Этические и культурные требования к выступлению в аудитории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении
расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Содержание

Введение
Публичное выступление: определение понятия.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления
Установления контакта с аудиторией
Приемы удержания внимания
Этические и культурные требования к выступлению в аудитории
2.1. Этикетные формулы в публичном выступлении
2.2. Эвфемизация речи
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР этика дел отношений.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

“Я попросил Иванова поискать необходимые  документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы... “

Однако очень важно  помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая — усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.

Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв — это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): “Подумаем об этом!”; “Этого мы не можем допустить!”. Восклицание не употребляют часто, так как его действие от этого притупляется. Восклицание должно быть убедительным и неназойливым.

Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.

Б.Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Б. Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: “Странно, очень странно — так много источников! И, тем не менее, так сухо... “

Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя. Например, американский политик Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: “Хрущев крикнул американцам: “Ваши внуки будут коммунистами!” Мы на это отвечаем: “Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!”

 

Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.

Например: “Я хочу вам  подробно объяснить “; “Я хочу это  четко показать на примере”; “...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания... “.

Игра  слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с “подтекстом” охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка. Американский президент Кеннеди однажды закончил свою речь так: “Мы не боимся никаких переговоров, но мы никогда не станем вести переговоры из страха “.

Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.

Например: “Мне не нужно  объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие... “; “Вы уже знаете, к чему я клоню “.

При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя  к совместному размышлению. Еще  один пример.

Ирландский проповедник  Джонатан Свифт, внушал страх язвительными намеками. “Возлюбленные прихожане, — начал он однажды, — есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести”.

Вставка. Вставкой называется замечание, которое делается мимоходом. Ее функция — приобщить слушателя к моменту высказывания (“...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...”).

Все перечисленные здесь  средства взаимодействуют друг с  другом посредством многообразных  связей, причем подчас одно средство “встроено” в другое. Следует иметь в виду, что не рекомендуется применять  их слишком кучно, чтобы они не потеряли своей силы. Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи их нужно сознательно “встраивать”. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Немаловажно и то, как  закончить выступление. Это объясняется  тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы. Никогда нельзя заканчивать выступление словами: “Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, на этом я закончу”.

Заканчивайте выступление, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Приведем некоторые  варианты возможного завершения выступления:

1) сделайте краткое  резюме высказанных вами положений;

2) сделайте слушателям подходящий комплимент;

3) вызовите улыбку  или смех;

4) процитируйте подходящие  поэтические строки;

5) создайте кульминацию.

Подготовьте хорошее  начало и хорошее окончание выступления  и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда заканчивайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого.

  1. Этические и культурные требования к публичному выступлению.

Этика публичного выступления  начинается с соблюдения условий  успешного речевого общения: с доброжелательного  отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир  собеседника, искрен­него выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

 Этические нормы  воплощаются в специальных этикетных  речевых формулах и выражаются  в высказываниях целым ансамблем  разноуровневых средств. 

Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности (равноправие, равенство; равноправность) – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора.

 

2.1. Этикетные формулы

  В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений.  Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров разговорной речи также в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена не только речевыми канонами, но и «правилами» жизни, которая проходит в многоаспектном, человеческом «измерении». Это касается таких ритуализованных жанров, как тосты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения.

  Этикетные формулы, фразы к случаю - важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их - показатель высокой степени владения языком.

 

2.3. Эвфемизация  речи в публичном выступлении

  Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не. вызвать дискомфортное состояние - все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.

Эвфемизм, (греч.  – от  «хорошо» и «говорю»), стилистически нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется говорящему неприличной, грубой или нетактичной; эвфемизмы нередко вуалируют, маскируют суть явления; например: скончаться вместо умереть, говорить неправду вместо врать, либерализация цен вместо повышение цен, изделие (об атомной бомбе).

  Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает куль­турные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений; например: он покинул нас, скончался, ушел из жизни. Стиль публичного выступления диктует нам обязательное использование эвфемизмов.

В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации «Я - ТЫ (ВЫ) - ЗДЕСЬ - СЕЙЧАС». Так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения.

 Принято считать,  что Ты-общение всегда является  проявлением душевного согласия  и духовной близости и что  переход на Ты-общение является  попыткой интимизаций отношений. Поэтому как правило в публичном выступлении оратор использует Вы-общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тема публичных выступлений  и навыков проведения презентаций  не теряет своей актуальности, и  огромное количество статей и книг посвящено тому, как грамотно выступить  перед публикой. В заключении хотелось бы представить новый взгляд на проблему публичных выступлений, где пойдем «от обратного» и рассмотрим ошибки и просчеты, которые допускают многие спикеры.

