Торонтской школы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:55, реферат

Краткое описание

Современные технологические инновации способствуют существенному усовершенствованию системы коммуникации и выводят её на качественно новый уровень. Основополагающее значение коммуникации в развитии истории сегодня становится всё более очевидным, и ученые всё чаще обращаются к идее о том, что коммуникация влияет на социум в большей степени, чем экономика или какая-либо другая сфера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ТОРОНТСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

§1.Гарольд Иннис

§2.Маршалл Маклюэн

1. Переход от устности к ранней письменности

2. Переход от письменности к печати
Нарциссический наркоз

3. Эпоха электричества: расширение центральной нервной системы, глобальная деревня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Торонская школа .docx

— 83.97 Кб (Скачать файл)

В дописьменные времена пронести знание через время представлялось возможным только при постоянной передаче информации из уст в уста, разными людьми, разными поколениями. Алфавит дал человеку возможность фиксировать любую информацию не в памяти, а отдельно от нее, на каком-то носителе. Произошло отделение знания от человека. Метафорически выражаясь, можно сказать, что алфавит «ампутировал» знание из сознания человека и заменил его «протезом» - физическим, осязаемым носителем этого знания. Тем самым алфавит спровоцировал куда более серьезную, внутреннюю трансформацию.

В дописьменную эпоху человек чувствовал себя частью окружающего мира, частью природы, частью племенной общины, живым носителем информации. Ощущая единство с окружающим миром, устный человек не разделял его на объекты и субъекты. Однако с возникновением алфавита и «ампутацией» знания, человек отделяется от окружающего мира и начинает рассматривать его как объект. Последовательное, линейное чтение букв в фонетическом алфавите – следствие возникновения письменности – привело к формированию у человека логического мышления. Наступила эпоха концептуализации. Человек начал обдумывать поступающую ему информацию и предпринимать попытки исторического осмысления событий.

Восприятие мира человеком, не освоившим письменность, и человеком грамотным кардинально отличаются. И Маклюэн объясняет это тем, что «Алфавит отдал первенство в слове визуальному компоненту, редуцировав все прочие чувственные факты устного слова к этой форме».
Для ранней письменности, допечатного периода, характерно появление мощных управленческих структур. Новый носитель информации есть не что иное, как институт, то есть совокупность норм в определенной области общественных отношений. Так как грамотность на момент возникновения письменности была очень низкой, нужны были люди, которые бы адаптировали и трактовали знание. Поэтому в обществе происходит разделение на классы: монополисты знания становятся привилегированным классом и сосредотачивают в своих руках власть, занимают в этот период властные позиции. Вернемся к уже рассмотренному примеру: в эпоху устности жрец был обычным человеком, а в письменном периоде он становится представителем высшего класса. Наличие привилегированных сословий, безусловно, предполагает наличие низших, ими стали люди, отдаленные от знания, что обусловило формирование рабовладельческого строя.

Таким образом, с возникновением письменности в мышлении человека, в его взгляде на окружающий мир и на себя, происходит мощнейший сдвиг, который Маклюэн объясняет тем, что «глаз» как способ восприятия и обработки информации заменил человеку «ухо». Однако возникновение алфавита было только фундаментом глобальных изменений, которые повлекло за собой развитие письменности. И здесь стоит обратить внимание на еще одну метафору, созданную Маклюэном для объяснения процессов, происходящих в сознании человека и обществе, запущенных благодаря появлению нового средства коммуникации.

 

2. Переход от письменности  к печати.

Маклюэн был глубоко обеспокоен тем, что адоптируя новое средство коммуникации, люди не задумываются о том, какие изменения оно вносит в их жизнь. Отсутствие желания и потребности замечать какие-либо преобразования Маклюэн назвал «нарциссическим наркозом». «В момент, когда новое, созданное средствами массовой коммуникации мироустройство становится всеобъемлющим и меняет наш сенсорный баланс, оно также становится для нас невидимым».

Переход от ранней письменности к печати как нельзя лучше иллюстрирует эти «не заметные человеку», но фундаментальные изменения, которые вносят в его жизнь инновационные технологии передачи информации.

Разумеется, переход от господствовавшей устной традиции к «грамотному» мышлению не был мгновенным. В «Галактике Гуттенберга» Маклюэн подробно рассматривает этот момент и обращает наше внимание на тот факт, что, уже освоив письменность, довольно продолжительное время люди придерживались традиции «акустического чтения». Это свидетельствует о том, что какая-то их часть все еще тяготела к устному, слуховому восприятию окружающего мира. Катализатором, ускорившим процесс перехода от слухового восприятия действительности к зрительному, стало изобретение печатного станка.

Новая технология позволила слуху и зрению существовать раздельно. Технология акустического чтения была вытеснена технологией «молчаливого» чтения, и устный диалог окончательно утратил то значение, которое имел в дописьменную эпоху. «Печать - инструмент отчуждения. Она дала человеку способность (= власть) действовать на расстоянии, не будучи обязанным реагировать, эмоционально участвовать и быть вовлеченным». Освоив технику «молчаливого» чтения, неподготовленный человек оказался один на один со знанием, у которого не было живого носителя.

