Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:35, лекция
3.1. Роль бизнеса в обществе
3.2. Этика и современное управление
3.3. Социальная ответственность организации
3.4. Управление этикой и социальной ответственностью компании
Действия компаний в случае
возникновения социальных дилемм
Что делать компании, когда она сталкивается с каким-либо проявлением социальных потребностей? Если заинтересованная группа, например, местные органы власти, предъявляет к компании новые требования, какие действия ей следует предпринять? В теории менеджмента разработан набор ответных действий, к которым прибегают компании в подобных ситуациях. Действия эти могут иметь препятствующий, оборонительный, приспособленческий и проактивный характер (см. рис. 3.3).
Обструкция означает отказ компании от всех обязанностей, заявления о том, что так называемые доказательства их поступков – обман и подлог, всяческие препятствия расследованию (если таковое проводится).
Рис. 3.3. Реакция компании на социальные дилеммы
Тактика защиты предполагает, что организация принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения, но никак не препятствует возможным расследованиям. Менеджеры, склонные к подобным реакциям, считают, что "такие вещи случаются, но в них никто не виноват".
Приспособление компании означает, что менеджмент принимает социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает он это, уступая внешнему давлению. Придерживающиеся этой тактики компании стремятся выполнять свои экономические, юридические и этические обязанности, и в случае давления на них внешних сил сворачивают подвергнутую критике деятельность.
Проактивные действия предполагают, что компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных групп.
Таким образом, тактики обструкции обычно придерживаются фирмы, деятельность которых основана исключительно на экономических соображениях. Защищающиеся организации согласны идти на уступки в рамках закона. Приспосабливающиеся компании в полной мере реагируют на этическое давление со стороны. Проактивные компании принимают на себя дополнительные обязательства и способствуют повышению благосостояния общества.
Многие менеджеры уделяют большое внимание проблемам улучшения этического климата компании, а также повышению ее чувствительности к социальным проблемам. Им не хочется, чтобы в один прекрасный день компании пришлось занимать защитную позицию или, хуже того, подвергнуться обструкции. В менеджменте используются следующие методы для контроля морального "здоровья" организации: личный пример, моральный кодекс, различные этические структуры.
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР. По силе воздействия ничто не может сравниться с решительными действиями менеджмента. Директор и старшие менеджеры компании должны открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения, выступать инициаторами обновления этических ценностей организации. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву сиюминутным интересам, в компании мгновенно распространяются слухи об этом. Последующие клятвы в приверженности этическим идеалам бесполезны. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации.
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС – это формальное
изложение этических и социальн
Заявленные принципы определяют ценности компании и в общих чертах описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам. Наиболее значимые их них можно отнести к тому, что называется "корпоративное кредо".
Заявленная политика – это довольно общее описание порядка действий компании и ее сотрудников в конкретных, затрагивающих вопросы этики и морали ситуациях. (Рыночная практика, конфликты интересов, соблюдение законов, патентная практика, подарки сотрудникам, предоставление им равных возможностей)
В МК компании, как правило, формулируются ценности или образцы поведения сотрудников (как допустимые и желаемые, таки неприемлемые) и возможная реакция менеджмента. Если кодекс получает реальную поддержку со стороны менеджеров, неукоснительно соблюдающих его правила и несущих наказания в случае их нарушения, в компании складывается положительный этический климат. В отсутствие поддержки руководства положения кодекса так и остаются на бумаге.
ЭТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ. К этическим структурам относятся различные системы, должности и программы, с помощью которых компания стремиться стимулировать соответствующее моральным принципам поведение сотрудников.
Комитет по этике компании, как правило, образует группа высших руководителей, на которых возложена обязанность наблюдать за соблюдением работниками этических принципов и выносить решения в случае возникновения спорных ситуаций. Кроме того, комитет отвечает за наказание тех, кто нарушает правила этики. Что имеет немаловажное значение, если организация стремится непосредственно повлиять на поведение работников. Например, комитет по этике компании Motorola имеет право интерпретировать и корректировать основные положения морального кодекса, доносить до сотрудников информацию об его изменении, а также выносить решения относительно нарушающих его работников.
Комиссар, или уполномоченный по вопросам этики, – это один их высших руководителей компании, являющийся ее "совестью": к нему стекается информация о возникающих этических проблемах, он занимается урегулированием конфликтов, а также указывает руководству на потенциальные источники затруднений.
Существуют и другие этические структуры, такие как обучающие программы и "горячие линии". В McDonnell Douglas и General Dynamics обучение работников осуществляется в форме занятий, на которых моделируются различные этические ситуации. "Горячая линия" – это бесплатная телефонная служба, по которой работники могут доложить о сомнительном поведении, возможном мошенничестве, убытках, несправедливом отношении менеджеров.
Итак, мы видим, что соблюдение этических
принципов и социально ответств
Практическое занятие 3. Этика менеджмента и социальная
ответственность организации
Литература: 3, 5, 10.
Информация о работе Этика менеджмента и социальная ответственность организации