Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности. В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и особенности административной ответственности;
Выявить основные черты административной ответственности;
Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;
Изучить состав административного правонарушения и виды административных наказаний;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности……..5
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности…………………………………………..9
Глава 3. Состав административного правонарушения…………………….12
Глава 4. Виды административных наказаний……………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29
Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Нередко одни и те же обязанности
могут быть нарушены как действием,
так и бездействием. Например, продажа
подакцизных товаров без
Основными признаками административного правонарушения являются: антиобщественный характер;
- противоправность;
- виновность;
-наказуемость деяния;
- административная ответственность.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяния. Это акт волевого поведения. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административное правонарушение - это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными наказаниями. Таким образом, деяние, не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Виновность деяние означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для гражданина. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы, однако, вправе ограничиться устным замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к данному лицу целесообразно применять меру общественного воздействия.
Административная
Но, по существу, административный
проступок также является
Глава 3. Состав административного правонарушения.
Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний.
Любое правонарушение имеет свой состав. Под составом административного правонарушения обычно понимается совокупность установленных правом элементов, при наличии которых конкретное общественно вредное деяние признается административным правонарушением.
Состав правонарушения рассматривается юридической наукой как совокупность четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Указанный набор элементов обязателен, отсутствие хотя бы одного из них не позволяет признать деяние административным правонарушением.
Объектом административного
Кроме общего, являющегося единым
для всех административных правонарушений,
выделяют также родовой и
Во многих случаях вред причиняется путем воздействия на предметы материального мира. Поэтому можно говорить не только об объекте, но и о предмете правонарушения. В качестве такового могут выступать огнестрельное оружие, лесная дичь и др.
Объективная сторона представляет
собой совокупность признаков, характеризующих
внешнюю сторону
Обязательным элементом
Противоправное поведение
По особенностям конструкции объективной
стороны различаются
Формальными считаются правонарушения,
объективную сторону которых
образуют только противоправное действие
или бездействие, вне зависимости
от наступления вредных
Материальными принято называть правонарушения,
объективную сторону которого образуют
не только противоправное деяние, но и
наступившие последствия. К числу
таких правонарушений можно отнести
повреждение телефонов-
Довольно часто в состав объективной стороны законодатель включает такие признаки, как место, время и способ совершения правонарушения. Указанные обстоятельства могут иметь двоякое значение. Иногда они выступают в качестве обязательных признаков конкретного правонарушения, поскольку на них указывается в диспозиции нормы права. Так, для квалификации правонарушения по ст. 20.20 КоАП РФ необходимо установить, что лицо, находясь в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство или общественную нравственность, было обнаружено на улице или в ином общественном месте. В других случаях место, время и способ совершения являются показателем общественной вредности правонарушения. Например, по КоАП Хабаровского Края : « Допущение нахождения несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в ночных клубах, барах, ресторанах, кафе, летних кафе, дискотеках, открытых танцевальных площадках, компьютерных и интернет-салонах и иных досуговых и развлекательных учреждениях, принадлежащих лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицам, в ночное время с 22 до 6 часов без сопровождения родителей (законных представителей) -
влечет наложение
Признаком объективной стороны
некоторых административных правонарушений
является время. В ст. 5.10 КоАП РФ говорится
о проведении предвыборной агитации
в период, когда такая агитация
запрещена, а ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает
ответственность за неуплату административного
штрафа в срок, установленный законом.
Здесь время является обязательным
признаком состава
Способ совершения административного правонарушения представляет собой определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых правонарушителем. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного. Так, способ является конструктивным признаком состава такого правонарушения, как обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), который может быть совершен путем обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств товара. Точно также ст. 14.8 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень наказуемых способов нарушения иных прав потребителя.
К признакам объективной стороны
закон иногда относит средства совершения
правонарушения. Это различные предметы
и вещества, свободный оборот которых
запрещен либо ограничен: взрывчатые вещества,
гражданское и служебное
Субъектом административного
Общими признаками, характеризующими физическое лицо, являются достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, т.е. способность осознавать фактический характер и общественную вредность своего поведения или руководить своими действиями. Вместе с тем при совершении определенных административных правонарушений (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения) лица в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях. Но и в этих случаях с учетом характера совершенных правонарушений, личности виновных, дела на указанных лиц могут быть переданы на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Подростки в возрасте до 16 лет административной ответственности не несут, но в некоторых случаях за их действия отвечают родители или заменяющие их лица. Например, ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает ответственность родителей за появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста.
К административной ответственности могут привлекаться не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.
В отношении отдельных категорий
граждан законодательством
КоАП РФ (ст. 2.4) впервые закрепил
понятие должностного лица, под которым
следует понимать лицо, постоянно, временно
или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее полномочия
представителя власти, т.е. наделенное
распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся в
служебной зависимости от него, а
также лицо, выполняющее организационно-
Информация о работе Административная ответственность и административное правонарушение