Этические нормы организации. Этика руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей и отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат. Этические нормы и деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….
2. Этические нормы организации. Этика руководителя……………
3. Заключение…………………………………………………………
4. Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Этич нормы организации КР2.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….

2. Этические нормы организации. Этика руководителя……………

3. Заключение…………………………………………………………

4. Список литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Деловые отношения - это  сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей и отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат. Этические нормы и деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности. Это сфера коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей и этические нормы организации и руководителя. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.                            

 

1. Этические нормы организации. Этика руководителя.

 

   Этика - учение о морали, нравственности.  Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384 -322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Мораль - это система этических ценностей, которые признаются человеком.

Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

 Нравственность Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов.

Нравы – это господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения. Они характеризуются:

1) общественным непререкаемым авторитетом;

2) вследствие своей общепринятости  имеют силу «действующего, существующего  закона».

 Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственно морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности.

Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, таким образом, что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью».

Этикет, как и этика, определенным образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где - либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идет о хороших или плохих манерах. Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации.

Система регуляторов, действующая в организации:

- распоряжения работодателя;

-   трудовое законодательство;

-    моральные нормы;

-    традиции;

-    убеждения работников; ценности, групповые ценности и др.

Если в коллективе получат широкое распространение аморальные нормы, то он не сможет существовать долго. Во-первых, его авторитет у других организаций и государственных органов будет постоянно снижаться, во-вторых, будут нарастать внутренние конфликты. Качество этических норм во многом зависит от руководителя. Авторитет руководителя - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. На авторитет руководителя оказывает влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики:

-         демократизм общения руководителя с подчиненными;

-         его доступность, внимательность, умение создать товарищескую      атмосферу доверия;

-         вежливость и корректность в обращении;

-         точность и ответственное отношение к данному слову;

-         подтянутость и аккуратность;

-         четкость и организованность в манере поведения;

-         умение разбираться в людях;

-         внутренние нравственные убеждения руководителя.  

При общении с людьми руководителю желательно придерживаться следующих правил:       

- необходимо проявлять интерес  к людям, быть внимательным 
к ним;   

- нужно уметь давать указания  своим подчиненным;   

- нужно стараться запомнить  имена подчиненных;       

- в служебных отношениях важно  развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника, инициативу и творческий подход к делу;       

- нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на  место осуждаемых;       

- нужно уметь приветствовать  людей;       

- нужно уметь слушать людей.

 Если коллектив работает хорошо и качество его работы улучшается, то можно сделать вывод, что он работает под началом хорошего руководителя, который должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Не следует забывать, что ответственность за плохо выполненную работу несет руководитель как единоначальник. Этические нормы  служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности. Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие:

1) нарушение их может угрожать  благосостоянию, здоровью и безопасности  других людей;

2) этические нормы имеют приоритет  по отношению к другим критериям;

3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

  Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности. Работодатели уделяют все больше внимания вопросам соблюдения этических норм деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Основополагающие нормы этики: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за психологическую защищенность сотрудников и т.п. – это нормы, на которых базируется современная этика деловых отношений.

Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой:

  1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о  чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных  добродетелях  – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что  не есть добро, что не способствует  формированию чувства локтя, так  как все мы работаем на одну  общую цель (принцип основан на  заповедях  всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру  и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные  моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что  не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем

Основные этические принципы организации

  Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются следующие «золотое правило менеджера» – в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие – его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других); и др.

Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

Двенадцать принципов ведения дела в России.

 Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» в 1997 году разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению принципов деловых отношений.

   Принципы деловых отношений  в России

Принципы личности

1. Прибыль важнее всего, но честь  дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними  и самоуважения. Уважение и самоуважение  даются выполнением принятых  деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия и  угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

Принципы профессионала

4. Всегда веди дело сообразно  средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем  основа предпринимательства и  ключ к успеху.

Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи  деловые разногласия до суда. Самый 

надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки.

Принципы гражданина России

7. Соблюдай действующие законы  и подчиняйся законной власти.

8. Для законного влияния на  власть и законотворчество объединяйся  с единомышленниками на основе  данных принципов.

9. Твори добро для людей, а  не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного  общественного признания.

Принципы гражданина Земли

10. При создании и ведении  дел а как минимум не наноси  ущерба природе.

11. Найди в себе силы противостоять  преступности и коррупции. Способствуй  тому, чтобы они стали невыгодны  всем.

12. Проявляй терпимость к представителям  других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие.

Основные проблемы становления этики деловых отношений в России:

внутренние и внешние барьеры.

Внутренние барьеры:

1. Скептическое и негативное  отношение к нововведениям.

2. Смещение ответственности на другого.

3. Неуверенность в своей моральной  последовательности.

4. Страх за конкурентоспособность.

5. Сомнение в том, что принципы  будут работать на практике, так  как они не имеют силы обязательного  исполнения.

Информация о работе Этические нормы организации. Этика руководителя