Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа
Российское федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, представления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.
Введение……………………………………………………………….……..3
1. Административное правонарушение как основание административной ответственности……………………………………5
2. Состав административного правонарушения………………………..9
3. Отграничение административного проступка от преступления, дисциплинарного и гражданского правонарушения……...………….18
3.1. Разграничение преступлений и административных правонарушений в российском и зарубежном законодательствах……………………………………………….21
Список использованной литературы
Прежде всего, всякое
административное
Деяние связано с
другими признаками
Однако существует
и ряд материальных составов,
обязательным признаком
Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.
Правонарушение может выражаться либо в совершении действий, запрещенных правовой нормой (активное поведение), либо в несовершении действий, которые были необходимы для сохранения и укрепления общественных отношений (воздержание от действий, бездействия).
В форме бездействия обычно нарушаются нормы обязывающего характера. Так, пассивным поведением характеризуется большинство административных правонарушений должностных лиц, которые не обеспечили при выполнении своих служебных обязанностей соблюдения определенных правил: пожарной безопасности, охраны труда, очистки сточных вод от загрязнений и т.д.
Имея в виду, что только
действие (бездействие) порождает последующие
звенья объективной стороны, при
законодательном закреплении
Материальный состав конструируется таким образом, что правонарушение считается законченным лишь при наличии результата, который точно конкретизируется уже в диспозиции самой нормы, определяющей вариант должного поведения. Если последствия не включены в объективную сторону правонарушения, и оно исчерпывается уже совершением одного действия независимо от его последствий, налицо так называемый формальный состав правонарушения. Формальными являются большинство административных правонарушений.
Характер наступивших последствий, их тяжесть, размер часто служат квалифицирующим признаком при разграничении различных правонарушений, в первую очередь преступлений и административных проступков. Так, управление транспортным средством в состоянии опьянения может быть административным правонарушением. Но если в результате такого управления причинен существенный вред здоровью граждан или их имуществу - это уже преступление.
Основная масса смежных составов преступлений и административных правонарушений разграничиваются по характеру и объему вредных последствий. Наиболее широко используется в законе критерий размера причиненного ущерба, вреда.
Для признания лица виновным в совершении правонарушения требуется, чтобы общественно вредные последствия находились в причинной связи с поведением субъекта. Причем элементом объективной стороны неправомерных деяний является лишь необходимая причинная связь между действием (бездействием) и наступившим вредом. Иное вело бы к объективному вменению, которого российское право не признает.
Определение достаточности
причинной связи при
Все это выражается понятием "вина" или "виновность" Вина выступает в двух формах: 1) умышленная; 2) неосторожная. В свою очередь, умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным). Неосторожная вина также подразделяется на два вида: а) преступную самонадеянность или легкомыслие; б) преступную небрежность или халатность.
Прямой умысел - это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления.
Косвенный умысел - это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
Самонадеянность
(легкомыслие) - это когда лицо предвидело
возможность наступления
Небрежность (халатность) - это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Следует отметить, что некоторые преступления и большинство административных правонарушений не сопряжены с реальными вредными последствиями. Они нередко лишь предполагают возможность их наступления, например, нарушение правил строительства, эксплуатации, нарушение правил охраны окружающей среды и т.п. Ответственность за указанные правонарушения наступает тогда, когда реальные вредные последствия от такого деяния не наступили. Однако, совершенно обоснованно отмечает В.Ф. Ломакина, что «всякое административное правонарушение вредоносно уже в том смысле, что нарушает установленный… правопорядок, тормозит нормальное осуществление функций государства, посягает на интересы государства и граждан».3 Такой же позиции придерживается И.В. Маштаков, отмечая, что «угроза наступления вредных последствий уже есть вред, который в данном случае выражается в нарушении общественных отношений».4
Правонарушения делятся по степени общественной опасности и юридическому оформлению на две группы: преступления и проступки.
Преступления – наиболее общественно опасные деяния (убийство, грабеж, разбой и т.д.), если их определяющим является социальная сторона (общественная опасность), то решающим - юридическая. Каким бы жестоким, общественно опасным ни было деяние, если оно не запрещено Уголовным кодексом РФ, то преступлением оно не является.
Проступки представляют собой меньшую общественную опасность и закрепляются не Уголовным кодексом РФ, а актами иных отраслей права. Они влекут за собой не наказание (как преступления), взыскания. Различаются три вида проступков:
Административные, гражданско-правовые и дисциплинарные проступки (кроме этого некоторые ученые еще выделяют процессуальные проступки, финансовые, семейные и т.д.).
Административным проступком признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Административные правонарушения посягают на государственный и общественный порядок, собственность, окружающую природную среду, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные правонарушения по своему характеру менее опасны, чем преступления, поэтому за них назначаются менее суровые наказания. Примерами административных правонарушений являются мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, паспортного режима, нарушение сроков представления налоговой декларации, таможенных правил, правил пожарной безопасности.
- гражданско-правовой
проступок (деликт) – это нарушение
правовых предписаний в сфере
имущественных и некоторых
Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане и юридические лица. По общему правилу ответственность за гражданское правонарушение возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Отступления от этого правила допускаются лишь в случаях, установленных законом. Так, обязанность возместить причиненный вред возлагается на владельца источника повышенной опасности независимо от вины причинителя. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийное бедствие, военные действия) или умысла потерпевшего.
- дисциплинарный
проступок – это
Совершение
дисциплинарного проступка
Все
названные правонарушения являются
основанием для привлечения
Информация о работе Административное правонарушение – основание административной ответственности