Первым этапом развития книгопечатания стала книга. «Массовая» печать Библии привела к тому, что человек оказался лицом к лицу с Богом, с истиной без всяких посредников. Несмотря на то, что в средние века человек уже достаточно освоил технику чтения, некоторые черты дописьменного мышления все-таки оставались, в частности, человек по-прежнему воспринимал информацию интенсивно и сложно. Так, массовое чтение Библии и взаимодействие с информацией в форме доктрин неминуемо привело к возникновению огромного количества независимых церквей и церковных союзов, которые упрекали Католическую церковь в том, что она отошла от первоначальных христианских принципов. Фактически, распространение печатной Библии привело к тому, что Бог перестал быть тайной для человека, между ними воцарились новые отношения, что стало началом реформационного движения.

Другим «невидимым» человеку последствием появления печатной книги стало объединение разрозненных поселений, говорящих на диалектах, в единые страны и нации. «Именно типографическое расширение человека принесло национализм, индустриализм, рынок массовой продукции и всеобщую грамотность».

Появление книги сопровождалось появлением литературы на английском, французском, немецком и других языках. А распространение произведений на обширные территории повлекло сближение разных диалектов вокруг того или иного языка, что в итоге стало фундаментом для образования государств, говорящих на одном национальном языке.

В книге «Воображаемые сообщества» Бенедикт Андерсон – еще один ученый, причисляемый исследователями к Торонтской школе теории коммуникаций – описывает концепцию нации, согласно которой нация - это воображаемое сообщество, отличающееся от реального тем, что не может основываться на регулярном общении его членов «лицом к лицу», а существует, в первую очередь, в воображении индивидов, признающих свою принадлежность к нему. Индивидам, мнящим себя членами воображаемого сообщества, очевиден тот факт, что они и остальные члены данного сообщества, включаются в него посредством своих временных координат. Грубо говоря, каждый участник сообщества регулярно выполняет определенные действия (обычаи), не сомневаясь в том, что они одновременно дублируются множеством других людей, в чьем существовании он уверен. Что касается восприятия пространства, то отличительным признаком участника сообщества является способность мыслить себя в составе группы, живущей параллельной жизнью с другими группами людей, которые никогда ей не встречались.

Такое иррациональное чувство сопричастности к какому-то единству, нации, Андерсон связывал именно с распространением печатного текста – унифицирующего средства воображения, инструментом которого была книга.

В период позднего книгопечатания, в XVII веке, в Германии появилась первая печатная газета. Что стало очередной причиной мощных преобразований в мышлении человека.

Поскольку исторически сложилось так, что управляющий класс, обладающий монополией на знания, трактует и редактирует историю в соответствии со своими интересами, такое средство коммуникации, как книга, не могло служить объективным источником знаний о мире. Печатная газета стала тем инструментом, который помог человеку сформировать собственный взгляд на историческую действительность. Печатная газета, предназначенная отнюдь не только для руководящего класса, позволяла писать и редактировать историю в режиме реального времени.

Привычное восприятие действительности через идеологию и догму сменилось рефлексирующим восприятием. У человека появилась потребность применять логическое мышление, дарованное письменностью, к изучению окружающего мира.

Таким образом, мы можем видеть, что под воздействием инновационных средств коммуникации в сознании человека и, как следствие, в обществе и мироустройстве происходят существенные изменения. Однако в силу «нарциссического наркоза», которому подвергаются люди, находящиеся на стадии адаптации того или иного медиа, заметить их невозможно. Важно отметить, что данная метафора применима не только для объяснения событий эпохи книгопечатания, но и для объяснения событий более поздних исторических периодов, включая современный.

 

3. Эпоха электричества.

«В эпоху электричества, когда наша центральная нервная система, технологически расширившись, вовлекает нас в жизнь всего человечества и вживляет в нас весь человеческий род, мы вынуждены глубоко участвовать в последствиях каждого своего действия. Нет больше возможности принимать отчужденную и диссоциированную роль письменного человека Запада», - так Маклюэн в предисловии к книге «Понимание медиа: Внешние расширения человека» описывает то, что случилось с миром с появлением электричества. Оно разрушило Галактику Гуттенберга: с изобретением телеграфа печатное слово потеряло свое значение. Однако очередной стадией развития коммуникационных технологий, спровоцировавшей кардинальный сдвиг в сознании человека, Маклюэн считал именно возникновение телевидения. Он был первым теоретиком, который оценил роль телевидения в формировании общественного сознания.

