Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является анализ общих характеристик этики применяемых в бизнесе, а также оценка их применения в России и за рубежом.
Задачи работы:
• Изучить историю развития этики;
• Сравнить этику классического периода и этику нового времени;
• Разобрать структуру этики бизнеса;
• Проанализировать теорию этики о несовместимости этики и бизнеса;
• Узнать особенности этических норм бизнеса в России и за рубежом.
В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования поведения людей.
Механизмы
регулирования поведения срабат
Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных положений нравственного характера. Одним из таких положений являются моральные кодексы.
В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого общения и внеслужебного поведения руководителя. Знание управленческой этики руководителем - обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.
2.3 Этика поведения
Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.
Совесть - моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности. Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг.
Долг - это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьёй, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несёт ответственность перед другими людьми и перед самим собой.
Честь - обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим.
Достоинство - выражается в самоуважение, в осознании значимости своей личности. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.
Благородство - это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества. Благородство предполагает тайное самопожертвование и помощь, которые не требуют огласки и благодарности.
Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? В первую очередь глубокое уважение к человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера.
Культурный
предприниматель будет в
3.Этика бизнеса в России и в Мире
Этика бизнеса
(предпринимательства) занимает основное
место в этике деловых
Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:
1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;
2) этика бизнеса
основана на всеобщих универсал
Важной особенностью является соотношение религиозной этики и этики бизнеса. Многие западные предприниматели считают, что их бизнес может рассматриваться как конкретизация принципов христианского учения и христианских заповедей. Однако бурное развитие стран Юго-Восточной Азии ясно показало, что, хотя в основе жизни людей на Востоке лежат совсем иные религиозные учения, моральные ценности рыночной экономики в целом оказываются общими для всех капиталистических стран, независимо от вероисповедания предпринимателей. Общепризнанными (хотя и не общепринятыми) этическими нормами во всем мире считаются соблюдение права неприкосновенности частной собственности; уважение к закону; верность данному слову; культ честной конкуренции; участие в благотворительных акциях; предоставление кредита, основанного на доверии; щепетильность и забота о своей собственной репутации и репутации фирмы и т.п.
Этические нормы бизнеса в России имеет свои особенности. Это связано со сложившимся своеобразным отношением к закону и к роли государства.
Этический
парадокс российского бизнеса
состоит в том, что этичность
или неэтичность тех или иных
поступков часто не
Разрешить этический
парадокс российского
Одно из направлений, вызывающее значительное сопротивление в российской бизнес -практике и принятых в зарубежных компаниях -информирование о нарушениях. "При разработке системы исполнения этического кодекса менеджеры и консультанты сталкиваются с существенным напряжением, возникающим в результате неоднозначной, противоречивой оценки необходимости информирования/доносительства об этических нарушениях. С одной стороны, нужно найти какое-то объяснение необходимости информирования, с другой - у сотрудников существует убеждение в безнравственности самого факта доносительства, независимо от того, по каким основаниям и в какой ситуации оно было совершено".
Базовым ограничением внедрения этических норм в российские организации является невозможность их прямого административного регулирования.
Область
индивидуальных нравственных
Поэтому,
как правило, кодекс не
Тренинги по бизнес-этике пока слабо распространены в российских компаниях. Они имеют очень сложную структуру, подбираются под конкретную страну или регион. Например, тренинги в американских компаниях существенным образом отличаются от тех, которые данная компания проводит в филиалах, расположенных в других странах. Бизнес-этика в США более глубоко укоренена в правовой системе, поэтому большее значение придается соблюдению законов, чем собственно этике и системе корпоративных ценностей. Для США в высшей степени характерна склонность к судебным разбирательствам, и если суждение работника окажется неправильным, компания и работник могут подвергнуться штрафу или наказанию на основании закона, что может обойтись компании в десятки миллионов долларов.
Но, несмотря на хорошую подготовку сценария, эти тренинги зачастую не пользуются среди сотрудников популярностью, воспринимаясь как "промывка мозгов" и "обязаловка".
