Система авиационной безопасности в гражданской авиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Гражданская авиация - одна из транспортных структур наиболее подверженная чрезвычайным происшествиям, таким как пожары, акты незаконного вмешательства и другие негативы, пагубно влияющие на работу данной отрасли в целом. Как следствие, гражданская авиация вынуждена оснащать свою территорию, здания и помещения, а также технический и обслуживающий персонал по последнему слову современной техники.
Этому служат следующие предпосылки:
- наличие реальности захвата и угона ВС за границу представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа;
- захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели;
- выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….….3
1 Система авиационной безопасности в гражданской авиации………………..5
1.1 Терроризм на воздушном транспорте…………………………………..5
1.2 Система физической защиты ……………………………………….…..9
2 Интегрированные системы безопасности ……………………………….…..12
2.1. Общие сведения об интегрированных системах безопасности аэропорта…………………………………………………………………...12
2.2 Уровни интеграции ……………………...…………………………....16
3 Система охраны периметра, как часть интегрированной системы безопасности …………..………………………………………………..…...19
3.1 Основные элементы и принцип действия системы охраны
периметра…………………………………………………………………...21
3.2 Анализ существующей интеграции подсистем ИСБ в аэропорту «Уфа»…………………………………………………………………………….24
3.3 Предлагаемый уровень объединения подсистем ИСБ……………...26
4 Расчет затрат на внедрение предлагаемой системы
безопасности …………………………………………………………….…..…..28
Заключение……………………………………………………………………29
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

RAZRABOTKA_OKhRANY_PERIMETRA_INTEGRIROVANNOJ_SIS.docx

— 641.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….……………….….3                                                                              

1 Система авиационной безопасности в гражданской авиации………………..5

1.1 Терроризм на воздушном  транспорте…………………………………..5

1.2 Система физической защиты ……………………………………….…..9

2 Интегрированные системы безопасности ……………………………….…..12

        2.1. Общие сведения об интегрированных системах безопасности аэропорта…………………………………………………………………...12

        2.2 Уровни интеграции ……………………...…………………………....16

3 Система охраны периметра,  как часть интегрированной системы безопасности …………..………………………………………………..…...19

3.1 Основные элементы и принцип действия системы охраны

периметра…………………………………………………………………...21

3.2 Анализ существующей  интеграции подсистем ИСБ в  аэропорту «Уфа»…………………………………………………………………………….24

3.3  Предлагаемый уровень объединения  подсистем ИСБ……………...26

4 Расчет затрат на внедрение предлагаемой системы

безопасности …………………………………………………………….…..…..28

     Заключение……………………………………………………………………29                                                                     

     Список использованных источников……………………………………….31

     Приложения…………..………………………………………………………32     

 

 

 

Введение

Сегодняшний терроризм разносторонен. Он в основном нацелен на одно из самых эффективных средств передвижения - воздушный транспорт.

Гражданская авиация - одна из транспортных структур наиболее подверженная чрезвычайным происшествиям, таким как пожары, акты незаконного вмешательства и другие негативы, пагубно влияющие на работу данной отрасли в целом. Как следствие, гражданская авиация вынуждена оснащать свою территорию, здания и помещения, а также технический и обслуживающий персонал по последнему слову современной техники.

Этому служат следующие предпосылки:

- наличие реальности  захвата и угона ВС за границу  представляет минимальную опасность  для преступника и большую  угрозу жизни пассажиров и  экипажа;

- захват и  угон ВС расценивается преступником  как одно из результативных  средств достижения задуманной  им цели;

- выполнить преступные  действия террорист способен  при использовании минимальных  сил и средств;

- действующие  группировки преступников считают  захват ВС наиболее легким  и дешевым способом приобретения  популярности, освобождения отбывающих  наказание террористов, получения  выкупа;

- в случае  катастрофы большинство пассажиров  погибает, террорист остается анонимным  лицом.

- ВС представляет  значительную ценность для государства, легко поступиться которой оно  не может;

- последствия  от терактов на воздушном транспорте, как правило, очень тяжелы.

Через аэропорты, пункты контроля, пассажирские салоны и пилотские кабины воздушных судов проходит сегодня фронт борьбы с терроризмом.

Следовательно, тема  «Разработка охраны периметра интегральной системы безопасности аэропорта» на данный момент является актуальной, потому что каждый акт незаконного вмешательства влечет за собой потери людские и материальные, что влечет за собой тяжелые моральные, экономические и даже политические последствия.

В курсовой работе рассматриваются интегрированные системы безопасности (ИСБ), их назначения, состав, какие функции они выполняют и разрабатывается охрана периметра аэропорта.

Итак, целью данной курсовой работы является - разработать схему охраны периметра интегрированной системы безопасности аэропорта 5 класса.

         При реализации поставленной цели были рассмотрены ряд проблем, которые позволяют:

  • изучить АБ, понять от чего она зависит и она чем достигается. Проанализировать состояние авиационной безопасности на основе статистических данных АНВ в деятельность ГА. И сделать вывод о необходимости совершенствования системы безопасности аэропорта;
  • изучить существующие ИСБ, причины их появления и технические возможности, а также требования АБ к ним. Решение данных проблем предоставляется во второй главе работы;
  • проанализировать требования ГОСТа к системе охраны периметра, как структурному элементу ИСБ. Состав и принцип работы существующих, наиболее часто применяемых, схем элемента. Анализ предлагаемой схемы, которая удовлетворяет всем заданным требованиям. Описание её работы, принцип действия элементной базы представлены в третей главе;      
  • рассчитать экономические затраты при внедрении предлагаемой системы охраны периметра в четвертой главе работы.

