Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:40, контрольная работа
Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественные дела, искусство управлять обществом и logos – слово, учение) – наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. наука о политической системе общества.
Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – политической системы общества – выделяет основные вопросы и проблемы.
Центральная тема науки в политической системе общества – политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных
социальных систем характерно сочетание
двух основных типов правового регулирования.
Действия гражданина регламентируются
по общедозволительному типу, разрешающему
делать все, что прямо не запрещено в законе,
поощряющему творчество, социально полезную
инициативу. Государство, его органы и
должностные лица должны руководствоваться
разрешительным типом правового регулирования,
который позволяет им действовать только
в пределах своей компетенции, делать
лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
3. Принцип единства
права и закона. В правовом
государстве любой нормативно-
4. Принцип правового
разграничения деятельности
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.
Наряду с изложенными
правовому государству присущи и принципы
верховенства закона — высшего нормативно-правового
акта, конституционно-правового контроля,
политического плюрализма и др.
6. Основные функции политических партий. Примеры партий.
Партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. М. Вебер определял партию как механизм продвижения к власти лидера, А. де Токвиль – частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека. М.Я. Острогорский, противореча Токвилю, считал партию феноменом, стремящимся подчинить себе все проявления политической активности человека.
Более конкретно и полно предназначение партии проявляется в ее функциях. Опираясь на мировой опыт, можно назвать такие главные функции этого политического института, как:
1)
выявление, обоснование и
2)
социально-политическое
3)
разъяснение массам
4)
участие в подборе, фильтрации
и выдвижении кадров для самой
партии, для формирования политической
элиты, подготовки ее
5)
организация борьбы за власть
или в ее защиту, определение
форм, средств и методов этой
борьбы в зависимости от
6)
подготовка и проведение
7)
формирование в парламенте
единым фронтом
при обсуждении и принятии законопроектов.
Нарушение таких правил грозит исключением
из партии и фракции, потерей возможности
стать депутатом на следующих
выборах. Члены фракции обладают
относительной
8)
разработка принципов и форм
отношений с другими
9)
для партии, проигравшей борьбу
за власть, важной функцией является
организация парламентской
Примеры политических партий.
Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»
Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Всероссийская
политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»
7. Формы политического участия граждан.
Жизненная система человечества устроена так, что всегда есть власть, влияющая и управляющая некоторой массой людей: будь то власть в отдельной стране, в семье или, скажем, в преступной группировке. Но даже, несмотря на то, что влияние власти видится неоспоримым и самодостаточным фактором, нельзя отрицать и влияние общности на власть. Безусловно, сила этого обратного влияния зависит, по большей части, от режима, режима политического, если мы говорим о нем в масштабах страны или государства.
Скажем, при демократической
форме правления, теоретически, гражданам
предоставлена большая
При тоталитарном строе все и всё находится под полным контролем государственных органов. И власть стремится к мобилизационному вовлечению населения в политическое участие, создавая видимость всеобщей политизации, которые, естественно, практически не учитывает мнение граждан. При этом режиме влияние общности на власть минимально ограниченно, а часто и просто номинально. Соответственно, и политическое участие граждан обусловлено сугубо потребностями власти, и является более всего средством контроля подвластной массы. Безусловно, такой режим, хоть и является жестким и всячески подавляет несогласные мнения, имеет больше всего шансов на такое мощное политической участие недовольных и не имеющих права слова граждан, как бунты и революции. И, более чем демократическое, имеет возможность насильственным образом сменить свою режимную политику на противоположную. Тоталитарный режим присущ, обычно, малоразвитым странам, так как является скорее пережитком прошлого, нежели адекватной формой взаимоотношений людей и власти. Исключение составляет, к примеру, Япония, как пример азиатского типа правления, которая являет собой высокоразвитую культуру и, вроде бы, должна быть полностью демократическим обществом со всеми признаками свободного политического участия граждан. Однако многовековые традиции сыграли свою роль и большая часть граждан этой страны спокойно живет под тоталитарным режимом, ставшим настолько привычным, что кажется практически демократическим и не вызывает существенных нареканий у самого населения.
В принципе же, демократия по праву является признаком прогрессивного общества и, по сути своей, более устойчива, нежели тоталитарность в плане устойчивости единовременной власти. Сдерживаемое недовольство всегда опасно, а другом всегда легче управлять, чем врагом. Поэтому в демократическом обществе власть старается поддерживать образ дружественной сущности, предоставляя гражданам предпочтительно равномерно распределенные средства к существованию, возможности для самореализации и саморазвития, свободу самовыражения в любой сфере деятельности и выражая заботу о здоровье и внимание к проблемам. Это обеспечивает максимальный учет интересов граждан, помогает преодолеть недоверие к власти и обеспечивает политическое участие большого количества граждан в жизни общества. Что, в свою очередь, расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, который способствует оптимизации работы структуры, повышает ее эффективность и стабильность политической системы. Участие граждан в политике так же обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами и предотвращает злоупотребления властью.