [Текст] / Фишер Р., Эртель Д. — М., 2006. 430 с.
14. Франк, С. Японцы не любят спешки [Текст] / Франк С. // Ведомости - 11 апреля 2009 (№ 58) .-- С. 68-75
15. Ягер, Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса [Текст] / Ягер Дж. — М., 2004. 322 с.
7
[1] Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию [Текст] / Льюис Р.Д. – М., 2005. С. 11.
[2] Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. [Текст] / Бенедиктова В.И. — М., 2004. 280 с.
[3] Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Карнеги Д. — М., 2000. 373 с.
[4] Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию [Текст] / Льюис Р.Д. – М., 2005. 192 с.
[5] Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса [Текст] / Ягер Дж. — М., 2004. 322 с.
[6] Мицич П. Как проводить деловые беседы [Текст] / Мицич П. — М., 2007. 488 с.
[7] Бороздина Г.В. Психология делового общения [Текст] / Бороздина Г.В. — М., 2006. 286 с.
[8] Психология и этика делового общения [Текст] / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. 632 с.
[9] Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию [Текст] / Льюис Р.Д. – М., 2005. С. 29.
[10] Мицич П. Как проводить деловые беседы [Текст] / Мицич П. — М., 2007. С. 212.
[11] Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса [Текст] / Ягер Дж. — М., 2004. С. 192.
[12] Мицич П. Как проводить деловые беседы [Текст] / Мицич П. — М., 2007. С. 105.
[13] Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. [Текст] / Бенедиктова В.И. — М., 2004. С. 172.
[14] Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. [Текст] / Бенедиктова В.И. — М., 2004. С. 174.
[15] Даниленко Т.Н. Этика делового общения [Текст] / Даниленко Т.Н., Жульева С.В. — М., 2008. С. 165.
[16] Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. [Текст] / Бенедиктова В.И. — М., 2004. С. 175.
[17] Даниленко Т.Н. Этика делового общения [Текст] / Даниленко Т.Н., Жульева С.В. — М., 2008. С. 167.
[18] Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса [Текст] / Ягер Дж. — М., 2004. С. 277.