Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:05, реферат
Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей2.
1. Мировоззрение и идеология
2. Общечеловеческие ценности
3. Национально-государственное самосознание и патриотизм
4. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА
ИДЕОЛОГИИ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
1. Мировоззрение и идеология
2. Общечеловеческие ценности
3. Национально-государственное самосознание и патриотизм
4. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
Мировоззрение и идеология
Применительно к отечественной
традиции принципиальное значение приобретает
осмысление и содержательная характеристика
основных приоритетов идеологического
процесса, его ценностных ориентиров
и мировоззренческих оснований,
сущности государственной идеологии,
воспитательного потенциала и механизмов
формирования политической культуры и
политической социализации личности,
приоритетов социально–
Подобно тому, как мировоззрение
представляет собой систему взглядов
на мир в целом и место человека
в нем, идеология в обобщенной
форме выражает систему взглядов,
представлений и идей об основах
социально-политического
Идеология способствует формированию
и развитию политического сознания
людей (индивидуального и
Общечеловеческие ценности
Cовременная Беларусь представляет собой трансформирующееся или транзитивное общество, в котором пока еще не сформирована аксиологически ориентированная государственность, целостная система мировоззренческих ценностей, приемлемых для людей, познавших горечь и разочарование крушения кумиров и иллюзий, тяжелое испытание Чернобыльской трагедией и человеческого бытия "на изломе", в эпоху "великих перемен". С одной стороны, возникают новые, демократические модели мировосприятия, с другой стороны, пока еще сохраняются мировоззренческие стереотипы коммунистических идеологем. Парадоксы и разочарования новых идеалов и ценностей сочетаются с непреодолимым желанием отказа от модели «жить по-старому». Но из этого не следует, что мы должны отказаться от рационального осмысления происходящего, от веры в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личностного и социального сознания на разумных началах, ибо разум, а значит мораль, совесть, справедливость являются значимыми для нас до тех пор, пока они определяют нашу личную и социальную позицию и поведение, ибо то, что создано разумом, может быть достойно использовано лишь в том случае, если в этом использовании разум же участвует.
Необходимость поиска новых мировоззренческих структур отношения к миру стала лейтмотивом XX Всемирного конгресса (10-16 августа 1998 г. Бостон, США) выступила идея обращения к человеческому разуму, его защиты, а через обращение к разуму — примирению человечества, его воспитанию. Просветительская тема конгресса "Пайдея: Философия в воспитании человечества" подчеркивала необходимость рационального осмысления происходящего в мире, поиска путей сосуществования в рамках альтернативных взглядов и подходов, решения глобальных проблем, воспитания человечества и особенно молодого поколения в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур и терпимости по отношению друг к другу, открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, гибкой, а не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов. Первый в XXI столетии XXI Всемирный философский конгресс «Философия лицом к мировым проблемам» (август 2003) также призывает человечество к рациональному переосмыслению происходящих в мире процессов и к согласию.
Права человека являются главной
общечеловеческой ценностью гражданского
общества. Права человека – политические,
гражданские, социальные, экономические
и культурные – впервые были закреплены
в виде Всеобщей декларации прав человека
в резолюции Генеральной
В Конституции Республики Беларусь записано (ст. 2), что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Другим принципиальным положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции и в Разделе II «Личность, общество, государство».
Закрепление прав и свобод
человека произошло в таких законах,
как: Закон о правах ребенка; Закон
о свободе вероисповедания и
религиозных организациях; Закон
о национальных меньшинствах; Закон
об общественных организациях и др.
Человек, его права и свободы
в нашей стране конституционно провозглашены
в качестве «высшей ценности», которую
государство обязано
Национально-государственное самосознание и патриотизм
Фундаментальными приоритетами
и консолидирующей идеей
Необходимо учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе. Здесь важно осмысление геополитического положения Беларуси, располагающейся на стыке двух культур, двух цивилизаций — Востока и Запада. Восточные славяне, находясь на перекрестке мировых цивилизаций, подобно другим "контактным" государствам и обществам, занимавшим такое же положение (Древний Рим, Византия, Эллинский Восток и т. д.), находились в состоянии "дрейфующего общества", постоянного "раскачивания" между двумя космосами — Востоком и Западом, и несли болезненное и порою трагическое бремя его маятникового движения. Но отсюда и в высшей степени необходимые для сохранения современной цивилизации фундаментальные черты, например, белорусского народа — его толерантность, гибкость, уступчивость, открытость, жертвенность, доброта, совестливость, или широта, открытость, антиномичность, свойственные «русской душе».
