Политическая культура и политическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Термин «политическая культура» появился в XVIII в., хотя теория сформировалась позже — в 50-60-е гг. XX в. Существует множество определений и подходов к этому феномену, но общепризнано, что политическая культура является частью общей культуры. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, специфический способ человеческой деятельности вырабатывается в ходе исторического развития, влияет на способ осуществления власти и, в свою очередь, зависит от политических преобразований. Через политическую культуру осуществляется присоединение личности к политической системе и политической деятельности.

Содержание

Политическая культура.
Политическое поведение и участие.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Университет  Геодезии и Картографии

 

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По политологии и  социалогии

На тему:

“Политическая культура и политическое поведение”.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ст-ка 5 курса СПГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011г.

 

Оглавление.

 

 

  1. Политическая культура.
  2. Политическое поведение и участие.
  3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическая  культура

 

 

  Термин «политическая культура» появился в XVIII в., хотя теория сформировалась позже — в 50-60-е гг. XX в. Существует множество определений и подходов к этому феномену, но общепризнано, что политическая культура является частью общей культуры. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, специфический способ человеческой деятельности вырабатывается в ходе исторического развития, влияет на способ осуществления власти и, в свою очередь, зависит от политических преобразований. Через политическую культуру осуществляется присоединение личности к политической системе и политической деятельности.

 В политологии можно выделить  два подхода, в рамках которых  идет дискуссия о политической  культуре. Оба определяют ее через  понятие «ценности», но понимают по-разному.

 Первый — объективный — подход осуществляется в рамках структурного функционализма (Т. Парсонс), когда ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие в обществе и в малых группах. Ценности объективны и исследуются в той мере, в какой поддерживают нормальное функционирование системы. Сторонник этой позиции Д. Истон выработал представление о политической культуре как совокупности лишь тех верований и представлений, которые явно определяют политические действия.

 Второй — субъективный, психологический  подход (Г. Алмонд и С. Верба)  — рассматривает политическую культуру как систему политических ориентации и убеждений, присущих той или иной личности. Эти ориентации (ценности) могут не разделяться большинством членов этого общества, даже противодействовать функционированию режима. Главное — они есть в индивидуальных сознаниях. На путях синтеза этих подходов — «объективистского» анализа системы ценностей и анализа личных ценностей — лежит дальнейшее изучение политической культуры.

 Заслуга сторонников политико-культурного  подхода состояла в том, что  они предприняли попытку поставить в центр политологических исследований человека с его заботами, интересами, эмоциями, стереотипами, мифами и т. д. В рамках этого подхода удалось соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии и т. д.

 Политическое сознание и  политическое поведение — элементы  структуры политической культуры. В ней можно выделить следующие  компоненты.

 Ценности. Они  придают смысл поступкам субъекта политического действия, выступают как мотивационный базис политической культуры. Их разрушение способствует деградации культуры, регулирующей поведение людей, толкает их на поиск иных ценностей. Для определения характера политической культуры важную роль играют:

  • во-первых, ценности порядка, ориентирующие на поддержание стабильности социальной системы, и ценности развития, ориентирующие на изменения;
  • во-вторых, ценности равенства, обеспечивающие равные условия или возможности для всех, и ценности свободы, снимающие ограничения с деятельности личности.

 В реальной политической  культуре преобладает тот или  иной вид ценностей. Для России  сложился сдвиг в сторону ценностей  изменения и равенства, хотя  события последнего времени говорят  о тенденции сдвига в сторону порядка и равенства в глазах значительной части общества.

 Дополнительную окраску ценностям  придают характерные для той  или иной социальной группы  типичные представления: о политической  системе и ее институтах, о  политическом режиме, механизме  власти и управления, о принятии решений и их реализации, о носителях властных полномочий, о своем месте в политической жизни и т. д.

 Установки. Они способствуют  переводу представлений и ценностей  в плоскость практической реализации. Политическая установка —  это отношение субъекта к политическим явлениям (например, стремление к получению политических знаний" или негативное к этому отношение; установка на активное или пассивное участие в политической деятельности);

 Поведенческий аспект. Включает  образцы или стереотипы политического поведения. Поскольку на готовность субъекта к типу политического действия влияют политические ориентации, постольку выделяют три доминирующих типа поведения: политическое отчуждение, политически пассивное, политически активное.

 Нормы политической культуры. Отражают укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения. Через нормы осуществляются регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация и т. д. В политике ведущая роль принадлежит не нормам-обычаям, а нормам-предписаниям, специально установленным для регулирования политических отношений, например программам партий, регламентам деятельности органов власти. Видом норм являются политические символы (эмблемы политических партий, гербы, гимны государств), которые выполняют объединяющую и мобилизующую роль.