 

Итак, основные ошибки при  подготовке и проведении публичного выступления.

1. Не смотреть на людей.

Вы выходите на сцену, на вас устремлены все взгляды, люди ждут вашей пламенной речи. Понимая это и опасаясь этого, вы берете с собой пачку листов написанного текста, опускаете глаза и начинаете чтение вслух. Вы не отрываете глаз от текста, т.к. сосредоточены на буквальном донесении информации. Вы не видите людей, не контролируете их состояние (некоторые уже погрузились в сон), не предпринимаете никаких действий со своей стороны.

2. Тихо и невнятно говорить.

Вы где-то слышали, что  чем тише будете говорить, тем пристальнее вас будут слушать. Особенно если вы погружены в текст, то это удается гораздо лучше. Однако мало говорить тихо. Нужно еще говорить без интонаций, проглатывая слова и делая меньше пауз. Ваша публика быстро утомится и потеряет интерес.

 

3. Не готовиться к презентации.

Если 95% спикеров готовятся  к выступлению только накануне, то чем вы хуже? Поэтому оставьте всякие предрассудки, не забивайте голову относительно содержания речи. Импровизируйте! Конечно, не стоит репетировать и  отрабатывать связи между текстом и слайдами.

4. Не разбираться в  материале.

Многие ораторы не утруждают себя детальной проработкой  темы выступления: не анализируют литературные источники, не выписывают цитаты и статические  сведения, не изучают труды предшественников.

5. Забыть текст.

Аудитория оценивает  спикера с особой тщательностью  в первые 90 секунд его речи. Именно поэтому важно ярко и интригующе начать презентацию. Однако многие ораторы, выходя на сцену, забывают слова, которые  крутились на языке еще 5 минут  назад, и начинают говорить о  чем-то банальном. Также легко забываются важные эпизоды в середине речи. 

6. Не отвечать на вопросы.

Чтобы настроить против себя аудиторию, рекомендуем игнорировать вопросы или, по крайней  мере, давать пространные ответы, чтобы другим неповадно было.

7.  Использовать слова-паразиты.

Использование слов-паразитов  приводит к тому, что люди отвлекаются  от того, что вы говорите, и переключаются  на подсчет фраз или слов, паразитирующих в вашей речи. У некоторых зрителей даже повышается градус раздражительности. Поэтому если нужно отвлечь аудиторию от сути, используйте фразы «как бы», «так сказать», «в принципе» и т.д.

8. Выглядеть небрежно.

Чтобы «завалить» публичное  выступление иногда достаточно одной  расстегнутой молнии на брюках или  пятна на сорочке. Чтобы ваш статус в аудитории стремился к нулю, позаботьтесь о том, чтобы одежда была кричащей, мятой и неаккуратной.

9. Стоять спиной или  боком к аудитории.

Если вы стоите спиной или боком, то вас хуже видно, хуже слышно, и аудитория воспринимает ваше поведение как неуважительное. Многие спикеры, используя слайдовые презентации, вероятно, помнят об этом, поэтому разворачиваются к экрану и направляют все свое внимание на него, а не на людей.

10. Зачитывать текст со слайдов.

По всей видимости, спикеры  хотят помочь своим зрителям, когда начинают зачитывать текст, размещенный на слайдах. Дело в том, что иногда на экране расположено много важной информации, набранной мелким шрифтом, поэтому аудитории может быть неудобно ее воспринимать. Обязательно нужно зачитывать дословно и запинаясь в собственном тексте.

И, напоследок, чтобы «завалить» выступление, можно просто на него не прийти.

Этот перечень помогает сэкономить на ошибках, которые стоят очень дорого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Барт Р. Риторика  образа// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1994

 

2. Ривкин С. Бойтесь  консультантов, речи произносящих//www.elitarium.ru

 

3. Канаян К. Основные  принципы бизнес-коммуникаций//www.zarplata.ru

 

4. Потсар А.Н. Владислав  Сурков. Его грамматология//Русский журнал. 21.11.2006

 

5. Фоменко И. Психология  мимики//Psyterra-психология для каждого!

 

6. Пенроуз Д.М. Легенды  и мифы делового общения//www.lambre-online.com

 

7. Кавасаки Г. Как  стать профи по презентациям

//blog.guykawasaki.com/2006/01/how_to_be_a_dem.html

 

8. ХАРИЗМАТИКИ. Р. Гандапас

Источник: Журнал «Крупный план» №6 за 2006 год

 

9. Тест. Есть ли у  вас задатки блестящего оратора

Информация о работе Этические и культурные требования к выступлению в аудитории