Административное правонарушение – основание административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Российское федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, представления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
1. Административное правонарушение как основание административной ответственности……………………………………5
2. Состав административного правонарушения………………………..9
3. Отграничение административного проступка от преступления, дисциплинарного и гражданского правонарушения……...………….18
3.1. Разграничение преступлений и административных правонарушений в российском и зарубежном законодательствах……………………………………………….21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

административное (2).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 Прежде всего, всякое  административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или  бездействие. Данный признак объективной  стороны может дополняться такими  юридически значимыми характеристиками, как длящийся характер, неоднократность,  систематичность и т.д. Например, со свойством длящегося характера правонарушения, которое подразумевает непрерывность совершения деяния в течение определенного времени (как правило, это длительное неисполнение юридической обязанности), связана проблема возможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством с нарушением Правил дорожного движения в форме отсутствия одного из номерных знаков, может быть привлечено к административной ответственности несколько раз течение одного дня.

 Деяние связано с  другими признаками объективной  стороны и, прежде всего, с  последствиями деяния и причинной  связью между деянием и последствиями.  Далеко не всякий состав административного  правонарушения содержит указание на последствия деяния, как на квалифицирующий признак деяния. В этом случае состав правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности не обязательно устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 17.3 КоАП РФ: неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Таким образом, само по себе неисполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.

 Однако существует  и ряд материальных составов, обязательным признаком объективной  стороны которых являются последствия  и причинная связь. Так, ст. 19.16 КоАП РФ установлена наказуемость умышленного уничтожения или порчи удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежного хранения удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшего утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). В данном случае для привлечения субъекта к ответственности за указанное правонарушение следует доказать наличие последствия в виде утраты удостоверения, а также причинную связь между утратой и поведением субъекта административного правонарушения.

 Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.

Правонарушение  может выражаться либо в совершении действий, запрещенных правовой нормой (активное поведение), либо в несовершении действий, которые были необходимы для сохранения и укрепления общественных отношений (воздержание от действий, бездействия).

В форме бездействия обычно нарушаются нормы обязывающего характера. Так, пассивным поведением характеризуется большинство административных правонарушений должностных лиц, которые не обеспечили при выполнении своих служебных обязанностей соблюдения определенных правил: пожарной безопасности, охраны труда, очистки сточных вод от загрязнений и т.д.

Имея в виду, что только действие (бездействие) порождает последующие  звенья объективной стороны, при  законодательном закреплении составов правонарушений необходимо стремиться как можно точнее формулировать, за что, за какое конкретное деяние может наступить юридическая ответственность. Неопределенность составов (а это чаще всего относится именно к объективной стороне) порождает на практике большие трудности при применении правовых норм, а нередко приводит и к нарушениям законности. Слишком общие формулировки запретов и обязанностей создают возможность субъективизма в правовой оценке поведения людей, необоснованного сужения или расширения пределов ответственности. Всякое правонарушение как акт человеческого поведения нельзя исследовать в отрыве от конкретных условий, в которых оно осуществлено. В связи с этими важными моментами, характеризующими правонарушения, являются место, время и способ его совершения. Однако правовая оценка этих обстоятельств может быть различна. В ряде случаев включаются указанные признаки непосредственно в состав объективной стороны правонарушения. Практически это означает, что конкретное деяние запрещается не вообще, а лишь совершенное в определенном месте, в определенное время или определенным способом. Так, административным правонарушением является распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ). Антиобщественная сущность правонарушения проявляется в том, что его совершение обязательно влечет за собой наступление вредных последствий. Беспоследственных правонарушений вообще не бывает. Однако сам характер внешнего проявления последствий правонарушения различен. Он может выражаться либо материальным, осязательным вредом, либо вредом нематериальным. Нематериальный вред, хотя его и нельзя точно измерить, всегда реален, ибо любое правонарушение наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям, дезорганизует их осуществление. Исходя из различного подхода законодателя к описанию признаков объективной стороны правонарушения, выделяют материальные и формальные составы правонарушений.

Материальный состав конструируется таким образом, что правонарушение считается законченным лишь при  наличии результата, который точно  конкретизируется уже в диспозиции самой нормы, определяющей вариант должного поведения. Если последствия не включены в объективную сторону правонарушения, и оно исчерпывается уже совершением одного действия независимо от его последствий, налицо так называемый формальный состав правонарушения. Формальными являются большинство административных правонарушений.

Характер наступивших  последствий, их тяжесть, размер часто  служат квалифицирующим признаком  при разграничении различных  правонарушений, в первую очередь  преступлений и административных проступков. Так, управление транспортным средством в состоянии опьянения может быть административным правонарушением. Но если в результате такого управления причинен существенный вред здоровью граждан или их имуществу - это уже преступление.

Основная масса смежных  составов преступлений и административных правонарушений разграничиваются по характеру и объему вредных последствий. Наиболее широко используется в законе критерий размера причиненного ущерба, вреда.