 

1 Система авиационной безопасности в гражданской авиации

1.1 Терроризм на  воздушном транспорте

Федеральным законом Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ дано понятие терроризма.

Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений».

По данным статистики в Российской Федерации (РФ) количество актов незаконного вмешательства в деятельность отечественной гражданской авиации продолжает оставаться высоким.

1.    За 22 года (с 1958 по 1979 год) на территории бывшего СССР совершено 28 АНВ (22 случая попыток захватов воздушных судов (ВС) и 6 случаев захватов и угонов ВС).

2.    За последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) совершено 283 АНВ (15 случаев попыток захвата ВС, 5 случаев захвата и угона ВС и 263 угрозы в адрес ГА), т.е. в 10 раз больше, чем за предыдущие 22 года.

В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток захватов и угонов ВС.

  1. Всего за 6 лет (с 1990 по 1995 год) произошло 62 случая захвата и угона ВС, что составляет примерно 33% от зафиксированных аналогичных случаев в мире (свыше 180-ти).
  2. В последнее десятилетие XX века в гражданской авиации России совершено более 1500 АНВ, что почти в 5 раз превышает уровень АНВ за все предыдущие 33 года, начиная с 1958 года, когда был зафиксирован первый случай попытки захвата на территории СССР гражданского воздушного судна.

Рисунок 1  Количество жертв террористических актов в Российской Федерации

Таким образом, с каждым годом появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС и объектов воздушного транспорта, а также другие инциденты. Характер преступлений становится более организованным и жестоким, и с терроризмом необходимо бороться.

Большую роль в обеспечении безопасности полетов и защиты от террористических актов занимает такая служба аэропорта, как  авиационная без опасность. 

     Авиационная безопасность (АБ) - комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, т.е. - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Система авиационной безопасности состоит из следующих элементов:

- нормативно-правовые  документы,

- люди, то есть  сотрудники САБ,

- материально-техническое  обеспечение.

Любая безопасность, тем более авиационная, начинается с законодательства. Законодательная база функционирования российской системы авиационной безопасности базируется на трех основных источниках:

  1. Международные правовые акты и документы по авиационной безопасности (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства и Правила ИКАО)
  2. Правовые акты Российской Федерации, связанные с безопасностью и авиационной безопасностью (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);
  3. Нормативные и руководящие документы по обеспечению авиационной безопасности, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ (Федеральной авиационной службой России).

В зависимости от статуса и класса аэропорта, выполняемого им объема перевозок, структура службы авиационной безопасности может быть различной, но в ее составе в большинстве случаев имеются структурные подразделения (группы, отделы).

АБ обеспечивается САБ и подразделениями военизированной охраны аэропортов и авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Чтобы подробно ознакомиться с деятельностью данной службы, рассмотрим её типовую структуру. (Рис.2).


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2 Типовая структура САБ аэропорта

 

Численность сотрудников службы авиационной безопасности определяется руководителем аэропорта, исходя из объема и характера выполняемых задач, с учетом классности аэропорта, количества пунктов досмотра, постов и их дислокации.

Аэропорт 5 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий (МВЛ). Он принимает самолеты взлетной массой до 10 тонн, такие как Ан-2,    Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т.п.

Пассажиропоток такого аэропорта колеблется от 150 до 600 тысяч пассажиров в год.

Возможность совершения АНВ в деятельность ГА, ставит под угрозу жизнь пассажиров и экипажей воздушных судов, подрывает веру населения в безопасность полетов, поэтому для борьбы с терроризмом в аэропортах созданы службы АБ.

Таким образом,  нужно отметить, что одним из главных подразделений в данной структуре является охрана жизненно важных объектов и всей территории аэропорта в целом. Поэтому, чтоб преградить путь проникновения злоумышленника на  территорию особо важных объектов, необходимо усовершенствовать систему охрану периметра, которая является первым рубежом интегрированной системы безопасности.

Рассмотрим роль и место интегрированных систем безопасности в системе физической защиты в целом.

 

1.2. Система физической защиты

В современных условиях несанкционированные действия физических лиц: диверсантов, террористов, преступников, экстремистов представляют особую опасность, т. к. могут привести к возникновению большинства прогнозируемых угроз.

Система безопасности аэропорта должна включать меры безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства или для быстрого реагирования в случае таких актов. Цель состоит в том, чтобы меры безопасности осуществлялись, по возможности, таким образом, чтобы сохранить регулярность выполнения авиаперевозок. Дополнительные меры должны быть адекватны существующей угрозе, а также сводить к минимуму неудобства, причиняемые мерами безопасности пассажирам и посетителям аэропорта.

Методы террористов становятся с каждым годом все более изощренными, хорошо продуманными, отработанными, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать безопасности гражданской авиации. Именно поэтому в течение последних лет продолжается рост преступных актов воздействия на ГА.

Одной из эффективных превентивных мер по обеспечению безопасности особо важных объектов является создание автоматизированной системы охраны от несанкционированного проникновения физических лиц - системы физической защиты (СФЗ).

Система физической защиты (СФЗ) представляет собой совокупность правовых норм, организационных, направленных на защиту жизненно-важных интересов и ресурсов объекта от угроз, источниками которых являются злоумышленные физические воздействия физических лиц - нарушителей (террористов, преступников, экстремистов и др.)

В этом едином комплексе задействованы и люди (служба безопасности, силы охраны), и техника - комплекс инженерно-технических средств охраны (ИТСО) или комплекс инженерно-технических средств физической защиты (ИТСФЗ). От их четкого взаимодействия зависит эффективность СФЗ.

Информация о работе Система авиационной безопасности в гражданской авиации