Прагматизм политических воззрений Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является выявление характерных черт той эпохи, в которой жил и творил Н. Макиавелли, ознакомление с исторической справой о Н. Макиавелли, а также с его политической концепцией, изложенной в труде «Государь».

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1 Николо Макиавелли. Историческая справка ………………………… 6
2 Основное произведение Н. Макиавелли «Государь» .…………….... 10
3 Выдержки из работ Н. Макиавелли и комментарии к ним ………… 15
Заключение ……………………………………………………………… 17
Литература ………………………………………………………………. 18
Для рецензии …………………………………………………………….. 19

Вложенные файлы: 1 файл

кр по политологии 1.docx

— 39.94 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3

1 Николо  Макиавелли. Историческая справка ………………………… 6

2 Основное произведение Н. Макиавелли «Государь» .…………….... 10

3 Выдержки из работ Н. Макиавелли и комментарии к ним ………… 15

Заключение ……………………………………………………………… 17

Литература ………………………………………………………………. 18

Для рецензии …………………………………………………………….. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

От одного упоминания имени Макиавелли стынет кровь в жилах. Со дня его смерти прошло около 500 лет, но Макиавелли и зло по-прежнему являются практически синонимами. Однако Макиавелли не был злым человеком. И как мы увидим впоследствии, его политическая философия по своей сути не была злом. Она была лишь чрезвычайно реалистична.

Наша  реакция, скорее всего, характеризует нас, а не Макиавелли. Выдвинутая им философия искусства управления государством была изначально задумана как научная. Это означает, что в ней не было места для сентиментальности и сострадания, а, в конечном счете, и для нравственности.

Созданный Макиавелли шедевр, единственная работа, за которую его всегда будут помнить, – «Государь». Эта книга-совет адресована правителю и рассказывает о том, как нужно управлять государством.

Книга насыщена идеями и всесторонне рассматривает  обсуждаемую тему. Если вы управляете государством, ваша основная задача – удержать власть в своих руках и управлять государством с максимальной выгодой для себя. Макиавелли показывает, как это сделать, используя яркие примеры из истории и избегая при изложении малейших проявлений сентиментальности. Никаких проявлений мягкости характера: так гласит формула.

Политическая  философия Макиавелли косвенным  образом отражает его жизнь, время, в которое он жил, обстановку, которая  его окружала.

Много лет  подряд он активно участвовал в политической жизни Италии эпохи Ренессанса. Окидывая мысленным взором жизненный путь Макиавелли, мы видим, как проступают контуры его философских взглядов, контур за контуром, до тех пор, пока не появится полная картина. За написание Государя, работы, которая впоследствии будет признана шедевром, он садится, лишенный всякой надежды и пребывающий в полном отчаянии.

За несколько  месяцев, в состоянии наивысшего вдохновения, Макиавелли излагает на бумаге свою политическую философию, не утаивая самых смелых мыслей. На резкости изложения отразилась не только суровость политической жизни того времени, но и удар судьбы, который Макиавелли пережил незадолго до этого. Но эта работа не является просто политической философией того времени.

Макиавелли  выявляет стержень политической философии всех времен – от Александра Великого до Саддама Хусейна. И, как мы увидим впоследствии, работа также раскрывает одну из самых глубинных и волнующих истин, касающихся природы человеческого бытия. [5]

Целью данной контрольной работы является выявление характерных черт той эпохи, в которой жил и творил Н. Макиавелли, ознакомление с исторической справой о Н. Макиавелли, а также с его политической концепцией, изложенной в труде «Государь».

Основные понятия:

Государство – это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории.

Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения.

«Государь» – трактат великого флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются свойства характера, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

Деятельность государства – это такая сфера проявления интересов, чувств, настроений людей, групп, правительств, в которой действуют свои правила поведения, морали, отличающиеся от отношений между частными лицами.

Макиавеллизм – тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: «цель оправдывает средства».

Политика – искусство управления государством, сообществом, межгосударственными отношениями, сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства.

Прагматизм – в политике идеологическая установка на реализацию наличных социальнополитических ценностей, на практический успех, на положительный результат.

Секуляризация – в своем первоначальном значении означала установление светского контроля над делами, которые ранее считались прерогативой церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Никколо Макиавелли. Историческая справка

Никколо Макиавелли (1469-1527) родился и воспитывался во Флоренции (Италия), в семье юриста Он рос во времена «золотого века» флорентийской культуры, и в 1498 году стал секретарем и вторым канцлером Флорентийской республики. По долгу службы он бывал при дворе Людовика XII, короля Франции, и Максимилиана, императора Священной Римской империи.

Макиавелли  был свидетелем быстрого взлета и  падения Чезаре Борджиа, герцога Романского, и интриг Папы Римского Юлия II.

В 1513 году Флорентийская республика пала, и  династия Медичи возвратилась к власти. Макиавелли был отстранен от общественной деятельности, обвинен в заговоре, подвергнут пыткам и приговорен к тюремному заключению. После освобождения он возвратился в свое поместье, где жил вместе с женой и шестью детьми, посвящая все свое время литературному творчеству. Его самая известная книга «Государь», изданная в 1513 году, посвящена Лоренцо Медичи, правителю Флоренции. Макиавелли надеялся этой книгой произвести благоприятное впечатление и вернуться к общественной деятельности, но его затея не увенчалась успехом.

