Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:21, биография
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Введение
1. Предпосылки формирования японской модели.
2. Характеристика японской модели менеджмента.
3. «Японизация» в менеджменте американских и западноевропейских фирм.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Необходимо отметить, что значимость, ресурсы и власть менеджмента несопоставимы с ресурсами профсоюзов. Но лидеры союза и менеджмент разделяют два основных предположения: во-первых, процветание фирмы создает условия для решения других задач, а, во-вторых, ненависть друг к другу никому не идет на пользу.
В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам.
Начиная с 1980-х годов и по настоящее время, происходит освоение японских методов и систем управления по всему миру — эхо третьей управленческой войны. При этом очевидно, что японцы умело применили в своих моделях и системах почти весь американский опыт, не перенося, однако, базисную управленческую парадигму американцев, а развивая свою. В связи с этим эксперты отмечают и слабые стороны японцев, такие как относительно невысокий уровень инновационности (в сравнении с США). «Пока вы улучшаете наши старые изобретения, например автомобили, мы изобрели интернет», — говорили американцы японцам. Однако в других областях управления и организационного строительства мир догоняет японцев.
Отметим основные управленческие инновации японцев, опираясь на точку зрения Майкла Портера.
Высокое качество и низкие затраты.
Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество. Данная концепция была предложена японцам американскими гуру Эдвардом Демингом, Джозефом Джураном и развивалась как статистическое управление качеством — SQC и управление качеством в масштабах компаний CWQC, а также близкие к CWQC подходы Всеобщего менеджмента качества (TQM).
Система бережливого производства (TPS) сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени создания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее основатель Кийтиро Тойота обратил особое внимание на систему доставки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и конвейерная система.
Сотрудники — важный актив компании. Японские компании стимулируют у сотрудников ощущение сопричастности к компании, лояльность к организации, а у менеджеров — видение долговременной перспективы в процессе принятия решений. С этим связана система пожизненного найма. Пожизненный наем также способствовал обучению на рабочем месте и развитию у сотрудников широкого набора навыков и умения адаптироваться к разнообразным рабочим заданиям, а также позволил эффективно применять и ротацию в процессе карьерного роста.
Лидерство и принятие решений на основе консенсуса.
Для процесса управления в японских корпорациях характерен поиск консенсуса. Неформальные группы внутри официальной организационной структуры способствуют дискуссиям, служащим основой для процесса принятия решений. Хотя внутри каждой из рабочих групп есть четкая иерархия, в основном определяемая возрастом ее участников, ответственность распределяется между всеми участниками неформальной группы, при этом возраст и стаж работы не имеют значения. Неформальная групповая динамика, направленная на вовлечение в процессы принятия решений широкого числа работников, в значительной степени объясняет успех японской системы менеджмента.
Кайдзен.
Выдающиеся достижения многих японских компаний объясняются также и системой постоянных улучшений, осуществляемых на рабочих местах, — кайдзен (от японского «разбирать» и «улучшать»). Она перенесла акцент с достижения результатов операционных процессов на улучшение их возможностей. Кайдзен развивает в простых сотрудниках лидерские черты. В целом системы кайдзен создают в компаниях «восходящие управленческие потоки», действующие наряду с нисходящими потоками указаний и распоряжений, а также систему горизонтальных коммуникаций во внутренних цепях «поставщик — потребитель».
Долгосрочные цели.
Результатом стабильности
собственности и других мер, таких как
пожизненный наем, стала тенденция японских
менеджеров ориентироваться при принятии
решений на долговременную перспективу
— в отличие от западных, которые в большей
степени ориентируются на краткосрочные
прибыли. Японцы называли своим приоритетом
расширение контролируемой компанией
доли рынка, в то время как приоритет для
американцев — получение высоких прибылей
на инвестированный капитал. Это было
напрямую связано с потребностью в том,
чтобы японские предприятия работали
на полную мощность и обеспечивали занятость.
Япония
– маленькая страна. Плотность
населения высока. Ресурсы ограничены.
Природные катаклизмы вызывают чувство
опасности. Поэтому у японцев
острое чувство необходимости
Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса. Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те, и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремится быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.
Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.
Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности.
В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов.
Понимание
японского менеджмента
Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д. – необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
Приложение
А
Конкурентоспособные отрасли японской экономики
Сектор | Отрасль | Позиция Японии |
Электроника | Автомобильные аудиосистемы | Мировой лидер |
|
Факсимильные аппараты | Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) |
|
Домашние аудиосистемы | Мировой лидер в производстве и экспорте многих видов бытовой аудиоаппаратуры |
|
Микроволновое и спутниковое коммуникационное оборудование | Мировой лидер в производстве аппаратуры для спутниковой связи |
|
Полупроводниковая продукция | Мировой лидер в начале 1990-х |
|
Пишущие машинки | Мировой лидер | |
|
Видеомагнитофоны | Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) | |
Машиностроение | Бытовые воздушные кондиционеры | Мировой лидер в начале 1980-х |
|
Швейные машины | Мировой лидер в производстве и экспорте промышленных швейных машин |
|
Робототехника | Мировой лидер I |
Готовые пищевые продукты | Соевой соус | Мировой лидер |
Программное обеспечение | Видеоигры | Мировой лидер |
Транспорт | Автомобили | Мировой лидер |
|
Вилочные погрузчики | Мировой лидер |
|
Покрышки для грузовиков и автобусов | Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами |
|
Грузовики | Мировой лидер |
Приложение
Б
Неконкурентоспособные отрасли японской экономики
Сектор | Индустрия | Положение Японии в 2008 году |
Высокотехнологичное производство | Гражданская авиация | Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в гражданском авиастроении |
|
Химическая | 6% мирового экспорта. Примерно 14% мирового производства, но в основном производится для защищенного внутреннего рынка |
Услуги | Ценные бумаги | Отстает от Соединенных Штатов и Европы в таких отраслях, как финансовый консалтинг, производные финансовые инструменты и венчурный капитал. Деятельность на международных финансовых рынках в основном связана с низкими процентными ставками и обслуживанием японских компаний, работающих за рубежом. Обычными являются мошенничество и банкротства |
|
Программное обеспечение | Ни одна из японских фирм не входит в список 20 крупнейших мировых производителей программного обеспечения* |
Потребительские товары | Моющие средства | Као и Lion контролируют 70% японского рынка, но практически не представлены на международных рынках |
|
Одежда | Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в этой отрасли |
Готовые пищевые продукты | Шоколад | Менее чем 0,1 % мирового экспорта |