Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основ предпринимательской этики как ключевого элемента культуры бизнеса в целом.
Задачи работы:
– определить общие правила и нормы этики;
– рассмотрение понятие этика предпринимательства;

Содержание

Введение 2
1. Культура предпринимательства 4
2. Предпринимательская этика и этикет 9
3. История экономической этики 12
4. Этика и современное управление 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Этика без титульника.docx

— 77.43 Кб (Скачать файл)

• правила представления  и знакомства;

• правила проведения деловых  контактов;

• правила поведения на переговорах;

• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

• требования к речи;

• культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной  частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми  индивидуумами, с которыми предприниматель  контактирует не только при осуществлении  своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

 

3. История экономической  этики

Экономическая этика является особым проявлением профессиональной этики. Проблемам экономической  этики  в настоящее время уделяется  много внимания, хотя трактуется она  неоднозначно. Часто наряду с понятием “экономическая этика” как идентичные употребляют понятия “деловая этика”, “этика бизнеса”, “предпринимательская этика”, “этика рынка” и др. Большинство современных исследований по этике бизнеса внеисторичны. Помимо обязательных  ссылок на Канта и Милля, в них обычно трудно найти обсуждение  концепций и идей,  сформировавшихся ранее. Экономическая этика -  наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях “Этика”, “Никомахова этика” и “Политика”. В этих произведениях Аристотель аргументирует три основных  принципа:  частная  собственность, примат  двух главных производственных отраслей - сельского хозяйства и промышленности, субподчиненность  торговли, ростовщичества и денег по отношению к производственным отраслям.

Аристотель не отделял  экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Возникновение капитализма  в Европе 16-го века было тесно связано  с протестантской Реформацией.

Можно сказать, что протестантизм  сделал возможным формирование этики  бизнеса. Если бы он следовал за средневековой  католической теологией, утверждавшей, что “делание денег” подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей.

Как известно, один из идеологов  католицизма Августин Блаженный  утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи  различали разные типы экономической  активности. Они рассматривали производства продукта для продажи как подлежащие меньшему этическому осуждению, чем, например, торговля продуктами или выдача займом.

Отрицая эти установки, протестантизм  сделал возможным формирование этики  бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что бизнесмен может  быть одобрен Богом. Стремление к  прибыли и стремление к Богу стали  не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры.

Светский вариант протестантской этики ныне возрожден основной частью представителей бизнеса. Доклады по этике бизнеса, подготовленные такими организациями, как “Круглый стол бизнеса”, “Тач Росс” и другие утверждают, что хорошая этика означает хороший бизнес. В них заявляется, что можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что даже моральная добродетель необходима для успеха.

Идея о том, что успешные бизнесмены могут быть хорошими людьми, составила важное измерение сложившейся  при капитализме моральной ситуации. Второе измерение включало новое  понимание взаимосвязи между  экономическим успехом и общественным благом. До капитализма, в сущности, вся прибыль рассматривалась  как результат спекуляции. Соответственно и получение прибыли морально осуждалось. Капитализм обеспечил моральную  правомочность “делания денег”.

 

4. Этика и современное  управление

Личностные ценности (общие убеждения  относительно добра и зла) находятся  в сердцевине проблемы социальной ответственности  бизнеса перед обществом. Люди,  полагающие, что  “организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону”,  скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли,  эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной пока ее действия  отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения важно   иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами,  определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако этика бизнеса затрагивает  не только проблему социально ответственного поведения.  Она  сосредоточена  на широком спектре   вариантов    поведения  управляющих и управляемых.  Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства,  используемые  и теми и другими. Например,  почти  все американцы,  скорее всего, считают,  что неэтично  давать взятку иностранному  чиновнику ради получения контракта.  В  этом случае неэтичны средства.  Представим,  однако,  что речь идет  о  контракте  на закупку  шкур котиков,  используемых для  производства одежды. Некоторые люди,  для которых  важна защита животных,  считают,  что  использование котиковых  шкур неэтично,  даже  если их можно  получить, не давая взятки. Здесь  неэтичной считается  цель,  поскольку  подобные  действия рассматриваются  как  неправильное  поведение. С  этой  точки зрения  поведение  неправильно не потому,  что  противозаконно,  а  потому,  что противоречит  личным  ценностям и  является  действием,  которое  не может  быть поддержано.

Действия руководителей или  рядовых работников,  нарушающие закон также следует рассматривать  как неэтичные. Например,  Э.Ф. Хаттон  признан виновным  в подделке  2000  почтовых и телеграфных отправлений,  т.е.  в  действии,  определенно нарушающем  закон. Однако  действия,  не нарушающие закона,  могут  рассматриваться, а  могут  и не рассматриваться  как  неэтичные  в зависимости от личной системы  ценностей. Например,  ситуация  с изъятием из продажи капсул “Тайленол”  фирмы “Джонсон и Джонсон”. По большей части, люди должны  считать  это действие  этичным. Некоторые должны  полагать  неэтичным  поведение  фирмы  “Форд Мотор”, поскольку она возражала против изъятия модели “Пинто” или пере проектирования  топливной системы с  целью  ликвидации возможных опасностей,  связанных с бензобаком.