Макиавелли  жил в бурные времена. Он наблюдал взлеты и падения правителей; города быстро разрастались, но затем их еще быстрее разрушали. Политическая ситуация напоминала времена Платона, когда греческие города-государства воевали за право доминировать.

В эпоху  Возрождения итальянцы фатально верили в судьбу – фортуну. Фортуна казалась им красивой женщиной, которую надо покорить и которой необходимо угождать. Фортуна осуществляла контроль над событиями, но никто не мог контролировать ее. Это было время, когда многие ученые и государственные деятели всерьез задавались вопросами: «Определяют ли нашу судьбу звезды или она не зависит от нас?»; «Дает ли нам судьбу Бог или же мы сами творим свою судьбу?»

Широкое распространение получил термин «макиавеллизм», под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: «цель оправдывает средства».[4]

Политические  позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. В условиях раздробленной  Италии XVI в. необходимы были, по мнению Макиавелли, и жесткая диктатура власти, и насилие в отстаивании идеалов республики, и использование иных мер, которые в другие времена были бы неоправданны.

На этапе  раннебуржуазного развития политика, как и другие сферы общественной жизни, начинает осознаваться как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности. Ренессансные концепции общества и государства отрывались от своей теологической основы, бывшей господствующей в средние века. Одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества, был Макиавелли.

Мыслитель из Флоренции в своих произведениях фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции – момент преодоления синкретизма Возрождения. Так, из человеческих мотивов поведения на первое место выносятся два: страсть к приобретению (собственничество) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два интереса, первый из которых является преобладающим, учитываются не только при анализе поведения отдельных личностей, но и поведения широких масс. Деятельность собственника дистанцируется от деятельности власть имущих, но последние продолжают сохранять свою опеку. «Он (государь) должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства». [3]

Еще более  определенно Макиавелли отделял  политику от религии и морали. Им было положено начало секуляризации политической мысли, ее освобождению от теологии. В своем взгляде на соотношение церкви и государства он резко расходился со средневековыми представлениями и ставил религию на службу государству, а не государство на службу религии.

Макиавелли  стал на исторически перспективную  точку зрения в важнейшем для Европы XVI-XVIII вв. вопросе о соотношении религиозной и государственной власти и обосновал определяющую роль светской власти. Политика имеет свои закономерности, которые должны изучаться и осмысливаться, а не выводиться из теологических постулатов, из Священного Писания. Макиавелли не выявляет природу экономической власти. Но есть анализ человека «политики», включающего в себя то, что позднее было названо Вебером понятием социальной роли и ролевой функции, которые, так или иначе, соотносятся с понятием личности новоевропейского типа и культуры, индивида, принадлежащего самому себе.

В традиционалистском обществе, как отмечают исследователи, нет «ролей», которые не сливались  бы с человеком в целом. Макиавелли, сконструировав абсолютно нетрадиционалистского индивида, таким образом, провозгласил смену принципов: принцип традиционализма уступал место принципу личности. Признавалась не только сила «Фортуны» (судьбы), обстоятельств, которые заставляют человека считаться с силой необходимости, но и сила «доблести» («вирту») – человеческой энергии, умения, таланта. «Вирту» – активное и ведущее начало в жизни человека и общества.

Макиавелли  вводит один из ключевых терминов политической науки – государство. Государство означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на политической повестке дня. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны лучшей формой является республика.

Деятельность государства – это такая сфера проявления интересов, чувств, настроений людей, групп, правительств, в которой действуют свои правила поведения, морали, отличающиеся от отношений между частными лицами.

Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и хитрости, коварства, обмана. «Надо знать, – пишет мыслитель, – что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». [3]

Макиавелли  удалось выявить ряд общих  закономерностей политической жизни, поэтому многие положения не утратили своего исторического значения и в наши дни. Его работа «Государь» является настольной книгой политических деятелей разных стран, что говорит о прозорливости автора и глубине его идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основное произведение  Н. Макиавелли «Государь». Понятие «Макиавеллизма»

Как уже  говорилось выше, основное произведение Макиавелли «Государь» и сегодня является настольной книгой для многих политических деятелей, служит своеобразным сводом правил политического властвования.

Главная цель – сильное государство, во главе  которого стоял бы идеальный государь. Его главной целью было стремление к постоянному укреплению своей власти в государстве, он должен был использовать любые средства и при необходимости проявляет жестокость, но в этом случае если это на благо общества. Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие, он принимает во внимание законность любой цели. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства, это создание и сохранение государства.

Макиавелли  собрал весь свой опыт касательно тех  качеств, какими должен обладать правитель, средств и методов, к которым  он должен прибегать в своем произведении «Государь».

Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввел термин «государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город, империя, королевство, республика, княжество… Наилучшая форма правления – республика,  но государству, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством» [2, гл. IV] также отданы симпатии автора. Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства, управляемые единолично, у него делятся на унаследованные и новые. Наследному государю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам. 

Что Макиавелли говорит о войске: «Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» [2, гл. VI]. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы. Военное дело – единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. «Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным» [2, гл. XIV]. Если государь не будет разбираться в военном деле, то он будет терпеть много бед (не будет пользоваться уважением войска, не сможет на него положиться и т.п.). «Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время придаваться им еще больше, чем в военное» [2, гл. XIV].

Информация о работе Прагматизм политических воззрений Н. Макиавелли