В Европе общий подход к тренингам более неформальный и гибкий: имеется лишь рамочная структура тренинга, поэтому в большей степени учитываются реакция аудитории и специфика групповой динамики на каждой конкретной сессии. Тренинги по этике ориентированы на конкретные цели и, как правило, проводятся для таких групп "высокого риска", как продавцы, персонал или сотрудники, взаимодействующие с государственными чиновниками и инспекторами. В Европе используются более пространные учебные ситуации, которые могут включать элементы корпоративной социальной ответственности, например управление природоохранной деятельностью. Европейская модель тренинга чаще обращается к открытым (сквозным) вопросам, для которых не существует окончательной установки на ожидание правильных ответов участников .
Таким образом, этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса.
При этом единый "шаблон" морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании "конструируют" концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами.
Ещё одной немаловажной проблемой этического плана, характерной для внутренней жизни Российского бизнеса является воровство, взяточничество и коррупция. Сотрудники, случается, воруют. Решить эту проблему, первым делом, можно через кадровый отбор. Интуиции лидера компании обычно хватает, чтобы отсечь сомнительные кандидатуры. Второй мерой против воровства является систематический контроль и учет. Хозяева бизнеса воспринимают контрольные функции как одну из основных своих обязанностей.
Во время одного из недавних исследований были обнаружены интересные факты относительно этических аспектов предпринимательства в разных странах. В процессе этого исследования основное внимание было уделено вопросу приемлемости подкупа должностных лиц в процессе ведения бизнеса в зарубежных странах. По результатам исследования было определено, что в компаниях России, Китая и Южной Кореи взяточничество считается вполне приемлемым. В числе стран, в которых подкуп должностных лиц считается неприемлемым, оказались такие страны, как Австралия, Швеция, Швейцария, Австрия и Канада. Италия, Япония и Соединённые Штаты Америки находятся между этими двумя крайними случаями. Кения принадлежит к числу стран, в которых взяточничество - это почти образ жизни. Согласно данным одного из исследований, почти две трети случаев взаимодействия физических лиц и компаний с кенийскими государственными чиновниками влекут за собой необходимость уплатить взятку
В Китае взяточничество и коррупция достигли такого масштаба, что, по некоторым оценкам, расходы на подкуп должностных лиц составляют от 13 до 16% ВВП страны . Многие бывшие советские республики также сталкиваются с аналогичными проблемами. (Рисунок 2 Приложения).
Этика в бизнесе затрагивает поведение и решения каждого руководителя и работника компании в отдельности. Этика как понятие неприменима к самим компаниям, однако стиль поведения отдельных сотрудников в процессе принятия решений и урегулирования этических дилемм формирует стиль ведения бизнеса, свойственный данной компании. Проблемы этики ведения бизнеса решаются главным образом в контексте социальной ответственности компании. Если говорить более точно, социальная ответственность - это совокупность обязательств, которые берёт на себя организация в плане защиты интересов общества и его дальнейшего совершенствования. Трудности, возникающие перед менеджерами в международном бизнесе, прежде всего связаны с обеспечением равновесия между теоретическим представлением о глобальных аспектах социальной ответственности и реальными местными условиями, которые могут потребовать дифференцированного подхода к решению проблем в тех странах, где компания ведёт свой бизнес.
Заключение
Разобрав историю этики, я сделала вывод о том, что всё многообразие этических учений сведено к трём периодам: античности, средневековью, и новому времени. В античной этики человека рассматривали, как существо разумное и общественное. В средневековье отрицали нравственную свободу человеческой личности, а в этике нового времени реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели.
Я сравнила два исторических периода этики, классический и новый. Вершиной античной этики классического периода является этика Аристотеля. Аристотель полагал, что счастье есть жизнь в соответствии с добродетелью. Добродетельный человек, участвуя в общественных делах, стремится совершенно выполнять свою функцию и чувствовать себя счастливым. Он полагал, что человек должен контролировать свою чувственность, стремиться избегать сильных страстей, однако без определённого рода эмоций также нельзя быть нравственным. Фейербах же аргументировал необходимость нравственного отношения к другому, исходя из стремления к обеспечению высшего качества своих собственных чувств.
Этика бизнеса, в свою очередь, занимает основное место в этике деловых отношений. Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и многое другое. Под управленческой этикой понимают цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.
Информация о работе Этика, как научная дисциплина и бизнес процессы