Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:31, реферат
Утопия - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Этот термин ведет свое происхождение от названия книги Томаса Мора «Утопия» 1516 года , которая являлась «весьма полезной, а также и занимательной, поистине золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове - Утопия». Это вымышленный остров, где живет воображаемое общество, которое воплощает идеальный общественный строй будущего.
ГЛАВА 1. УТОПИЯ И УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ………………………………………5
Утопия и история…………………………………………………………………...5
Утопический идеал………………………………………………………………....7
ГЛАВА 2. УТОПИЗМ И БЫТИЕ……………………………………………………………...10
1.1 Порабощение идеей……………………………………………………………….10
1.2 Утопия и наука…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..18
для оценки реальных отношений и поступков. Идеал остается при этом
принципиально не достижимым, трансцендентным по своей природе.
В утопическом сознании, напротив, идеал приобретает имманентный эмпирической действительности характер, из ориентира превращается в цель, точнее, даже в конечный «пункт прибытия». Утверждение идеала как факта
эмпирической действительности («факт достижимого будущего», или «бу-дущий факт», составляет суть утопизма.
В этом проявляется специфика понимания природы идеала, отличающая утопическое сознание от других форм ценностного сознания.
Идеал как «вечная перспектива», как «исторически негарантированная цель», как ценностный ориентир преобразуется в утопическом сознании в идеал-проект, в план совершенного общества, в «руководство к действию».
Подмена идеала проектом подчеркивает присущий утопическому соз-
нанию технический, инженерный подход к реальности, установку на
преобразование мира, а не на его теоретическое объяснение. Создание
идеального общества представляется по аналогии со строительством
дома или города. Это сближение и отождествление социальных и
технических проектов распространяются и на духовную жизнь —
вспомним знаменательное
определение писателей как «
ловеческих душ». При таком подходе в роли утопии может оказаться
и любая социальная теория, если она воспринимается чисто инстру-
ментально, как выполняющая не познавательные, а инструктивные
функции по преобразованию
мира. По своей нелепости это
восприятию, скажем, фундаментальной естественно-научной теории как
технологического описания производственного процесса.
Таким образом,суть утопизма не в том, какие теории или представления лежат в основе планов переустройства общества, а в самой установке на
«строительство» общества под руководством мудрого, знающего все
детали будущего строения архитектора, в претензии на право переделки
жизни, в «суеверии устроительства» (Л. Толстой).
Утопия как концепция совершенного общества или как его художе-
ственное изображение отнюдь не обязательно предполагает наличие у
автора утопического сознания. В традиционном понимании утопия явля-
ется теоретическим или художественным воплощением идеала совер-
шенного общества.
И лишь переход от утопии-идеала к утопии-проекту превращает утопистов из мечтателей в преобразователей, революционеров, которым нужны уж не столько читатели-единомышленники, сколько фанатичные последователи, способные претворить идеал в реальность.
В понимании утопии как
проекта заключены две
Первая — уверенность во всесилии человека, в его безграничных воз-
можностях, некий вид титанизма, унаследованный от гуманистов Воз-
рождения. Вторая — предположение о чрезвычайной пластичности мира,
его подвластности внешним воздействиям, допустимости произвольной
переделки природного и социального мира человека, если это требуется
для реализации идеала.
ГЛАВА 2. УТОПИЗМ И БЫТИЕ
Стремление построить общество чисто рационально, решить вопросы
социальные как вопросы рационального устройства — характерная черта
утопического сознания, принципиально отличающая его от сознания
религиозного. Сам антиисторизм утопизма является следствием его
рационалистичности. Идея общества, построенного на принципах разума,
присутствует в любой утопии. Не случайно первым из наиболее известных
авторов проекта совершенного государства был крупнейший рационалист
Платон.
История утопии предлагает множество способов устроить жизнь на разумной основе. Из проблемы онтологической и гносеологической рационализм преобразуется здесь в проблему социальную и становится синонимом справедливого общества, справедливого бытия. В своем стремлении понять мир человека исключительно на основе разума и устроить его жизнь всецело на принципах разума утопизм раскрывается как расширение и абсолютизация философского рационализма. Понятие социальной и исторической необходимости замещается принципами разума, которые, в свою очередь, совпадают с мечтами о наилучшем обществе. Так в утопическом сознании устраняется вечное противоборство между рациональным (закон) и свободным (воля) в человеческой истории.
