Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

С 1 июля 2002 года в РФ действует новый Кодекс об административных правонарушениях (в дальнейшем - КоАП РФ)1, который имеет основополагающее значение не только для настоящего и будущего административного права, административно-правовой практики, но и для всего российского права и, прежде всего той ее части, которая связана с охраной правопорядка. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе необходимость наличия административных наказаний очень велика для создания благоприятных условий в различных сферах жизни. В настоящей работе будут рассмотрены особенности административного наказания, его цели и виды, порядок производства, возбуждения и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 5
2. СИСТЕМА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб..doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Исполнение постановления о  наложении административного штрафа осуществляется в соответствии с  исполнительным производством, предусмотренным КоАП5.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения – выражается в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Данное наказание может применятся как в качестве основного, так и дополнительного административного наказания. Конфискация назначается судьей и оформляется в форме постановления, порядок исполнения которого закреплен ст. 32.4. КоАП.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу – вид административного наказания, выражающегося в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права может составлять теперь от 1 месяца до 2 лет (по КоАП РСФСР – от 15 дней до 3 лет). Лишение специального права как вид административного наказания может применяться только в качестве основного наказания и назначается судьей. КоАП выделяет 4 вида лишения специального права: 1) лишение права управлять транспортным средством; 2) лишение права управлять судном (в том числе маломерным); 3) лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; 4) лишение права охоты. Законодатель относит исполнение постановления о лишении специального права к компетенции различных органов. Срок лишения специального права начинается с момента вступления в законную силу постановления о назначении наказания. Порядок исполнения постановления о лишении специального права предусмотрен ст. 32.6 КоАП.

Административный  арест – вид наказания, заключающегося в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, применяется только в качестве основного административного наказания и предполагает оказание психологического воздействия на правонарушителя и возложение на него физических тягот, связанных со строгой изоляцией от общества, с подчинением условиям режима. Срок административного ареста не должен превышать 15 суток. Увеличение максимального срока в условиях чрезвычайного положения и режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток является новеллой КоАП. Административный арест назначается судьей. Свое решение судья оформляет постановлением, порядок исполнения которого урегулирован ст. 32.8 КоАП.

Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – вид административного наказания, которое состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин и лицо без гражданства могут быть выдворены за пределы РФ: а) если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; в) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство6.

Решение о выдворении принимается судьей и оформляется  постановлением об административном выдворении. Иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны покинуть Российской Федерации в срок, указанный в этом постановлении. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда указанного лица. До административного выдворения за пределы РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Судья на основании ходатайства  лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

 

  1. Общие правила назначения административного наказания

 

При назначении административного  наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В случаях, предусмотренных  частью 3 статьи 28.6 КоАП, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 КоАП.

Никто не может нести  административную ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение  противоправного поведения лицом,  совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение  лицом, совершившим административное  правонарушение, в орган, уполномоченный  осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим  административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному  осуществлять производство по  делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом,  совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение  до вынесения постановления по  делу об административном правонарушении  лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения (аффекта) либо  при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного  правонарушения беременной женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях7.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1) продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его;

2) повторное совершение  однородного административного  правонарушения, если за совершение  первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП;

3) вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения;

4) совершение административного  правонарушения группой лиц;

5) совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

6) совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения8.

В случае отказа в возбуждении  уголовного дела или прекращения  уголовного дела, но при наличии  в действиях лица признаков административного  правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

  Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

 

Заключение

 

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Закрепленные в КоАП, виды наказаний образуют единую систему административных наказаний, включающую в себя различные по своему характеру и правовым последствиям санкции, которые объединяет общая цель: предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Новый КоАП, как и КоАП РСФСР, классифицирует виды административных наказаний на применяемые и устанавливаемые в качестве основных административных наказаний и на применяемые и устанавливаемые в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

Основными являются такие  административные наказания, которые  не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное наказание  должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).

Наказание назначается  конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Таким образом, в новом  КоАП воплощены последние достижения теории административного права, и это создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, укрепления законности в стране.

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256
  2. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // «Российская газета» от 5 августа 1997 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591
  3. Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в редакции ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1999 № 10 ст. 1163
  4. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 № 196-ФЗ «О введение в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
  5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 2002 № 30 с. 3032.

Научная и учебная  литература

  1. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996
  2. Административное право Российской Федерации. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 1996
  3. Бахрах Д.Н., Севрюгин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М.: Юридическая литература, 1977
  4. Комментарий Конституции РФ/ под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М. «Юридическая литература» 2008.
  5. Комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях РСФСР. «Юридическая литература», Москва, 1995
  6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловьева. – 2-е изд –М: Юрайт-Издат, 2003.
  7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Чижевский В.С. – М: Книжный мир, 2002
  8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002.

Информация о работе Административная ответственность