 При изучении политической  культуры в качестве источников  информации используются опросы, интервью, контент-анализ документов (от выступлений государственных деятелей до детских рассказов), передачи телевидения, литература, рок-музыка, юмор, слухи, анекдоты, кино и т. д.

 Любая политическая культура  отражает интересы, общественное  положение и особенности исторического  развития соответствующей социальной  общности, нации, региона и других субъектов политической жизни. Для отражения процесса изменения политической культуры вводится понятие типа политической культуры.

 Для анализа и сравнения  политических культур используется  типология, предложенная Г. Алмондом  и С. Вербой. Они выделяют три основных типа, сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

  1. патриархальная политическая культура — отсутствие интереса к политической жизни;
  2. подданническая политическая культура — сильная ориентация на политическую систему, сочетающаяся со слабым участием граждан в ее функционировании;
  3. активистская политическая культура — ориентация на политическую систему и активное участие в ней.

 На практике эти типы взаимодействуют,  образуя смешанные формы. В современном обществе господствуют второй и третий типы.

 Развивая указанную типологию,  В. Розенбаум (США) выделяет: фрагментированные  и интегрированные типы политической  культуры, между которыми находятся  различные модели и промежуточные  типы.

 Фрагментированная политическая культура характеризуется отсутствием консенсуса относительно основополагающих принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в Северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Этой культуре свойственны идеологическая непримиримость и бескомпромиссность между конфликтующими группами, нежелание выработать общепринятые правила политической игры.

 Интегрированная политическая  культура отличается сравнительно  высокой степенью согласия по  основополагающим вопросам политического  устройства, преобладанием гражданских  процедур в улаживании споров  и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма.

 Типы политической культуры  сменяются не сразу. Переходные  периоды характеризуются многообразием  политических ориентации, частой  сменой политических предпочтений, вспышками экстремизма с использованием крайних форм (забастовки, голодовки, митинги). В этот период меняются социальные нормы, регулирующие поведение. Это свойственно и российской политической культуре.

Политическая культура выполняет  в обществе определенные функций:

  1. идентификация — реализация потребности человека в понимании групповой принадлежности;
  2. ориентация — объяснение смысла политических явлений;
  3. адаптация и социализация — освоение навыков поведения для реализации своих прав;
  4. интеграция — сохранение ценностей государства через интеграцию интересов групп;
  5. коммуникация — взаимодействие субъектов и институтов на основе символов, стереотипов.

 Для политической культуры  общества характерны фрагментарность,  наличие субкультур. Речь идет  об особенностях политической  культуры отдельных общественных групп (по социальным, этническим, демографическим, ролевым и другим признакам) в их отношении к государству, власти, политическим партиям, которые обусловлены различным положением этих групп в обществе. Наиболее важное значение, имеет субкультура элит, лидеров с точки зрения их умения выражать общенациональные интересы, связанные с прогрессивным, демократическим вектором развития общества.

 В современных условиях России  точнее говорить не о переходе  к демократической политической  культуре, а о формировании демократической субкультуры, рядом с другими все еще влиятельными субкультурами — национал-консервативной и коммунистической.

 

2. Политическое поведение и участие

 

 Политическое поведение — это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

 Политическое участие — это  влияние граждан на функционирование  политической системы, формирование политических институтов и выработка политических решений. К политическому участию можно отнести: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

 Наиболее подробную классификацию  типов политического участия  предложил английский ученый  А. Марш.

 Выделяются два основных  типа политического участия: ортодоксальное и неортодоксальное.

  • К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также предъявление требований к ней, выраженных в законных формах.
  • К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований и направленные против политической системы (протестное поведение).

 В отдельный тип выделяются  политические преступления, т. е.  политическая деятельность с  использованием нелегитимного насилия.

 Сходную с А. Маршем позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и не конвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

 К конвенциональному участию  он относит голосование, участие  в работе партий и избирательных  кампаниях, участие в политической  жизни общества, контакты с официальными  лицами.

 В не конвенциональное участие  он включает участие в демонстрациях,  бунтах, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Не конвенциональное участие подразделяется на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги и т. п.) и насильственные формы политического участия (терроризм, бунт и т. п.).

 Сочетания  форм политического участия (приемлемые  и неприемлемые) и степеней активности (активное и пассивное) позволяют  получить четыре типа политического  участия.

 Политическое  участие часто подразделяют на  автономное и мобилизационное.

 Автономное  участие — это свободная добровольная  деятельность индивидуумов, преследующих  личные и групповые интересы.

 В отличие  от него мобилизационное участие  носит принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы, его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов, поэтому в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Информация о работе Политическая культура и политическое поведение