Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
История возникновения понятия "мораль", основные ее функции и формы проявления. Значение морали в современном обществе.
Введение………………………………………………………………….…....3
1. История морали …………………………………………………………….5
2. Структуры морали ………………………………………………….….…...7
3. Функции морали ………………………………………………………..….11
Заключение……………………………………………………………….…...14
Список использованной литературы………………………………………...15
путь.
С помощью понятий
«Добра», «Зла», «Совести», «Долга» этика
изучает
мораль и излагает
своё содержание. «Зло» – это
нарушение морали. Это
понятие выражает
всё то, что заслуживает осуждения,
презрения, и
обязательно должно
быть преодолено человеком, обществом.
«Зло»
находится там,
где человека обижают, унижают, оскорбляют,
где к человеку
относятся как
к вещи, с помощью которой можно
извлечь себе выгоду. Зло –
это всё то, что
губит душу, способствует нравственной
деградации
(разрушению) личности.
Понятие зла охватывает все
отрицательные явления:
подлость, воровство,
хулиганство, жестокость, предательство.
Зло делиться
на большое
и малое. К большому относится
общественное зло (эксплуатация,
захватнические
войны, преследование инакомыслящих
и инаковерующих
людей). Где царит
зло большое, имеет место зло
малое, повседневное,
вошедшие в
привычку, нравы, в психологию людей.
Хамство , грубость,
эгоизм , равнодушие
к страданию и горю других людей
(даже своих
родственников).
Когда сильный обижает слабого,
когда свою вину сваливают
на другого, когда
руководители равнодушны к судьбам
своих
соотечественников,
когда живут на нечестно заработанные
средства – всё это
есть моральное
зло.
Всё что противоположно
злу, есть добро. В его понятии выражается
всё
самое светлое,
надежды, желания – стремление к
человечности и гуманизму.
Под добром понимается
всё то, что способствует улучшению жизни,
нравственному
возвышению личности человека, совершенствованию
общества. Говоря
об улучшении жизни, имеется в
виду каждый человек, т. к.
гуманная мораль
утверждает: нельзя быть по-настоящему
счастливым, когда
вокруг другие
несчастны. Итак, добро и зло служат
ориентиром при
освоении огромного
морального мира. Моральный человек
строит свою
деятельность
таким образом, чтобы увеличивать
добро и уменьшать зло. Но
каждому человеку
суждено вырабатывать свою личную моральную
позицию,
самому делать
свой выбор. При этом каждый человек ориентируется,
выбирая свой моральный
путь, свою линию поведения, на общечеловеческие,
абсолютные, моральные
ценности и идеалы, т.к. они являются
вечными и
духовными.
Слово «идеал»
произошло от греческого «идея», что значит
понятие,
представление.
Когда мы говорим «идеальный», мы
имеем в виду самое
лучшее, совершенное
во всех отношениях. Моральный идеал
– это всё самое
лучшее, что выработано
моралью. Его можно сформулировать
кратко и
чётко: это всеобщее
единение людей. Именно духовное единство
служит
высшим моральным
образцом, на который ориентируются
люди в своём
стремлении к
совершенству, которое достигается
только через соблюдение
принципов и
норм морали. Вот как отзывается
Платон об идеале: «…это
высшее благо
трудно ухватить логически, но в общих
чертах можем
определить его
тремя моментами: истина, добро и
красота».
У Аристотеля
имелась своя точка зрения: «…высшее благо
– это разумная
деятельность
души, это равновесие между страстями
и разумом, которое
достигается через
морально-этические качества. С помощью
разума человек
способен охватить
мир, но при этом нужно ещё устранить
животное начало в
себе.
Вторым ориентиром
для выработки моральных позиций человека
являются
ценности, которых
великое множество. У каждого человека
складываются
свои ценности,
под которыми принято понимать те
идеи, принципы
деятельности
или же предметы, которые людям
особенно дороги, полезны и
необходимы для
жизни. Человек выстраивает для
себя как бы «пирамиду
ценностей». При
определении линии своего поведения
человек
ориентируется
на неё, выбирает чему отдать предпочтение
по сравнению с
другими ценностями.
Ценности бывают: малозначительные, относительные,
живущие короткое
время, но существуют ценности особо значимые
–
главные человеческие,
живущие вечно и одинаково
важные для всех людей –
это человеческая
жизнь, свобода, семья, Родина, истина,
вера,
справедливость
и т.д.
В долгой истории
человечества существовало много разных
ценностей и
идеалов. На исторической
арене сменяли друг друга разные
личности,
народы, государства,
классы, цивилизации. Но из эпохи в
эпоху передаются
проверенные временем
моральные правила, ставшие общечеловеческими
духовными ценностями,
которые помогали и помогают человеку
выбирать
линию своего поведения.
