Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:22, реферат
-Политическая культура: понятие, структура, функции
- Содержание политической культуры
-Политическая культура и характер власти в обществе
Введение.
Основная часть:
-Политическая культура: понятие, структура, функции
- Содержание политической культуры
-Политическая культура и характер власти в обществе
3. Заключение.
4. Список литературы.
Ценности и примеры прогрессирования, складывающиеся в политической культуре общества в изменяющихся условиях, могут стать выражением нового содержания». Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные социально-психологические феномены, которые или входят в структуру политической культуры, или соответствующим образом отражаются и преломляются в ней. К ним относятся: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.
Политическая традиция
— важнейший элемент хранения,
воспроизводства, передачи и закрепления
социально-политического опыта
Фиксация политически значимых представлений и действий в виде массовых привычек, обычаев, составляющих содержание традиций, сопровождается нередко закреплением случайного, ненужного, ошибочного. Традиции, т.о., несут в себе не только ценный опыт, но и то, что не соответствует изменившимся условиям, что отжило.
Наряду с сохраняющимися ценностями для всех времен и поколений существуют и изжившие себя традиции, воспроизводящие устаревшие формы. Оставаясь в силу известной инерции, отставания и консервативности обыденного сознания, такие традиции превращаются в тормоз общественного прогресса. Традиции выступают той своеобразной силой, которая обладает способностью организовывать сознание и деятельность различных субъектов политики. Организующая роль традиций обусловлена также социально-психологическим фактором. В них люди видят концентрированную мудрость многих поколений, коллективный практический опыт. Поэтому независимо от того, насколько ценны традиции в конкретных условиях, им доверяют как образцам, обладающим социальной надежностью. Их авторитет и устойчивость придают традициям силу стабилизирующего фактора политической жизни.
Политические обряды
наряду с обычаями и политическими
праздниками выступают формами
реализации традиций политической культуры.
Их цель состоит в том, чтобы при
помощи символов и символических
действий выразить, передать, закрепить
традиционные для субъектов политики
идеи, идеалы, нормы, вызвать у участников
действий определенные чувства, настроения,
переживания, создать соответствующую
морально-психологическую
К ним относится,
например, обрядовое оформление
событий национального и
К ритуализированным
актам относятся, например, вручение
верительных грамот, церемонии вступления
в должность политических лидеров,
принесение присяги и т.д. Система
используемых в обрядах символов
создает устойчивое отношение к
политическим ценностям, опосредуя
через них действие общественного
мнения на индивидов. При этом все
участники обрядов выступают
в роли не зрителей, а действующих
лиц ритуализированных
Через свободную аналогию с характером индивида национальный характер можно рассматривать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и традиций, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Изучение национального характера и традиций, несомненно, является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа.
3. Политическая культура и характер власти в обществе
В соответствии с
классификацией общественных явлений
по характеру власти оно может
трактоваться как демократическое,
авторитарное, тоталитарное или переходное
между этими основными
К основным ценностям относятся: «единая идеология», «политический порядок», «поддержка государственной политики», «политическое единство». Политический язык стандартизирован. Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы, полный контроль за деятельностью средств массовой информации и коммуникации, наличие разветвленной системы слежения и контроля за идеологией, публичными выступления и частными беседами о политике. Политический язык формализован и идеологически жестко определен. Историческими примерами такой культуры выступали политическая культура фашизма, сталинизма и др. Существуют и переходные модели политической культуры.
Одна из распространенных — переходная политическая культура: от авторитарной к демократической. На наш взгляд, российскую политическую культуру можно отнести именно к переходному типу культуры. Возможна также типологизация политической культуры общества как «либерально-демократической», «авторитарно-тоталитарной» и других «смешанных» разновидностей политической культуры. Рассматриваемый подход решает те задачи, на решение которых он, собственно, и нацелен. При его использовании определяется уровень «демократизации» соответствующей политической культуры. В то же время он не предполагает анализ цивилизационных и национальных особенностей политической культуры.
Другим его «узким
местом» является то, что «переходные»
модели политической культуры заведомо
выставляются «низшими» по сравнению
с «демократической»
Можно типологизировать политические культуры как рыночные и статистические. Первые рассматриваются в качестве разновидности свободного обмена политико-культурной деятельности граждан, вторые — характеризуются главенствующей ролью государственных институтов и организации политической жизни, а также определения условий политического участия индивида.
Было бы неправомерно
рассматривать политическую культуру
как систему только широко разделяемых
в обществе ценностей, убеждений
и символов, ограничивать ее лишь «позитивными»
установками в отношении
О политической субкультуре можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Политические субкультуры формируются на разных базах. Можно выделить национально-этнические политические субкультуры, которые характерны для районов компактного проживания этнических меньшинств. Не менее важно выделять и религиозно-политические субкультуры. Целесообразно также анализировать политические субкультуры рабочих, крестьян, среднего класса, предпринимателей, интеллигенции, элит, лидеров и т.д. Рассматривая проблему субъектов или носителей политической культуры, необходимо наряду с официальной или господствующей политической культурой выделять культуру политической оппозиции. Нельзя вполне охарактеризовать политическую культуру, не учитывая отношения людей к участию в политике. Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующей мотивации политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям, обстоятельствам и условиям действия личности в политической сфере. В этой связи особое значение приобретает способность личности уяснить для себя сущность политических проблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); ее умение использовать основные формы участия в политической жизни общества. Мера политической активности, глубина политического участия или отчуждения в обществе во многом зависит от уровня развития политической культуры людей.
Заключение
Гуманизм, нравственность в политике - стержневая идея политической культуры, источник ее формирования и развития, а демократизация - ее реальное основание, так как в конечном итоге она служит утверждению принципов реального гуманизма, составляющих критерий социальной эффективности общества.
Эти выводы имеют принципиальное значение для формирования новых подходов к типологии политической культуры. Поскольку в обществе политическая культура выступает, прежде всего, как культура политической власти на всех уровнях, уровень реальной демократии, гуманности человеческих отношений, нравственности политической культуры, власти - главные критерии политических культур.
Существует много типологических схем политической культуры, построенных на различных подходах к ней. На пересечении характеристик субъекта и объекта политической культуры вырисовывается личный профиль политических ориентаций опрашиваемого человека.
Теоретики школы Амионда и Вербы убеждены в том, что империческое исследование этих профилей, психологически соответствующих разным политическим системам, дает основания для типологии национальных политических культур, для их сравнительного анализа. Опыт типологии политических культур конкретизирует ее теория. Политическую культуру можно классифицировать по формационному и классовому признакам, по идеологическим основаниям, по отношению к социальному процессу, к демократии с точки зрения международных отношений.
С точки зрения масштабов
и характера влияния
Думается, что в
условиях демократического процесса развития
складывается новый тип политической
культуры, представляющий синтез исторического
опыта развития политических отношений.
Он формируется на месте декларировавшейся
"демократической", "единой и
единственной" политической культуры
социализма, а на деле - авторитарной,
статической и внутренне
Сегодня в нашей стране существует ряд конкурирующих политических субкультур. В ходе их взаимодействия в условиях демократического обновления общества и включения его в русло развития мировой цивилизации должна сформироваться политическая культура нового типа, основанная на демократической культуре достоинства. Вместе с тем политическая борьба в условиях демократии неизбежна. Но ее надо вести в рамках законности, сопоставления позиций, мирного разрешения возникающих конфликтов, взаимодействия различных политических сил.
Информация о работе Политическая культура личности и общества