Эстетическое отношение к действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:59, реферат

Краткое описание

Изучение курса «Эстетика» необходимо для понимания сущности эстетической культуры. В самом общем виде эстетическую культуру можно определить как специализированную часть культуры общества, характеризующую его состояние с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в окружающем мире.
Эстетическую культуру следует отличать от культуры художественной, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Последняя (то есть художественная культура) является частью эстетической культуры.

Содержание

1.Введение
2. Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки.
3. Эстетическое отношение к действительности.
4.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

То же самое можно увидеть, анализируя эстетические качества цвета. Красив ли красный цвет? Известный  немецкий психолог Г. Фехнер иронизировал по этому поводу: разумеется, красный цвет красив на щеках девушки, но каков он у нее на носу? Этот остроумный ответ точно показывает, что и здесь эстетическое качество формы зависит от того, какое содержание она выражает.

Вне конкретного предметного  содержания цвет и отношение цветов могут быть лишь физиологически приятными  или неприятными, а прекрасными  или же безобразными они становятся только тогда, когда мы ощущаем их содержательное значение. Поэтому «багровый  закат» переживается нами эстетически  не так, как «багровое лицо», и  игра прожилок в мраморе -- не так, как склеротическая игра сосудов на щеках старца. Оперенье павлина красиво, но какую эстетическую оценку даем мы человеку, говоря, что он вырядился, как павлин?

Следует подчеркнуть, что  в эстетическом восприятии действительности и искусства соотнесение формы  с содержанием не является логической операцией, рассуждением, анализирующим  действие мысли. Соотнесение это  производится человеком интуитивно, в то самое мгновение, когда он сталкивается с предметом и созерцает  его. В эстетическом восприятии мы бессознательно ощущаем содержательность формы, а  не выявляем ее умственно. Потому-то И. Канту и могло казаться, что  эстетическое суждение не заключает  в себе никакого познавательного  содержания, ибо оно не основывается на понятии. В действительности же эстетическая оценка немыслима без своеобразного  познания предмета, однако не понятийного, а интуитивного характера, так как  соотнесение его формы с его  содержанием есть акт познания, в  какой бы форме это познание ни осуществлялось.

Весьма показательна с  этой точки зрения деятельность эстетического  сознания в области науки. В наше время общепризнанно значение эстетического  критерия в оценке истинности физических и математических представлений, химических формул, биологических структур. Об этом говорили сами ученые -- от математика А. Пуанкаре до исследователей структуры ДНК Дж. Уотсона и Ф. Крика. Эстетически оценивается здесь, конечно, не содержание открытого ученым закона, не смысл выведенной им формулы, не сущность его умозаключений, а моменты архитектонические, композиционные, форма движения научной мысли, структура доказательств, облик модели. Понятно, что способность эстетически оценить форму непосредственно обусловлена пониманием организуемого и выражаемого ею содержания, смысла, значения; потому-то профан не улавливает эстетической ценности научной конструкции.

То же самое следует  сказать и об эстетической оценке человека. Понятно, что имеется в  виду, когда говорят о его физической красоте -- пропорциональности, конфигурации, пластичности и тектоничности его тела. Но каков смысл понятия «духовная красота», если внутреннее психическое содержание подлежит не эстетической, а этической оценке? Такое определение приобретает эстетический смысл тогда, когда оно характеризует структуру душевных сил человека -- их гармоничность, соразмерность, духовную «пропорциональность», т.е. не само содержание, а переход содержания в форму, или иначе, меру оформленности, организованности содержания.

Вот почему в истории эстетической мысли красота так часто связывалась  с понятиями «мера» и «соразмерность» -- ведь эти понятия и выражают связь формы с содержанием. К. Маркс называл «формообразованием по законам красоты» умение человека творить «по мере любого вида», прилагая к каждому предмету «соответствующую меру». В русском переводе собрания его сочинений читаем: «творчество по законам красоты» -- очевидно, из характерного для того времени опасения представить К. Маркса формалистом. Вместе с тем, вместо философского термина «мера» в переводе безграмотно использовано бытовое словечко «мерка».

Каждый хорошо знает по своему личному опыту, что чувство  меры является залогом эстетически  ценного поведения, а утрата этого  чувства сразу же делает уродливым  и комичным то, как человек одевается, танцует, ведет себя в обществе и  т.д. Это значит, что эстетически  развитый человек способен улавливать в предмете соответствующую ему  меру -- и в процессе созидания красоты, и в ходе ее восприятия.

 

Использованная    литература:

Основная:

Борев Ю. Эстетика. - М., 1988.

Зеленов Л.А., Куликов Т.И. Методологические проблемы эстетики. - М., 1982.

Дополнительная:

Вопросы истории и теории эстетики /Под ред. М.Н. Афасишева. - М., 1975.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. - М., 1994.

 


Информация о работе Эстетическое отношение к действительности