Сущность японской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:21, биография

Краткое описание

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Содержание

Введение
1. Предпосылки формирования японской модели.
2. Характеристика японской модели менеджмента.
3. «Японизация» в менеджменте американских и западноевропейских фирм.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Менеджмент от Димы.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо  отметить, что значимость, ресурсы  и власть менеджмента несопоставимы  с ресурсами профсоюзов. Но лидеры союза и менеджмент разделяют два основных предположения: во-первых, процветание фирмы создает условия для решения других задач, а, во-вторых, ненависть друг к другу никому не идет на пользу.

В целом, в Японии меньше жалоб и претензий  к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание  благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам.

 

  1. «Японизация»  в менеджменте  американских и западноевропейских фирм.

Начиная с 1980-х  годов и по настоящее время, происходит освоение японских методов и систем управления по всему миру — эхо третьей управленческой войны. При этом очевидно, что японцы умело применили в своих моделях и системах почти весь американский опыт, не перенося, однако, базисную управленческую парадигму американцев, а развивая свою. В связи с этим эксперты отмечают и слабые стороны японцев, такие как относительно невысокий уровень инновационности (в сравнении с США). «Пока вы улучшаете наши старые изобретения, например автомобили, мы изобрели интернет», — говорили американцы японцам. Однако в других областях управления и организационного строительства мир догоняет японцев.

Отметим основные управленческие инновации японцев, опираясь на точку зрения Майкла Портера.

Высокое качество и низкие затраты. 

Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество. Данная концепция была предложена японцам американскими гуру Эдвардом Демингом, Джозефом Джураном и развивалась как статистическое управление качеством — SQC и управление качеством в масштабах компаний CWQC, а также близкие к CWQC подходы Всеобщего менеджмента качества (TQM).

Система бережливого  производства (TPS) сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени создания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее основатель Кийтиро Тойота обратил особое внимание на систему доставки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и конвейерная система.

Сотрудники —  важный актив компании. Японские компании стимулируют у сотрудников ощущение сопричастности к компании, лояльность к организации, а у менеджеров — видение долговременной перспективы в процессе принятия решений. С этим связана система пожизненного найма. Пожизненный наем также способствовал обучению на рабочем месте и развитию у сотрудников широкого набора навыков и умения адаптироваться к разнообразным рабочим заданиям, а также позволил эффективно применять и ротацию в процессе карьерного роста.

Лидерство и  принятие решений на основе консенсуса. 

Для процесса управления в японских корпорациях характерен поиск консенсуса. Неформальные группы внутри официальной организационной  структуры способствуют дискуссиям, служащим основой для процесса принятия решений. Хотя внутри каждой из рабочих  групп есть четкая иерархия, в основном определяемая возрастом ее участников, ответственность распределяется между всеми участниками неформальной группы, при этом возраст и стаж работы не имеют значения. Неформальная групповая динамика, направленная на вовлечение в процессы принятия решений широкого числа работников, в значительной степени объясняет успех японской системы менеджмента.

Кайдзен. 

Выдающиеся достижения многих японских компаний объясняются  также и системой постоянных улучшений, осуществляемых на рабочих местах, — кайдзен (от японского «разбирать» и «улучшать»). Она перенесла акцент с достижения результатов операционных процессов на улучшение их возможностей. Кайдзен развивает в простых сотрудниках лидерские черты. В целом системы кайдзен создают в компаниях «восходящие управленческие потоки», действующие наряду с нисходящими потоками указаний и распоряжений, а также систему горизонтальных коммуникаций во внутренних цепях «поставщик — потребитель».

Долгосрочные  цели. 

Результатом стабильности собственности и других мер, таких как пожизненный наем, стала тенденция японских менеджеров ориентироваться при принятии решений на долговременную перспективу — в отличие от западных, которые в большей степени ориентируются на краткосрочные прибыли. Японцы называли своим приоритетом расширение контролируемой компанией доли рынка, в то время как приоритет для американцев — получение высоких прибылей на инвестированный капитал. Это было напрямую связано с потребностью в том, чтобы японские предприятия работали на полную мощность и обеспечивали занятость. 