Утопизм в бытии как целенаправленное внедрение тотальной рационализации в общественную жизнь — это уже сверхрационализм, неявно предполагающий наличие некоторого сверхразума, который был бы в состоянии представить себе общество как целостность и одновременно знать все стороны и даже детали его жизнедеятельности. В основе такого сверх-
рационализма заключены специфические представления о роли разума в
жизни человека, общества и о способах осуществления рационального
контроля над ними. Человек выступает как существо исключительно
рациональное, поддающееся исчерпывающему описанию и управлению. В
одной из своих ранних статей летописец «реализуемой утопии» А. Платонов
так характеризует человека будущего: «Сознание, интеллект — вот душа
будущего человека, которая похоронит под собой душу теперешнего
человека — сумму инстинктов, интуиции, ощущений»
Сама утопическая идея переделки общества как его полного преоб-
разования по законам разума основывается на представлении об обществе
как продукте преднамеренной, сознательной деятельности людей. Только
раньше люди руководствовались недостойными принципами и целями и строили общество на обмане, насилии и т. п. Этому противопоставляется
намерение построить совершенное общество посредством выдвижения
разумных принципов бытия, целей и осуществления тотального контроля за
их наилучшим исполнением. Внесение рациональной цели в историю и
абсолютное подчинение ей всей общественной жизни (бытия) — такова сверхзадача утопии, то, что, по выражению А. Кёстлера, составляет «искушение человека разумом».
По мере смещения в рационализме центра тяжести в сторону
абсолютизации научного разума в утопическом сознании происходили
аналогичные изменения: от веры в разум как гаранта построения
совершенного общества к вере в науку, способную решить как
технические, так и социальные проблемы. Это выразилось в росте
числа научно-технических утопий, родоначальником которых можно
считать Ф. Бэкона. Согласно О. Конту, только наука может быть
гарантом достижения общественной гармонии, условием порядка и
прогресса. Можно даже сказать,
что сциентизм как ложно
наука сам по себе является разновидностью утопизма. Выступая
против обожествления науки, К. Ясперс пишет: «Сложилось представ-
ление, согласно которому установить основываясь на научных выводах,
правильное мироустройство, дарующее человеку благополучие и счастье,
есть лишь акт доброй воли. Тем самым в последние столетия в
исторический процесс проник новый феномен: стремление с помощью
знания не только обрести опору в мире необозримого многообразия
человеческих отношений, но, основываясь на знании мира в его целостности
(а наличие этого знания в обожествляемой науке не подвергалось сомнению)
и руководствуясь только рассудком,
упорядочить мировое
С распространением сциентизма утопия и по форме все больше
стала ориентироваться на науку. Утопические романы были потеснены
социально-политическими трактатами, наукообразная форма которых
должна была придать им большую убедительность. Не ограничиваясь
воздействием на эмоции и воображение, утопия все больше стремилась
овладеть человеческим разумом. Она становится открыто логоцентричной.
(По существу, утопия по самой своей природе всегда была лого-
центричной, поскольку ее мир — это мир идеи, лишь надевающей маску
реальности. Но утопическим
сознанием эта маска
единственно подлинная реальность. Утопический мир — это знаковая
реальность, за которой нет действительной, объективной реальности,
этими знаками обозначаемой. То есть знаки здесь не имеют предметного
значения, а выступают как символы.)
