Этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Определение этикета как установленного порядка поведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию. Это важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. У многих новоиспеченных предпринимателей дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Главва1. Особенности и функции делового этикета на предприятии………3
Глава 2. История развития делового этикета в организации…………… … 7
Глава 3. Этика делового красноречия в организации…………………….. 13
Глава 4. Этика делового общения……………………………………………...14
Глава 5. Служебный этикет……………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников…………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

этика 2нет.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Комитет по этике корпорации имеет определенный набор функций, к которому относятся следующие:

1) вынесение этических  вопросов для обсуждения правлением  и топ-менеджерами;

2) доведение основных  требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;

3) разработка мер, поддерживающих  кодекс;

4) анализ и пересмотр  кодекса на основе ежегодных  корпоративных отчетов и в  зависимости от изменения внешней  среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;

5) составление отчетов  о деятельности комитета для  совета директоров;

6) обеспечение высшего  уровня менеджеров консультациями  специалистов по этическим вопросам.

Управленческий этический  тренинг является еще одной возможностью внедрения этических принципов в деятельность корпорации. Это наборы этических норм – своеобразные этические модули, которые включаются в общую программу подготовки менеджеров низового и среднего звена.

Таким образом, если комитет по этике обслуживает высший уровень менеджмента корпорации, помогая найти нетривиальные индивидуальные решения этических проблем, этический тренинг снабжает и среднее, и низовое звенья менеджмента набором готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

Тренинг способствует практическому  внедрению этических принципов  в структуру принятия корпоративных  решений.

Социальный аудит имеет  сравнительно небольшую историю  – около двух-трех десятилетий. Социальный аудит представляет собой попытку  оценить социальное поведение корпорации в общественной среде. Принятие устава дает ей определенные права и даже привилегии. За это общество требует от корпорации определенного поведения, не нарушающего общего этического фона, и определенных действий, способствующих процветанию и развитию общества.

Социальный аудит призван  проверить и дать информацию о  том, в какой степени действия корпорации соответствуют ожиданиям  общества. Он может быть использован  в корпорации для внутреннего  контроля за степенью этичности действий корпуса менеджеров. Однако социальный аудит, несмотря на его ценность для развития бизнеса, менеджмента и общественного блага в целом, особенного развития не получил и применяется в основном только в масштабах корпорации. По-видимому, дело в трудности и дороговизне аудиторских проверок в масштабе не только всей страны, но хотя бы одной отдельной отрасли. Из тех компаний, которые проводят аудиторскую проверку для внутренних нужд, только некоторые делают результаты аудита достоянием общественности или акционеров.

В основном социальный аудит в настоящий момент сводится к тому, чтобы определить, насколько  деятельность данной корпорации соответствует  государственным нормам по здравоохранению, безопасности или по контролю за загрязнением окружающей среды.

Юридический комитет занимается контролем за соблюдением корпорацией всех законов и подзаконных актов по всем направлениям деятельности. Часть работы такого комитета заключается в наблюдении за соответствием деятельности корпорации законам, носящим этический характер: по охране окружающей среды, защите прав человека и т. п.

Лишь немногие предприятия имеют специальные  службы по урегулированию этических  претензий. Обычно сотрудники таких  служб рассматривают жалобы и  претензии по этическим вопросам, поступившие как со стороны, так и от работающих в данной корпорации.

По данным, характеризующим  мировую экономику, лишь незначительное количество корпораций принимает внутренние структурные изменения с целью  приспособления к этическим требованиям.

Поскольку этические  кодексы распространены больше, чем другие инструменты внедрения этики в жизнь корпораций, рассмотрим их подробнее.

Многие крупные  корпорации, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики  и найти линию своего поведения, разрабатывают этические кодексы.

Наличие таких кодексов является еще одним подтверждением существования важной и нерешенной проблемы создания этичного делового климата в целом, который осуждает аморальное поведение в системе служебных отношений.

Большая часть  этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 1970-х гг. Объем их весьма различен – от кодекса «Формулировка «Этического стандарта» компании «Ситикорп», имеющего объем более чем 60 страниц. По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также связано с попыткой менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившихся в последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики. Характерной особенностью данных кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент делается на столкновение интересов корпорации: кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино «путеводители» к правильному поведению:

1) с правительственными  органами;

2) с сотрудниками  или акционерами компании;

3) с правительствами  иностранных государств.

Очевидно, что  невозможно рассмотреть и охарактеризовать в кодексе любую этическую  проблему, с которой могут столкнуться  сотрудники. Вместе с тем письменные рекомендации могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто. Можно указать на ряд преимуществ, которые дает корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:4

1) кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино «путеводители» к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения,   зависящими не только от уровня этического воспитания сотрудника, но и от образования, культуры, информированности данного сотрудника о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности и пр.;

2) само существование  этического кодекса корпорации  как коллективного этического  стандарта помогает менеджерам  корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. Письменная форма придает кодексам еще большую значимость;

3) этические кодексы  позволяют контролировать власть  тех менеджеров, которые иногда  просят, даже приказывают своим  подчиненным совершать не только  неэтичные, но даже незаконные поступки.

