Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:31, реферат
Утопия - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Этот термин ведет свое происхождение от названия книги Томаса Мора «Утопия» 1516 года , которая являлась «весьма полезной, а также и занимательной, поистине золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове - Утопия». Это вымышленный остров, где живет воображаемое общество, которое воплощает идеальный общественный строй будущего.
ГЛАВА 1. УТОПИЯ И УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ………………………………………5
Утопия и история…………………………………………………………………...5
Утопический идеал………………………………………………………………....7
ГЛАВА 2. УТОПИЗМ И БЫТИЕ……………………………………………………………...10
1.1 Порабощение идеей……………………………………………………………….10
1.2 Утопия и наука…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..18
Утопия — это псевдорелигия и псевдометафизика. Для утопического
сознания присущее метафизике трансцендирование носит не чисто ме-
тафизический, предполагающий существование двух различных миров,
а, скорее, исторический характер и потому подлинным трансцендированием не является. Эту особенность утопии отмечает Финли: «Утопия выходит за пределы данной социальной реальности, но она не трансцендентна в метафизическом смысле». Точнее говорить не о трансцендентности утопии в философском смысле, а о ее неукорененности в реальной жизни, в намеренной независимости утопического проекта от той жизненной практики, в которую его собираются внедрять. Метод утописта образно выразил Кабэ, говоривший о создании «Путешествия в Икарию», что он «разрешил свою задачу так, как математик — не считаясь с действительностью»
Утопия смешивает два направления человеческих устремлений:
«вертикальное», связанное с поисками идеала, и «горизонтальное»,
ограниченное сферой социальных отношений и поиском способов раз-
решения эмпирических проблем. В силу этого смешения утопия не
принадлежит ни метафизике, ни социальным наукам.
В отличие от эмпирической науки утопическое сознание по своей
природе нормативно. Оно больше занято конструированием мира идеального, чем исследованием мира реального, задачами преобразования мира, а не его объяснения. В нем преобладает пафос учительства и
разоблачительства. И хотя многие утописты претендовали на создание
социальной теории и рассматривали свою деятельность как научную,
все же ни цели утопии, ни применяемые ею методы не позволяют
отнести ее к науке. Вместо ориентации на истину мы видим нацеленность
на идеал, вместо исследования действительности — ее оценку; теоретик
решает проблемы, утопист строит планы. Это и понятно: утопию как
учение о том, чего нет, нелепо обосновывать посредством обращения
к реальности. Здесь пафосу поиска истины противостоит пафос ее
научению. Утопист — не искатель истины, а ее обладатель. Как подметил
П. Новгородцев, «каждый из великих мыслителей по-своему выражает
ту истину, которая должна спасти людей, но все думали одинаково,
что такая истина есть и что они знают ее».
В отличие от ученого утописта интересует не истина как соответствие
знания предмету, а правда как соответствие действительности идеалу.
Не опыт, а воображение питает разум утописта. Наука в своем стремлении
к истине если и не достигает ее, то хотя бы разрушает иллюзии;
утопия, напротив, создает их. Результатом деятельности утопистов явля-
ется образ социальной идеи, а не теория социальной реальности. Но
в действительности, конечно, эти две формы сознания не разделены
«китайской стеной». Научные теории не лишены утопических элементов,
а утопии полны научных догадок. Научные идеи участвуют в построении
утопий, а последние, в свою очередь, вдохновляют ученых и тем самым
влияют на эволюцию познания общества. Поводом для сближения научно-теоретического и утопического сознания нередко служит отмеченная выше критическая направленность, даже гиперкритический пафос утопизма. Однако утопический критицизм принципиально отличается от того критицизма, с которым связывают как возникновение, так и прогресс науки. Утопизм действительно имеет определенные заслуги в развитии социального критического сознания. Предлагая идеал совершенного общества, утопия обостряет восприятие несовершенства существующего мира. Проблематизация существующего — это тот пункт, где утопическое сознание приближается к научно-теоретическому. Не случайно критичность вменяется в заслугу утопизму как его противниками, так и сторонниками. По словам Шацкого, «историческое значение утопии зависит от того, в какой мере она способна внедрить в общественное сознание убеждение в проблематичности существующего порядка, а также в необходимости выбора между ним и каким-либо альтернативным порядком».
В этом революционизирующем воздействии на сознание К. Мангейм усматривает саму суть утопизма и его историческое оправдание. Утописты
расшатывали уверенность в «естественности» существующих порядков,
подготавливали общественное сознание к принятию новой парадигмы, на
основе которой могут формироваться альтернативные концепции общества.