Ученый утверждал, что телевидение снова вернуло человеку восприятие мира, основанное на чувствах. Именно телевидение, почти в обход логического мышления, смогло выстроить настолько мощную систему связи между транслируемыми образами и образами в сознании аудитории, что человечество фактически вернулось в дописьменный период рефлексирующего мышления. Информация, транслируемая с телеэкрана, практически не подвергается какому-либо обдумыванию, у человека попросту не хватает на это времени. Электрический сигнал в форме изображения достигает почти бесконтрольного эмоционального отклика со стороны аудитории с такой скоростью, о которой нельзя было и подумать в эпоху письменности или печати.

Самым ярким примером такого сильного эмоционального вовлечения можно считать рекламу. Для эпохи телевидения характерно развитие рынка рекламы. Правильное создание рекламных видеороликов предполагает выработку у человека устойчивой эмоциональной реакции на тот или иной объект.

Чтобы продемонстрировать, насколько сильный уровень вовлеченности аудитории вызывает телевидение, Маклюэн приводит пример реальной истории. После первых теле-занятий по хирургии студенты-медики признались, что во время просмотра им странным образом казалось, что они не просто наблюдают за операцией, а участвуют в ней. Глубина, на которую телевизионные образы могут проникать в незащищенное сознание письменного человека, достигает такого уровня, что некоторым студентам даже казалось, что они чувствуют, как держат скальпель. 
Логичен вопрос, которым задается ученый: если сигналы, транслируемые с телеэкрана, так глубоко проникают в сознание аудитории, возможно ли как-то защититься от этого всепоглощающего воздействия?
Согласно Маклюэну, это невозможно. Исследователь утверждает, что «даже самое ясное понимание специфической силы средств коммуникации не может воспрепятствовать обычному «замыканию» чувств, заставляющему нас приспосабливаться к образцу представленного нам опыта». «Телевидение «…» [ -это] прежде всего расширение осязания, заключающего в себе максимальное взаимодействие всех чувств». Со сдвигом, происходящим в мышлении человека с появлением телевидения, может сравниться только сдвиг, произошедший с возникновением фонетического алфавита. Алфабетизированная письменность разделила чувства (слух и зрение) и устранило семантические сложности. Телевидение «обращает вспять этот письменный процесс аналитической фрагментации чувственной жизни».

Для более наглядного описания и интерпретации явлений, присущих эпохе электричества, Маклюэн сформулировал метафору «расширения центральной нервной системы». Согласно его наблюдениям, электронные средства коммуникации являются продолжением центральной нервной системы человека. Внедряясь в повседневную жизнь человека, телеграф, телефон, телевидение и компьютеры являются одновременным расширением всех чувств человека, и, как следствие, всей его центральной нервной системы. Мозаичный образ телевидения вовлекает аудиторию в тотальную «сейчасность». Телевидение кардинально меняет то, как человек видит, слышит, касается и даже ощущает. Оно сталкивает на экране все времена и пространства одновременно. Однако каждый зритель воспринимает этот «микс» по-разному, соответственно своему внутреннему состоянию в конкретный момент. Человечество преодолевает линейное, базирующееся на письменности мышление и восходит к нелинейной электронной мысли. Электронные средства коммуникации возвращают человека на племенной уровень.

Телевидение мгновенно связывает людей во всем мире, стирая географические границы и превращая мир в одну глобальную общину. И для этого последствия Маклюэн сформулировал наиточнейшую метафору «глобальной деревни», использование которой наглядно объясняет, что происходит с миром. «Уплотненный силой электричества, земной шар теперь - не более чем деревня»,- пишет Маклюэн в «Понимание медиа». То есть, взаимодействие людей друг с другом в «новом электронном мире» происходит по тому же принципу, что и в племенной деревне, пространственные расстояния в которой предельно малы и обмен информацией носит мгновенный характер, а все события происходят одновременно.

Таким образом, проанализировав данную концепцию развития истории человечества, мы можем увидеть, что Маклюэну удалось адаптировать принцип осмысления и интерпретации исторических процессов и закономерностей, заложенный Гарольдом Иннисом. Подробно изучив историю человеческой цивилизации, ученый смог доказать, что инновационные средства коммуникации действительно трансформируют собственный опыт индивидов и всего общества, что, в конечном итоге, становится важнее смыслового содержания сообщений, которые они передают. Влияние каждого средства коммуникации на сознание человека - вот сообщение, которое средства массовой коммуникации неизменно передают на протяжении существования человечества.

Дополнив базовые принципы функционирования человеческой коммуникации, остающиеся неизменными в разное историческое время, выявленные Иннисом, Маклюэн также сформулировал ряд метафор, которые позволили описать и проинтерпретировать современную ему действительность. С помощью ставших впоследствии культовыми метафор: «средство коммуникации – массаж чувств», «око за ухо», синдром «нарциссического наркоза», «расширение центральной нервной системы» и «глобальная деревня» - Маклюэну удалось объяснить множество явлений, присущих современной ему и исторической реальности: переход от общинного строя к рабовладельческому, возникновение частной собственности, причины промышленной революции, формирование индустриального общества и, конечно, предпосылки формирования информационного общества.

Информация о работе Торонтской школы теории коммуникации