Этика, как научная дисциплина и бизнес процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ общих характеристик этики применяемых в бизнесе, а также оценка их применения в России и за рубежом.
Задачи работы:
• Изучить историю развития этики;
• Сравнить этику классического периода и этику нового времени;
• Разобрать структуру этики бизнеса;
• Проанализировать теорию этики о несовместимости этики и бизнеса;
• Узнать особенности этических норм бизнеса в России и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_ek_teor2.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

В производственном коллективе существует сложная система  механизмов регулирования поведения  людей.

 Механизмы  регулирования поведения срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь, долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других.

Значительное  место в управленческой этике  занимает разработка нормативных положений нравственного характера. Одним из таких положений являются моральные кодексы.

В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого общения и внеслужебного поведения руководителя. Знание управленческой этики руководителем - обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.

 

2.3 Этика  поведения 

Поведение в  процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.

Совесть - моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности. Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг.

Долг - это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьёй, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несёт ответственность перед другими людьми и перед самим собой.

Честь - обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим.

Достоинство - выражается в самоуважение, в осознании значимости своей личности. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.

Благородство - это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества. Благородство предполагает тайное самопожертвование и помощь, которые не требуют огласки и благодарности.

Какие же правила  поведения надо знать предпринимателю? В первую очередь глубокое уважение к человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера.

 Культурный  предприниматель будет в равной  степени уважительно относиться  и к министру, и к рядовому  техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и  уборщице офиса, т.е. всем показывать  искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена. Ему надо научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете кого-то как "темную лошадку", стремящуюся вас обязательно обойти на прямой или вираже, а говоря проще — обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер — хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этика  бизнеса в России и в Мире

Этика бизнеса (предпринимательства) занимает основное место в этике деловых отношений.

Существует  две основные точки зрения на соотношение  общечеловеческих этических принципов  и этики бизнеса:

1) правила обычной  морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса  основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Важной особенностью является соотношение религиозной  этики и этики бизнеса. Многие западные предприниматели считают, что их бизнес может рассматриваться  как конкретизация принципов  христианского учения и христианских заповедей. Однако бурное развитие стран Юго-Восточной Азии ясно показало, что, хотя в основе жизни людей на Востоке лежат совсем иные религиозные учения, моральные ценности рыночной экономики в целом оказываются общими для всех капиталистических стран, независимо от вероисповедания предпринимателей. Общепризнанными (хотя и не общепринятыми) этическими нормами во всем мире считаются соблюдение права неприкосновенности частной собственности; уважение к закону; верность данному слову; культ честной конкуренции; участие в благотворительных акциях; предоставление кредита, основанного на доверии; щепетильность и забота о своей собственной репутации и репутации фирмы и т.п.

Этические нормы  бизнеса в России имеет свои особенности. Это связано со сложившимся своеобразным отношением к закону и к роли государства.

 Этический  парадокс российского бизнеса  состоит в том, что этичность  или неэтичность тех или иных  поступков часто не определяется  ни законом, ни личным выбором,  а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

Разрешить этический  парадокс российского предпринимательства  возможно лишь в том случае, если государство выполнит свои функции  и создаст цивилизованные условия  для бизнеса, для его устойчивости в России.

Одно из направлений, вызывающее значительное сопротивление  в российской бизнес -практике и принятых в зарубежных компаниях -информирование о нарушениях. "При разработке системы исполнения этического кодекса менеджеры и консультанты сталкиваются с существенным напряжением, возникающим в результате неоднозначной, противоречивой оценки необходимости информирования/доносительства об этических нарушениях. С одной стороны, нужно найти какое-то объяснение необходимости информирования, с другой - у сотрудников существует убеждение в безнравственности самого факта доносительства, независимо от того, по каким основаниям и в какой ситуации оно было совершено".

Базовым ограничением внедрения этических норм в российские организации является невозможность их прямого административного регулирования.

 Область  индивидуальных нравственных установок  является слишком деликатной  для непосредственного вмешательства  с помощью директивных рычагов.

 Поэтому,  как правило, кодекс не предусматривает  юридической ответственности за его неисполнение.

Тренинги по бизнес-этике пока слабо распространены в российских компаниях. Они имеют  очень сложную структуру, подбираются  под конкретную страну или регион. Например, тренинги в американских компаниях существенным образом отличаются от тех, которые данная компания проводит в филиалах, расположенных в других странах. Бизнес-этика в США более глубоко укоренена в правовой системе, поэтому большее значение придается соблюдению законов, чем собственно этике и системе корпоративных ценностей. Для США в высшей степени характерна склонность к судебным разбирательствам, и если суждение работника окажется неправильным, компания и работник могут подвергнуться штрафу или наказанию на основании закона, что может обойтись компании в десятки миллионов долларов.