Революционизирующую сознание функцию утопического критицизма так
характеризует Б. Гудвин: «Артикуляция социальных альтернатив — это
величайшая заслуга, оказанная
утопистом своим
будучи пленниками господствующей идеологии, не обладали достаточным
воображением, чтобы вырваться из нее хотя бы в уме. Метафора Р. Оуэна
о «срывании ментального покрова» точно описывает функцию, которую
они надеялись выполнить для своих современников».
Признавая силу воздействия утопической критики на общественное
сознание, все же трудно согласиться с пониманием критицизма как ути утопизма, что особенно характерно для К. Мангейма. Скорее, наоборот: догматизм, а не критицизм доминирует в утопическом сознании.
Утопизм лишь воспринял и использовал в своих целях глубинную
критическую традицию западной культуры, но проводил ее далеко не
столь последовательно, как проводит наука. И причина этой непоследовательности коренится в природе утопизма, в его отношении к идеалу как догме. Утопизм прибегает к догматическому типу критики, т. е.
критике, построенной на догме и призванной укреплять эту догму, что
противостоит сократически-
критики. В утопии критика служит средством не анализа, а оценки,
не разрушению догм и предрассудков, а утверждению идеала.
Критичность и рационализм утопического сознания причудливым
образом сочетаются с его интеллектуальной невменяемостью, не восприимчивостью к теоретической критике и несовместимостью с реальным функционированием общества. Чтобы быть последовательным, критицизм должен быть распространен и на утверждаемый утопией идеал, что предполагает исследование его укорененности в существующем мире, противоречивости и несовместимости друг с другом некоторых
утверждаемых им ценностей, путей реализации идеала и тех опасностей,
которые подстерегают здесь общество и каждого человека. В некоторой
степени эту задачу выполняет антиутопия. Будучи противоядием от
утопизма, она способна отвратить от утопии, однако не устраняет
корней утопического сознания — потребности в позитивном образе бу дущего и в общественном идеале как ориентире и критерии общественного
развития. На вопрос о том, сможем ли мы просто забыть о будущем,
растворившись целиком в настоящем, Ф. Полак отвечает: «Наш выбор
состоит не в том, чтобы решить, иметь или не иметь образ будущего;
мы можем выбирать лишь между хорошими образами, ради которых
стоит жить и умирать, и плохими образами, не столько выбранными
нами, сколько нам навязанными; между активным планированием наших
собственных, предпочтительных для нас проектов «земли обетованной»
и пассивным, не продиктованным собственным выбором принятием готового будущего, возможно, разрушающего наши самые ценные идеалы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, я считаю, поскольку человек — существо историческое, живущее в конечномвремени и сознающее свою конечность, с одной стороны, а с другой —свою включенность в историческое время, причастность как к прошлому, так и к будущему, образ будущего является его неотъемлемой принадлежностью. Как существо, наделенное свободой воли и обремененное правом личного выбора и долгом ответственности, человек нуждается в опоре на определенные идеалы. Однако ни создание образов будущего, ни признание ценности идеалов не влечет с необходимостью утопизма.
К будущему обращается не только утопия, но и прогностика, и фантастика.
Идеалы присутствуют во всех формах общественного сознания. Утопизм
же как враждебное «живой жизни» направление сознания во имя идеала
попирает традиции, насильственно прерывает связь времен, а человека
лишает права свободного выбора своего пути в рамках выпавших на
его историческое время возможностей. Утопизм преграждает путь к свободному идейному поиску. Свобода бесконечного развития искусст-
венно ограничивается мнимой гармонией закономерного совершенства.
Чтобы не повторить ошибок утопистов в собственной оценке утопии,
не будем принимать ее как абсолютное зло. Видимо, в ней есть нечто
положительное, опираясь на которое можно противостоять ее раз-
рушительному действию. Поскольку ни общественный идеал, ни образ
желаемого общества — эти атрибуты утопии — невозможно вообще ус-
транить, не разрушив природу человека, то противостоять пагубным
последствиям утопизма можно и с помощью утопии, понятой, однако,
как выдвижение альтернативных образов будущего. Иначе говоря,
альтернативой утопизму как типу сознания могут служить альтернативные
утопии. Следует прислушаться к призыву О. Тоффлера создавать
«фабрики утопий». Поиски позитивного образа будущего, если их рас-
сматривать как духовную работу и не придавать им значения социального
и политического императива, совершенно неизбежны в кризисные эпохи,
тем более в наше время
тотальной критики основ
цивилизации. Если выработать устойчивый иммунитет к утопизму, то
само позитивное осмысление будущего с учетом многовариантности
развития, ведущего к нему, может сыграть роль противоядия от другой
грозящей нам беды — интеллектуального и морального хаоса, абсолютного
негативизма, сконцентрированных в идеологиях, подрывающих основы
современной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