Люди всегда осуждали подлость, предательство,
жестокость, воровство,
ложь, клевету. Но ценили доброту, честность,
самообладание,
скромность. Самой высшей моральной
ценностью является
любовь к ближнему
человеку. Нужно быть милосердным и великодушным.
Нужно уметь
терпимо относиться к недостаткам других
людей, уметь
прощать, жертвуя
подчас своими интересами. В этом и
проявляется любовь.
В XVIII в. И.Кант, изучив
историю морали, сформулировал закон
добра,
который звучит
примерно так: «поступай так, чтобы
твои действия стали
образцом для
всех, всеобщим моральным законом».
Но кто же контролирует
моральный выбор
человека в его поступках, действиях?
Считается, что
существуют две
изначальные позиции для своего морального
самоопределения.
Одна из них – «культура стыда».
В ней человек пытается
рассмотреть себя
глазами другого человека, и под
этим взглядом, есть ли он
или представляется,
испытывает стыд за свои неверные поступки
и
намерения, если
они не совпадают с общепринятыми в коллективе.
Каждый
свой шаг человек
соизмеряет и обосновывает с мнением
окружающих его
людей, одобрение
которых хочет заслужить. Поведение
коллективно
согласованно.
В этой культуре
любой поступок, не соответствующий общепринятому,
подозрителен, подвергается
осуждению либо осмеянию. Человек
воспринимает
общий тон, становится частицей общего
морального сознания,
коллективного
представления о том, что такое
хорошо и что такое плохо.
Культура стыда
возникла тогда, когда человек не мыслил
себя отдельно от
рода. Со временем
стала формироваться другая культура
или установка
морального сознания
– культура вины. Она связана
с возникновением более
развитой личности,
ощущающей свою личную зависимость
уже не от
окружающих, а
от высших сил. Становится стыдно не перед
окружающими, а
перед самим
собой, т.е. выполняется внутренний
самоконтроль за своими
деяниями, думами
и размышлениями. Этой функцией занимается
– «совесть»
внутренний голос,
внутренний моральный контроль. Любовь,
долг,
ответственность
побуждают человека к действиям.
Но внутри человека
каждый его
шаг проверяется его совестью:
человек сам сознательно
анализирует свои
обязанности, сам сознательно требует
от себя их
выполнения и
сам же сознательно себя критикует,
даёт оценку своим
поступкам. Получается,
что «совесть» – это осознание
своего долга и
ответственности,
т.е. самооценка человека. Совесть, сознание
долга,
проявляются необязательно
на уровне рассудка, а иногда и, прежде
всего на
уровне глубоко
личностного чувства. Человек может
не вполне осознавать,
почему «совесть»
велит ему поступать именно так,
а не иначе.
Руководствуясь
«совестью», человек в самых глубоких
тайниках своей
души судит
о добре и зле. Когда внутренний
голос (самоконтроль) говорит
человеку, что
он поступил честно, правильно, т.е. не
совершил ничего
плохого, выступил
на стороне добра, «совесть» человека
чиста, спокойна и
наоборот. Никто
не знает точно, откуда у человека
«совесть», почему она
обладает такой
силой, всё видит и знает, почему умеет
подсказать нам, какой
сделать выбор,
почему умеет дать внутреннюю оценку
нашему выбору,
нашему поступку,
почему именно перед «совестью» нам
надо держать ответ.
3.
Функции морали
Философы утверждают,
что у морали три основных функции: оценивающая,
регулирующая, воспитывающая3.
Оценивающая:
все поступки, всю общественную жизнь
(экономику,
политику, культуру)
мораль оценивает с точки зрения
гуманизма, хорошо это
или плохо, добро
это или зло. Если человек хочет оценить
с моральной точки
зрения (поступки
людей, поведение), то он пользуется терминами
добра и
зла, либо близкими
по значению понятиями: честь – бесчестие,
порядочность
– низость, подлость
и т.д.; при этом выражает свою моральную
оценку.
Оценка влияет
на практическую деятельность, иначе
она была бы не нужна.
Когда явление
оценивается как добро, то к нему
надо стремиться, если как
зло – то искоренять
и избегать. Следовательно, оценивая
окружающий мир,
мы что-то в
нём изменяем и, прежде всего себя, свою
позицию, поведение,
мировоззрение.
Мораль помогает нам в поиске истинных
ценностей.
Регулирующая:
мораль регулирует поведение и сознание
человека в той или
иной степени
во всех без исключения сферах общественной
жизни – в труде,
быту, политике,
в семейных, личных, внутригрупповых,
межклассовых и
международных
отношениях. В отличие от особых
требований,