Глава 3. Этика делового красноречия в организации

В условиях перехода к  рыночной экономике значительная часть  населения все более активно  вовлекается в экономическую  деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых является предпринимательство, позволяющее развернуть свои творческие и деловые качества.

Однако эти способности  и качества, как показывает практика, дают наибольшую отдачу лишь при умении вести деловой разговор – одном  из наиболее важных условий коммерческого успеха. К сожалению, у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Менеджер любого ранга, равно как и любой рядовой  сотрудник трудового коллектива, должен владеть искусством говорить. Причины этого следующие:

1) значительная часть  рабочего времени современного  руководителя любого ранга уходит  на деловые разговоры (по данным  исследований – 40 % рабочего времени). Такие большие затраты времени объясняются зачастую тем, что говорящие иногда не умеют кратко, точно, однозначно и адресно выражать свои мысли, а слушающие не подготовлены к полному и быстрому восприятию речи;

2) как показывает практика, на руководящие посты всех  уровней приходят сейчас молодые руководители. Они довольно быстро осваиваются с набором своих служебных обязанностей, требующих специальной профессиональной подготовки, поскольку являются достаточно компетентными в сфере своей производственной деятельности. Однако психологическая адаптация требует гораздо большего времени, нежели становление его как специалиста. Издержки длительной психологической адаптации весьма велики – в этот период неоправданно часто возникают конфликты руководителя с коллективом, руководителями своего уровня и вышестоящим руководством. Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за неэтичности поведения, в частности из-за неумения руководителя правильно применять различные виды речевого воздействия.

 

Глава 4. Этика  делового общения

 
Этику следует учитывать  в различных ее проявлениях: в  отношениях между предприятием и  социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.5

Общий нравственный принцип человеческого общения  содержится в категорическом императиве И. Канта: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

 

 
Глава 5. Служебный этикет

Служебный этикет представляет собой тот самый  написанный свод правил поведения, который позволяет не попасть впросак, построить правильные взаимоотношения с коллегами, не поставить других, да и себя, в неловкое положение.6

Многие фирмы  разрабатывают кодексы чести, напоминающие по форме свод законов, отображающие главные приоритеты их профессиональной деятельности и внутренней стратегии. Основные правила этикета служебного поведения, тем не менее, имеют много общего и сведены к следующим рекомендациям.

Приветствие. Здороваться  необходимо со всеми - с охранником, вахтером, лифтером или президентом компании - независимо от ранга и служебного положения. Обязательным также является соблюдение субординации. Например, первым приветствует начальника подчиненный, посетитель первым здоровается с сотрудниками, входящий приветствует присутствующих, а проходящий - стоящих в группе людей.7

Визитная карточка. Наличие визитной карточки с продуманным  дизайном и грамотно составленным текстом  свидетельствует о серьезных  намерениях, подчеркивает вкус и украшает деловой стиль. Рабочее место. Порядок на столе - главный показатель организованности. Папки, сейфы, документы и записные книжки следует держать закрытыми, недоступными для постороннего взгляда.

Телефон. Заранее  подготавливайтесь к телефонному  разговору, четко формулируйте тему звонка и первую фразу. Следите за голосом и дикцией. Сведите к минимуму личные звонки и разговоры. Очень часто они являются причиной многих служебных конфликтов.Деловая одежда. Стиль деловой одежды принят во всем мире, он отличается консервативностью и сдержанностью. Непродуманный имидж, невозможность отказаться от личных пристрастий в одежде (рюшечки, бантики, кроссовки, джинсы и т. п.) могут помешать карьере, сделать вас посмешищем в глазах коллег и повредить имиджу компании. Внешний вид. Следите за собой, соблюдайте гигиену. Ваши волосы, руки должны быть всегда ухоженными и чистыми. Пользуйтесь одной парфюмерной линией, но умеренно. Следите за чистотой одежды и обуви. Не забывайте о носовых платках. Здоровый ухоженный вид - обязательное требование этикета служебного поведения.

Речь. Высокая  культура речи, умение грамотно писать и говорить - одно из непременных  условий профессионального успеха. Жаргонные словечки, сленговые обороты, обращения «милочка», «зайка», «котик»  и тому подобные неуместны для  службы, их следует исключить из речи. Если у вас не все в порядке с дикцией, обратитесь к логопеду. Не экономьте, имидж делового человека является частью его бизнеса.

Информация о работе Этика и этикет