Другой пример сомнительной этики  представлен действиями корпорации “Менвилл”, которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси, в конечном счете, установил, “что корпорация “Менвилл” сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей”. Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций многим людям, предъявившим иск. Рассматривая это дело, Сол Геллермен указывает:

 “...как ни смотреть, компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы “Менвилл” выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдержать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимы”. 

По мнению Ляру Осмера, этические проблемы в бизнесе имеют отношение к  

“конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого  конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выражаемыми через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе”.   

Помимо старших руководителей,  часто  демонстрирующих  неэтичное  корпоративное  поведение,  любое  лицо  в  организации может  также  действовать неэтично.

Вышесказанное  можно подтвердить  следующими  примерами:

  • агенту   по закупке вина поставщик предлагает ящик хорошего вина. Принять его или отказать.
  • вести из офиса личные междугородние переговоры, как это делают  сослуживцы или нет.
  • если имеется возможность унести из офиса и использовать лично то, что предназначено для фирмы, то следует ли использовать эту возможность.

Вот всего несколько этических  дилемм,  с  которыми каждый человек  может столкнуться  на работе.  Следует подчеркнуть,  что в  этих    нет речи о нарушениях закона,  однако,  соответствующие  действия обычно расцениваются как  неправильные. К  неэтичным действиям  людей с  явным  нарушением  закона относятся фальсификация  документов, отправляемых службам государственного регулирования,  присвоение  средств,  национальная,  расовая дискриминация,  сексуальные домогательства в рабочей  среде. Также следует считать  неэтичными действия с нарушением закона, которые относятся  к  загрязнению  окружающей  среды,  безопасности продукции и безопасности  труда.

По данным  исследований с середины 70-х гг.   около 2/3 из числа 500 американских компаний  в той  или иной форме  вели себя противозаконно. Опросы  общественного  мнения показали,  что приверженность к этичному поведению в США  падает. Так, около 65%  опрошенных   американцев  считают,  что  за последние десятилетия  общий  этический  уровень в стране значительно  снизился. Как наиболее распространенные  варианты  неэтичной деловой практики называют взятки,  подделку документов,  недостоверные финансовые отчеты,  искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Еще  одно исследование, охватившее 15-ти летний период,  показало, что   руководители предприятий стали более цинично относиться к этике поведения руководства в целом.

К причинам  расширения неэтичной  практики  ведения дел руководители предприятий относят:

  • конкурентную борьбу,  которая  оттесняет на обочину этические соображения;
  • усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных  отчетах;
  • неудачи с обеспечением   должного вознаграждения  руководителей за этичное  поведение;
  • общее  снижение  значения этики в обществе,  что  исподволь  извиняет  поведение  на рабочем  месте;
  • нажим  со стороны организации  на  рядовых  работников с целью  нахождения ими компромисса  между  собственными личными ценностями  и  ценностями  управляющих.

Существование  этой  последней  причины  подтверждается  результатами  исследования,  в  котором  было  установлено,  что  основное  влияние  на  принятие  неэтичных решений  служащими  имело поведение их руководителей.

В  широком  смысле  “то, что  делает и как ведет себя хозяин ” -   основной фактор влияния на поведение подчиненного.

Организации предпринимают разные меры в целях  повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.

К таким мерам относятся:

  • Разработка этических нормативов.
  • Создание  комитетов по этике.
  • Провидение социальных ревизий.
  • Обучение этичному поведению.

 

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

Рассматривая этические  нормативы, глава фирмы “Ай Би Эм ” указывает: “Наша фирма ожидает от каждого своего работника в каждом конкретном случае действий в соответствии с высшими стандартами ведения бизнеса”.

К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами,  относятся взятки,  вымогательство,  подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение закона в целом, мошенничество,   раскрытие секретов компании, использование информации полученной в доверительной беседе, незаконные  выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы.

Обычно организации доводят  этические нормативы до своих  работников в виде печатных материалов, некоторые создают рабочие группы по этическим нормативам.

При разработке этических  нормативов применительно к бизнесу  в других странах, следует учитывать  преобладающее отношение к взятке и подарку в других культурах. В некоторых странах правительственные  чиновники привыкли и ждут небольших  денежных подношений для стимулирования деятельности. В связи с  этим  Конгресс Сша принял поправку, согласно которой такие выплаты вычитаются из суммы,  подлежащей налогообложению.

Комитеты  по  этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике  бизнеса, называемого

адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам,  связанным  с  действиями организацией, а также выполнение функции “социальной совести” организации.

Социальные    ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают,  что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.

Информация о работе Этика бизнеса