Логоцентризм и рационализм продуцируют такие черты утопического
сознания, как господство мысли над жизнью или тирания идеи. В
отношении научно-технической утопии можно говорить о своеобразном
«интеллектуальном империализме» (Л. Мэмфорд). Порабощенность идеей
отличает утопию в любой форме, даже в форме романа. Наверное,
поэтому, как правило, это весьма посредственная литература. Когда
идея начинает господствовать над жизнью, она становится идолом, а
идолы требуют преклонения и жертвоприношений. История человечества
не раз обнаруживала, сколь тяжелы социальные, интеллектуальные и
этические последствия поклонения идеалу как идолу. Когда за идеей
совершенства признается
достоинство и право
любые жертвы не выглядят чрезмерными. Человечество становится
заложником идеала, происходит «заклание живых людей на алтарь
абстракций» (А. Герцен). Опасность утопизма как идолопоклонства под-
черкивал С. Франк: «Дело не в том... какие именно политические или социальные идеалы пытаются осуществить; дело — в самом способе их
осуществления, в какой-то основной, не зависимой от частного политиче-
ского содержания морально-политической структуре отношения к жизни
и действительности во имя общественного идеала»
Эта черта утопического сознания проецируется и на представления
об историческом времени и существовании бытия, приобретая смысл господства будущего над настоящим, что яснее проступает при сравнении утопии и прогноза как двух различных форм освоения будущего. И утопия, и прогноз готовят человека к будущему. Но первая — к желаемому, совершенному, идеальному, второй — к ожидаемому. У них различный способ связи настоящего и будущего и различный способ освоения будущего. Утопия противостоит прогнозу своим «обратным порядком» связи времен. Прогноз исходит из того, что есть, т. е. из настоящего, и на этой основе пытается построить картину возможного или неизбежного будущего. Утопия, напротив, исходит из того, чего нет, но что должно быть, т. е. из
желаемого будущего, и из этого «прекрасного далека» оценивает на-
стоящее. Вследствие этого в отношении будущего прогноз или пред-
сказание подменяются в утопии призывом или указанием, а объяснение
настоящего — его обвинением, осуждением. Если понимать прогноз как
«нападение на будущее» (Ю. Шрейдер), то утопия — это, скорее, атака
из будущего на настоящее, которое, однако, формируют бытие независимо от времени.
С этим связано и характерное для утопизма отсутствие глубокого
интереса к настоящему, к реальной жизни. Признание подлинной ценности
лишь за абсолютом (абсолютное совершенство, полное равенство, абсо-
лютная справедливость и т. д.) обесценивает все относительное, делает
его недостойным существования и заслуживающим быть принесенным
в жертву «всепожирающему вампиру будущего» (Н. Бердяев). Этим
объясняются своего рода «историческая дальнозоркость» утопизма, не-
брежение жизнью, нелюбовь к реальному живому человеку, невнимание
к проблемам повседневного существования. Утопист озабочен не улуч-
шением положения реальных людей, а воплощением идеала совершенного
общества. Он думает об избавлении от абсолютного зла и торжестве
абсолютного добра. Абсолютизм и максимализм утопического сознания
наиболее точно выражены С. Булгаковым посредством различения «ге-
роизма» и «подвижничества». «Героический интеллект,— пишет он,— не
довольствуется... ролью скромного работника... его мечта — быть спасите-
лем человечества или, по крайней мере, русского народа. Для него
необходим (конечно, в мечтаниях) не обеспеченный минимум, но героический максимум.
Презумпция совершенства или, по крайней мере, бесконечной совершенствуемости человека лежит в основе утопических проектов. «Греховность» же эмпирического индивида не является препятствием к совершенству, поскольку она может быть устранена вместе с устранением «внешних причин», производящих пороки. В этом пункте утопизм воспринял и значительно усилил заложенное гуманизмом и Просвещением понимание человека как существа, открытого для рационального совершенствования. Правда, в утопизме акцент все больше смещается от личности — субъекта самосовершенствования к обществу — объекту совершенствования и средству преобразования личности, т. е. все больше превалирует бытийная ориентация.
Максимализм, перфектибилизм, рационализм, господство идеи над жизнью, будущего над настоящим — все это различные проявления утопического сознания. Путь к совершенству через устранение всего несовершенного, относительного означает устранение одной из сторон противоречий реальной жизни, что неизбежно ведет на практике к разрушению реальной жизни и замене ее миром вымышленным. Утопическое сознание ориентируется на то, чего нет в действительности, выходит за пределы реальности. С этим связывают его метафизичность. Так, В. Межуев проводит различие между утопией как родом социальной метафизики и социальной наукой по тому основанию, что утопическая идея «имеет дело с тем, что находится за пределами всякого опыта, т. е. с идеальной, умопостигаемой сущностью мира, в данном случае социального». Отсюда проистекает и приоритет умозрения перед иными способами познания.Отношение утопии к метафизике напоминает ее отношение к религии:в обоих случаях мы имеем внешнее сходство и различие по существу.