 

Заключение

Япония  – маленькая страна. Плотность  населения высока. Ресурсы ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство  опасности. Поэтому у японцев  острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

Японцы  работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед  ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в  Японии путем группового консенсуса. Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те, и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремится быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.

Японский  менеджмент взывает к естественным здоровым  инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности.

В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов.

Понимание японского менеджмента наверняка  поможет российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, дает возможность к совершенствованию производства. Тем более что предприятия, работающие «по-японски», уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Таиланде и во многих других странах. Один из примеров – германский концерн «Порше», оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь японской консалтинговой фирмы, состоявшей из бывших служащих «Тойоты», дала блестящий результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала уменьшилась на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль, увеличился ассортимент продукции.

Овладение стержнем японского менеджмента  – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника  и связанные с таким развитием  стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д. – необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Вахрушев  В., Принципы японского управления. - М: ФОЗБ ,1992.
  2. Каору И. , Японские методы управления качеством. - М: Экономика, 1988.
  3. «Как работают японские предприятия» // под. Редакцией И.Каору. - М: Экономика, 1989.
  4. Картавый М.А., Нехашкин А.Н., Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3
  5. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002.
  6. Онлайн - журнал Economist.
 
 
 
 

 

Приложение  А 

Конкурентоспособные отрасли японской экономики

Сектор Отрасль Позиция Японии
Электроника Автомобильные аудиосистемы Мировой лидер
 
 
Факсимильные  аппараты Доминирует  в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%)
 
 
Домашние аудиосистемы Мировой лидер  в производстве и экспорте многих видов бытовой аудиоаппаратуры
 
 
Микроволновое и спутниковое коммуникационное оборудование Мировой лидер  в производстве аппаратуры для спутниковой  связи
 
 
Полупроводниковая продукция Мировой лидер  в начале 1990-х
 
 
Пишущие машинки Мировой лидер |
 
 
Видеомагнитофоны Доминирует  в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) |
Машиностроение Бытовые воздушные  кондиционеры Мировой лидер  в начале 1980-х
 
 
Швейные машины Мировой лидер  в производстве и экспорте промышленных швейных машин
 
 
Робототехника Мировой лидер  I
Готовые пищевые продукты Соевой соус Мировой лидер
Программное обеспечение Видеоигры Мировой лидер
Транспорт Автомобили Мировой лидер
 
 
Вилочные погрузчики Мировой лидер
 
 
Покрышки для  грузовиков и автобусов Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами
 
 
Грузовики Мировой лидер

 
 

Приложение  Б 

Неконкурентоспособные отрасли японской экономики

Сектор Индустрия Положение Японии в 2008 году
Высокотехнологичное производство Гражданская авиация Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит  в гражданском авиастроении
 
 
Химическая 6% мирового экспорта. Примерно 14% мирового производства, но в основном производится  для защищенного внутреннего  рынка
Услуги Ценные бумаги Отстает от Соединенных  Штатов и Европы в таких отраслях, как финансовый консалтинг, производные финансовые инструменты и венчурный капитал. Деятельность на международных финансовых рынках в основном связана с низкими процентными ставками и обслуживанием японских компаний, работающих за рубежом. Обычными являются мошенничество и банкротства
 
 
Программное обеспечение Ни одна из японских фирм не входит в список 20 крупнейших мировых производителей программного обеспечения*
Потребительские товары Моющие средства Као и Lion контролируют 70% японского рынка, но практически не представлены на международных рынках
 
 
Одежда Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит  в этой отрасли
Готовые пищевые продукты Шоколад Менее чем 0,1 % мирового экспорта


Информация о работе Сущность японской модели менеджмента