Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа
Административное право представляет собой отрасль права РФ, совокупность административно-правовых норм, действующих на территории РФ.
Административно-правовая юридическая наука изучает отрасль, т.е. административные нормы и те институты и правовые отношения, которые формируются на отношениях этих норм.
Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений, устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти. Характеристика системы, виды и принципы 5
2. Место и роль субъектов исполнительной власти на основе анализа их статуса и полномочий: Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления 16
Заключение 30
Список литературы 34
Содержание
Введение 3
1.
Понятие органов
2.
Место и роль субъектов
Заключение 30
Список
литературы 34
Введение
Административное право представляет собой отрасль права РФ, совокупность административно-правовых норм, действующих на территории РФ.
Административно-правовая
юридическая наука изучает
Нормы
административного права
Понятия «органы исполнительной власти» и «субъекты исполнительной власти» занимает важное место в курсе административного права. В литературе эта тема достаточно изучена.
Административное
право, регулирующее отношения в
сфере государственной, управленческой,
исполнительной деятельности государства
в социальной, политической, экономической,
культурной области необходимо как
для государства, так и для
простых граждан. Законодательство,
в том числе и
Административное право регулирует нашу жизнь в таких областях, как: 1) экономической: промышленность, сельское хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, связь, торговля, финансы, кредит, налоги, а также использование охранных природных ресурсов; 2) социально-культурной: образование, наука, культура, здравоохранение, область труда и социального развития; 3) административно-политической: оборона страны, безопасность, внутренние дела страны, юстиция, иностранные дела.
Таким
образом, если посмотреть внимательнее,
то административное право затрагивает
все сферы нашей жизни в
любой области. И если люди хотят
жить лучше, знать свои права, знать,
на что же именно они права, то в
таком случае им, конечно, необходимо
изучать нормы и систему
Если, мы не будем знать, что из себя представляют, например органы местного самоуправления, в чем заключается их роль и место, то соответственно мы не будем знать наши права и обязанности в их отношении, а также права и обязанности данных органов исполнительной власти.
Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об административно-правовом статусе органов исполнительной власти.
Задачи:
1.
Дать понятие органам
2.
Охарактеризовать систему,
3. Дать представление о видах органов исполнительной власти.
4.
Проанализировать статус и
1.
Понятие органов
исполнительной власти.
Характеристика системы,
виды и принципы
В
действующем законодательстве термины
«органы исполнительной власти»
и «органы государственного управления»
используются как равнозначные при
определении административно-
Орган
исполнительной власти - это организация,
которая, являясь частью государственного
аппарата, имеет свою структуру, территориальный
масштаб деятельности, компетенцию,
образуется в порядке, установленном
законом или другим нормативным
правовым актом, использует определенные
методы в работе, наделена правом выступать
по поручению государства и
Каждый
государственный орган
Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и пр. Например, постановлением Правительства от 24 ноября 1999г. утверждено Положение о Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу1, в котором определены его назначение, основные задачи, функции, права, обязанности и структура. Органы исполнительной власти выполняют значительный объем работы по практической реализации управленческих задач и функций государства. От других государственных органов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделения властей. Объекты их управления: экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, комплексы, организации и т.п. Органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.
Органы
исполнительной власти находятся на
бюджетном финансировании и являются
юридическими лицами, т.е. обладают гражданской
правоспособностью, действуя в пределах
своей компетенции, они пользуются
относительной юридической
Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы, действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему их исполнительных органов, кроме этого, в некоторых имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов Федерации (например, железные дороги, военные округа и т. п.). Формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст.73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации. К примеру, московская городская администрация имеет особый (двойной) статус: она является исполнительным органом государственной власти и одновременно исполнительным органом городского самоуправления. По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комитеты РФ; федеральные комиссии, службы и надзоры России; российские агентства; иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента1. Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.
В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, главы администраций, губернаторы субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на руководящие отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевого значения межотраслевой компетенции, ведающие специальными вопросами управления (госкомитет, федеральная комиссия). Из их числа иногда выделяют органы специальной и смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции (федеральные надзоры, агентства и др.).
По
порядку разрешения подведомственных
вопросов различаются: а) коллегиальные
органы управления, решающие основные
вопросы большинством голосов лиц,
входящих в их состав (Правительство,
госкомитет, федеральная комиссия и
др.); б) единоначальные органы, в которых
вопросы решаются их руководителями
(министерства, большинство администраций
субъектов Федерации). Коллегиальность
позволяет наиболее квалифицированно
решать сложные вопросы с учетом
мнения многих специалистов. Единоначалие
обеспечивает оперативность руководства,
но и ответственность
Организация и деятельность органов исполнительной власти характеризуются рядом принципов, представляющих собой общие положения, основополагающие требования, важнейшие из которых закрепляются в законодательстве.
Принцип
верховенства закона (ст.4, 15 Конституции)
предполагает формирование субординированной
правовой системы государства в
соответ-ствии с юридической
Информация о работе Административно-правовой статус органов исполнительной власти