Но, несмотря на хорошую подготовку сценария, эти  тренинги зачастую не пользуются среди  сотрудников популярностью, воспринимаясь  как "промывка мозгов" и "обязаловка".

В Европе общий подход к тренингам более неформальный и гибкий: имеется лишь рамочная структура тренинга, поэтому в большей степени учитываются реакция аудитории и специфика групповой динамики на каждой конкретной сессии. Тренинги по этике ориентированы на конкретные цели и, как правило, проводятся для таких групп "высокого риска", как продавцы, персонал или сотрудники, взаимодействующие с государственными чиновниками и инспекторами. В Европе используются более пространные учебные ситуации, которые могут включать элементы корпоративной социальной ответственности, например управление природоохранной деятельностью. Европейская модель тренинга чаще обращается к открытым (сквозным) вопросам, для которых не существует окончательной установки на ожидание правильных ответов участников .

Таким образом, этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса.

При этом единый "шаблон" морального стандарта  отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании "конструируют" концепции  собственной этичности, которые  необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами.

Ещё одной немаловажной проблемой этического плана, характерной  для внутренней жизни Российского  бизнеса является воровство, взяточничество и коррупция. Сотрудники, случается, воруют. Решить эту проблему, первым делом, можно через кадровый отбор. Интуиции лидера компании обычно хватает, чтобы отсечь сомнительные кандидатуры. Второй мерой против воровства является систематический контроль и учет. Хозяева бизнеса воспринимают контрольные функции как одну из основных своих обязанностей.

Во время  одного из недавних исследований были обнаружены интересные факты относительно этических аспектов предпринимательства  в разных странах. В процессе этого  исследования основное внимание было уделено вопросу приемлемости подкупа должностных лиц в процессе ведения бизнеса в зарубежных странах. По результатам исследования было определено, что в компаниях России, Китая и Южной Кореи взяточничество считается вполне приемлемым. В числе стран, в которых подкуп должностных лиц считается неприемлемым, оказались такие страны, как Австралия, Швеция, Швейцария, Австрия и Канада. Италия, Япония и Соединённые Штаты Америки находятся между этими двумя крайними случаями. Кения принадлежит к числу стран, в которых взяточничество - это почти образ жизни. Согласно данным одного из исследований, почти две трети случаев взаимодействия физических лиц и компаний с кенийскими государственными чиновниками влекут за собой необходимость уплатить взятку

 

В Китае взяточничество и коррупция достигли такого масштаба, что, по некоторым оценкам, расходы на подкуп должностных лиц составляют от 13 до 16% ВВП страны . Многие бывшие советские республики также сталкиваются с аналогичными проблемами. (Рисунок 2 Приложения).

Этика в бизнесе  затрагивает поведение и решения каждого руководителя и работника компании в отдельности. Этика как понятие неприменима к самим компаниям, однако стиль поведения отдельных сотрудников в процессе принятия решений и урегулирования этических дилемм формирует стиль ведения бизнеса, свойственный данной компании. Проблемы этики ведения бизнеса решаются главным образом в контексте социальной ответственности компании. Если говорить более точно, социальная ответственность - это совокупность обязательств, которые берёт на себя организация в плане защиты интересов общества и его дальнейшего совершенствования. Трудности, возникающие перед менеджерами в международном бизнесе, прежде всего связаны с обеспечением равновесия между теоретическим представлением о глобальных аспектах социальной ответственности и реальными местными условиями, которые могут потребовать дифференцированного подхода к решению проблем в тех странах, где компания ведёт свой бизнес.

 

 

Заключение

Разобрав историю  этики, я сделала вывод о том, что всё многообразие этических учений сведено к трём периодам: античности, средневековью, и новому времени. В античной этики человека рассматривали, как существо разумное и общественное. В средневековье отрицали нравственную свободу человеческой личности, а в этике нового времени реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели.

Я сравнила два  исторических периода этики, классический и новый. Вершиной античной этики  классического периода является этика Аристотеля. Аристотель полагал, что счастье есть жизнь в соответствии с добродетелью. Добродетельный человек, участвуя в общественных делах, стремится совершенно выполнять свою функцию и чувствовать себя счастливым. Он полагал, что человек должен контролировать свою чувственность, стремиться избегать сильных страстей, однако без определённого рода эмоций также нельзя быть нравственным. Фейербах же аргументировал необходимость нравственного отношения к другому, исходя из стремления к обеспечению высшего качества своих собственных чувств.

Этика бизнеса, в свою очередь, занимает основное место в этике деловых отношений. Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и многое другое. Под управленческой этикой понимают цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

Информация о работе Этика, как научная дисциплина и бизнес процессы