Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 09:30, курсовая работа
Выбор темы «Административно-правовой режим военного положения» обусловлен тем, что неудовлетворительное состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны. В этих условиях, как отмечал Президент РФ В.В.
Введение 2
1. Понятие режима военного положения 4
2. Правой статус территорий, подверженных вооруженному конфликту 10
3. Взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и структурных подразделений МВД России в условиях военного положения 14
4. Права и свободы человека в условиях военного режима и пределы их ограничений 20
Заключение 23
Международное гуманитарное право признает две категории международных вооруженных конфликтов. Различительным признаком служит государственная граница: война между двумя или большим числом государств считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения, происходящие в пределах территории одного государства, - немеждународными (внутренними) вооруженными конфликтами.
При изучении правовых норм, относящихся к конфликтам этих двух типов, наблюдается несопоставимость числа статей, регулирующих эти конфликты. Женевские Конвенции вместе с Дополнительными протоколами содержат только 20 положений по вооруженным конфликтам немеждународного характера и почти 500 статей по международным конфликтам. Однако не подлежит сомнению, что с гуманитарной точки зрения проблемы одни и те же, стреляют ли через границы или в пределах государственных границ. Объяснение этой разницы в количестве положений кроется в понятии «государственный суверенитет».
Международное внимание к событиям, происходящим в пределах государства, очень быстро сталкивается с проблемой применимости норм международного гуманитарного права к ситуации противостояния внутри страны.
Опыт показывает, что государства, как правило, всегда готовы составлять подробные положения, регулирующие отношения между ними, но как только речь заходит о внутренних международных конфликтах международное сообщество не должно вмешиваться, а международное право должно молчать. Ситуация осложняется тем, что право международных вооруженных конфликтов подробно кодифицировано, с четко обозначенными положениями и средствами международного контроля, а право конфликтов немеждународного характера, состоящее из небольшого числа правил, сформулировано в общем виде и не имеет установленной законом системы международного контроля.
С этой точки зрения нормы национального законодательства, регулирующие статус территорий, подверженных военному конфликту, приобретают наибольшее значение. В соответствии с нормами международного права лица, находящиеся на территории, подверженной вооруженному конфликту, имеют особый статус.
В реальной обстановке конфликтов гражданское население подвергается множеству опасностей. Во-первых, это опасности, вызываемые самими военными действиями, и во-вторых, это опасность нахождения гражданского населения во власти противника.
Международное право предусматривает следующие гарантии для гражданского населения:
1. Гражданское
население имеет право на
2. Каждый
имеет право на основные
3. Гражданское
население не должно
4. Запрещается
применять оружие и методы
ведения военных действий, способные
причинить разрушения или
5. Запрещается
использовать гражданское
Нормами национального законодательства предусмотрено, что при введении режима чрезвычайного положения в соответствии с законом РФ от 17.05.91 «О чрезвычайном положении» могут применяться меры, влекущие за собой временное изменение установленных законом прав, свобод и обязанностей граждан. Применение таких мер на части территорий, где введено чрезвычайное положение, не может повлечь за собой изменение прав и обязанностей граждан в других местностях, а также в РФ в целом.
При этом вообще не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 ч.1, 24, 28, 34 (4.1), 40 (4.1), 46-54 Конституции РФ (ч.З. ст.5 Конституции РФ). Недопустимо вводить принудительный труд, ограничивать свободу совести, свободу вероисповедания, отказывать в получении юридической помощи, лишать права на судебную защиту, применять пытки.
На практике часто встречаются разногласия по вопросу применения международного гуманитарного права к внутренним конфликтам наряду с национальным законодательством.
Каким же образом побудить участвующие в конфликте стороны признать применимость международного гуманитарного права в каждом конкретном случае? Прежде всего, такое решение должна принять Организация Объединенных Наций в резолюции Совета Безопасности. Воздействовать на соответствующее государство могут также третьи стороны и Международный Суд.
Что касается национального законодательства, каждое государство имеет механизмы для проведение законов в жизнь.