Для признания лица виновным в совершении правонарушения требуется, чтобы общественно вредные последствия находились в причинной связи с поведением субъекта. Причем элементом объективной стороны неправомерных деяний является лишь необходимая причинная связь между действием (бездействием) и наступившим вредом. Иное вело бы к объективному вменению, которого российское право не признает.

Определение достаточности  причинной связи при привлечении  к ответственности - обязанность  суда или других юрисдикционных органов, полномочных рассматривать дела о правонарушениях и применять  предусмотренные законом меры ответственности. Точное установление причинной связи, являясь гарантией законности, позволяет обеспечить справедливость и неотвратимость наказания в отношении виновных лиц.

Все это выражается понятием "вина" или "виновность" Вина выступает в двух формах: 1) умышленная; 2) неосторожная. В свою очередь, умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным). Неосторожная вина также подразделяется на два вида: а) преступную самонадеянность или легкомыслие; б) преступную небрежность или халатность.

Прямой умысел - это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел  возможность или неизбежность наступления  опасных последствий и желал  их наступления.

Косвенный умысел - это когда  субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

Самонадеянность (легкомыслие) - это когда лицо предвидело возможность наступления общественно  опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований  самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Небрежность (халатность) - это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Следует отметить, что некоторые преступления и  большинство административных правонарушений не сопряжены с реальными вредными последствиями. Они нередко лишь предполагают возможность их наступления, например, нарушение правил строительства, эксплуатации, нарушение правил охраны окружающей среды и т.п. Ответственность за указанные правонарушения наступает тогда, когда реальные вредные последствия от такого деяния не наступили. Однако, совершенно обоснованно отмечает В.Ф. Ломакина, что «всякое административное правонарушение вредоносно уже в том смысле, что нарушает установленный… правопорядок, тормозит нормальное осуществление функций государства, посягает на интересы государства и граждан».3 Такой же позиции придерживается И.В. Маштаков, отмечая, что «угроза наступления вредных последствий уже есть вред, который в данном случае выражается в нарушении общественных отношений».4

 

  1. Отграничение административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и гражданского правонарушения.

Правонарушения  делятся по степени общественной опасности и юридическому оформлению на две группы: преступления и проступки.

Преступления – наиболее общественно опасные деяния (убийство, грабеж, разбой и т.д.), если их определяющим является социальная сторона (общественная опасность), то решающим - юридическая. Каким бы жестоким, общественно опасным ни было деяние, если оно  не запрещено Уголовным кодексом РФ, то преступлением оно не  является.

Проступки  представляют собой меньшую общественную опасность и закрепляются не Уголовным кодексом РФ, а актами иных отраслей права. Они влекут за собой не наказание (как преступления),  взыскания. Различаются три вида проступков:

Административные, гражданско-правовые и дисциплинарные проступки (кроме этого некоторые  ученые еще выделяют процессуальные проступки, финансовые, семейные и т.д.).

Административным  проступком признается противоправное виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  законодательством установлена  административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административные  правонарушения посягают на государственный и общественный порядок, собственность, окружающую природную среду, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные правонарушения по своему характеру менее опасны, чем преступления, поэтому за них назначаются менее суровые наказания. Примерами административных правонарушений являются мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, паспортного режима, нарушение сроков представления налоговой декларации, таможенных правил, правил пожарной безопасности.

- гражданско-правовой  проступок (деликт) – это нарушение  правовых предписаний в сфере  имущественных и некоторых неимущественных  отношений. К их числу относятся,  например, причинение лицу имущественного  вреда, нарушение требований гражданско-правового договора и др. Законодательство не разграничивает четко гражданско-правовой деликт, так как его проявления разнообразны. Деликты могут быть договорного характера, связанные с невыполнением условий договора, а могут быть связаны с вредом, причиненным личности или имуществу физического или юридического лица.

Субъектами  гражданских правонарушений могут  быть граждане и юридические лица. По общему правилу ответственность  за гражданское правонарушение возникает  при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Отступления от этого правила допускаются лишь в случаях, установленных законом. Так, обязанность возместить причиненный вред возлагается на владельца источника повышенной опасности независимо от вины причинителя. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийное бедствие, военные действия) или умысла потерпевшего.

- дисциплинарный  проступок – это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее  исполнение работником своих трудовых, служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором, нарушение служебной дисциплины, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка, неисполнение воинских обязанностей, возложенных дисциплинарным уставом. К таким проступкам относятся опоздание на работу, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и др. Они закреплены в Трудовом кодексе РФ, в уставах о дисциплине, в локальных актах конкретного предприятия, учреждения, организации. Исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков (в отличие от административных правонарушений и преступлений) нет. Действующее трудовое законодательство не содержит и легального определения дисциплинарного проступка.

Совершение  дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарных взысканий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 192), а также уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения.

Все названные правонарушения являются основанием для привлечения правонарушителей к юридической ответственности – уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско – правовой.

Информация о работе Административное правонарушение – основание административной ответственности