Возможно, на современном этапе цивилизационного развития с его тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит и отрицанием европоцентризма, именно славянский мир сможет сыграть ведущую роль творческого посредника между Востоком и Западом, и тем самым послужит их интеграции, пониманию, а не противостоянию и желанию подчинить друг друга. Находясь же на перекрестке цивилизаций и в силу своего геополитического статуса, став местом встречи Востока и Запада уже внутри славянства Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.
В своей национальной культуре
белорусский народ, как и другие,
выражают свою индивидуальность, придавая
отдельным элементам культуры общенациональный
тон. С точки зрения общей теории
систем, лишь достаточно сложная система,
обладающая значительным числом элементов,
жизнеспособна и перспективна в
своем развитии. Поэтому развитие
национальных культур, а на ее основе
высшей национальной идеи и самостоятельного
развития способствуют динамичному
развитию мировой культуры и цивилизации
в целом. Это не противоречит идее
глобализации жизненного мира и современной
истории, ставшей одной из центральных
тем 90-х годов. Глобализация представляет
собой сложный и многомерный
процесс, проявляющийся в экономической,
политической, информационной и культурной
универсализации, когда территориальность
исчезает как организующий принцип
социальной и культурной жизни. Заметим,
что в данном случае скорее следует
говорить об осмыслении диалектики локального
социально-культурного
Фундаментальную роль в становлении
белорусской государственности
играют культурные традиции, которые
актуализируют национальную историческую
память, гарантирующую преемственность
общечеловеческого и
Белорусская культура, подобно русской, формировалась как культура синтетическая, как культура, которая достаточно легко ассимилировала в себе влияния других культур. В силу своего географического положения, она в значительной степени толерантна и восприимчива к чужой, иной позиции, а, следовательно, динамична и мобильна в своих содержательных аспектах. Беларусь, как и Россия, всегда выступала как неповторимое единство двух начал — активного и пассивного в силу своей устремленности духовными интенциями на Запад, и укорененности материальных оснований в общинных укладах Востока.
В белорусской культуре имеются реальные предпосылки для осуществления гармоничного единства восточной и западной традиций по отношению к природе. В контексте современной экологической проблематики, связанной с постчернобыльским существованием наших народов, осуществляется пересмотр существующих ценностей и идет поиск новых мировоззренческих ориентации, и в частности, отказ от использования силы по отношению к природе, характерной для западноевропейской цивилизации в отличие от восточной культуры, где воплощались идеи гармонии человека и природы, бережного к ней отношения. Такие представления о гармоничном взаимоотношении человека и природы, отказ от использования силы по отношению к природе, человеку и обществу в целом, формирование толерантности и взаимопонимания, поиск консенсуса между человеком и остальным миром, которые утверждаются в силу чернобыльской трагедии в современной культуре, могут стать ведущими аксиологическими основаниями будущего цивилизационного развития. Уникальная и неповторимая национальная культура, опирающаяся на национальные духовные принципы, способна стимулировать духовно-возвышающие человека ценности.
В становлении государственности
важное место занимают приоритеты социально-политической
консолидации общества, основывающиеся
на реализации демократических принципов
разделения законодательной, исполнительной
и судебной ветвей власти; соблюдении
прав и политических свобод человека;
адаптации демократических
Продолжение демократизации
белорусского общества и достижение
политической консолидации и стабильности
предполагает постепенный переход
к подлинному народовластию; гарантию
свободного политического выбора, создание
и развитие частной собственности;
численное наращивание среднего
класса; совершенствование
Для формирования устойчивой
и ценностно ориентированной
государственности важен
Поскольку общество является
именно такой сложноразвивающейся
системой, то при управлении социальными
процессами с этой точки зрения необходимо
учитывать, что: переход от прошлого
к будущему совершается здесь
через достаточное проявление случайности
и переход от неустойчивости (хаоса)
к устойчивости (порядку); малейшие
(слабые) изменения структурных
Из этого следует, что без государственного управления и регулирования сложными социальными процессами (экономическими, политическими) невозможно устойчивое динамическое состояние общества, необходим конструктивный синтез компонентов планирования с наличием демократических свобод, «степени свободы», «веера возможных выборов» развития различных сфер культуры и экономики, их многовариантного развития, а не однозначно заданного вектора. Согласно синергетике*, будущее состояние системы открыто, оно детерминировано настоящим, и вместе с тем будущее присутствует в действительности. Динамика социальных процессов определяется не только прошлым состоянием системы, но и будущим. «Память о будущем», воспоминания о будущем заложены в свойствах самой среды. Наши установки сейчас нас ориентируют, образцы процессов задаются до самих процессов. Детерминация будущим может сыграть решающую роль («Прошлое еще впереди» — пронзительно прочувствовала и отметила М. Цветаева).
Информация о работе Мировоззренческая основа идеологии Белорусского государства