Важным средством обеспечения соблюдения административно-правовых режимов и отдельных режимных мероприятий является установление ответственности за их нарушение. В зависимости от характера и общественной опасности этих нарушений российское законодательство предусматривает ответственность в уголовном, административном и дисциплинарном порядке.
Обоснованность введения того или иного режима, учет дальнейших и ближайших общественно-политических, правовых, социальных и других последствий его функционирования - все это должно тщательно взвешиваться в масштабах государства, анализироваться, отражать требование национальной безопасности и национальных интересов государства.
3. Взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и структурных подразделений МВД России в условиях военного положения.
Возрастание угрозы мирового терроризма и стремление террористических организаций к обладанию средствами массового поражения, расширение масштабов организованной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков являются одними из основных факторов, непосредственно влияющих на национальную безопасность Российской Федерации.
Главная задача военной организации Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях и при проведении контртеррористических операций - своевременное и оперативное их разрешение и создание условий для стабилизации обстановки в стране политическими методами. При этом основными задачами являются:
1) обеспечение
единства управления силами и
средствами военной
2) поддержание
особого режима в зоне
3) ликвидация
незаконных вооруженных
4) охрана
объектов, обеспечивающих
5) участие
в ликвидации чрезвычайных
В соответствии с п. 4 разд. II Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706, вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.
Вооруженный конфликт характеризуется:
- Высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;
- Применением нерегулярных вооруженных формирований;
- Широким использованием диверсионных и террористических методов;
- Сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;
- Вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
- Опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
На сегодняшний день Военная доктрина Российской Федерации определила основные формы применения войск:
- Совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;
- Контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством.
В Военной доктрине Российской Федерации определены также цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
Основными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в указанных условиях являются:
- Поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта, локализация и блокирование района конфликта;
- Пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон, изъятие оружия у населения в районе конфликта, усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта;
- Разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
- Восстановление законности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности и стабильности.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации на территории России запрещена и находится вне закона деятельность, направленная на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни. Президент Российской Федерации на основании ст. 80 Конституции обязан поручить Правительству в соответствии с пп. «д» и «е» ст. 114 Конституции Российской Федерации использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований.
Так, в период вооруженного конфликта немеждународного характера на территории Чеченской Республики с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. были предусмотрены меры для обеспечения защиты конституционного строя, государственной и территориальной целостности России. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации было поручено осуществить разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Министерству обороны Российской Федерации поручалось временно закрыть воздушное пространство над территорией Чеченской Республики, произвести в случае невозможности изъятия у незаконных вооруженных формирований уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения.
Министерство внутренних дел Российской Федерации обеспечивало закрытие административных границ Чеченской Республики, прием и хранение добровольно сдаваемого гражданами и изымаемого оружия и боеприпасов, совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации осуществлялся комплекс мер по изъятию незаконно хранящегося оружия, выявлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, включая:
- Проверку документов, досмотр автомобилей и личный досмотр граждан, въезжающих в республику и выезжающих из республики;
- Проверку документов в местах скопления граждан;
- Личный досмотр граждан, досмотр жилых и нежилых помещений и транспортных средств при имеющихся данных о наличии у граждан оружия;
- Усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, транспортных коммуникаций.
Важное значение в правовом регулировании обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в районе вооруженного конфликта немеждународного характера придается определению зоны вооруженного конфликта.
Впервые зона вооруженного конфликта в Чеченской Республике была определена в постановлении Правительства Российской Федерации «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» от 11 декабря 1995 г. N 1210.
В соответствии с п. 2 вышеназванного постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, было предоставлено право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта, отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.
Вышеуказанное постановление в дальнейшем утратило силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О зонах вооруженных конфликтов» от 26 декабря 2001 г. N 896.
Анализ указанных выше постановлений позволяет сделать вывод о том, что в них присутствует два возможных варианта:
- Объявление Правительством Российской Федерации определенной территории зоной вооруженного конфликта. При этом выполнение военнослужащими любых задач в указанной зоне будет являться выполнением задач в условиях вооруженного конфликта;
- Отнесение выполнения военнослужащими конкретных задач на территории Северо-Кавказского региона, не отнесенной к зоне вооруженного конфликта, к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Информация о работе Административно-правовой режим военного положения