Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

В развитие федерального и регионального законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах соответствующих муниципальный образований. В данных уставах регулируются основные положения по организации органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию и в них не должно осуществляться изменения компетенции органов местного самоуправления, установленной уставом муниципального образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Система и структура органов местного самоуправления…… 5
1.1. Современная правовая основа местного самоуправления…….….. 5
1.2. Классификация органов местного самоуправления………………. 6
1.3. Структура органов местного самоуправления…………………….. 9
Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления………... 16
2.1. Компетенция органов местного самоуправления …………………16
2.2. Государственные гарантии прав местного самоуправления ……..21
2.3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………...………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

6. В отличие от Федерального  закона 1995 года, в Федеральном законе 2003 года установлено, что органы  местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.

7. Полномочия органов местного  самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью закона (ст. 17), т.е. отделены от перечня этих вопросов. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя такие пункты, как принятие уставов и иных муниципальных правовых актов, установление официальных символов, создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги (если иное не предусмотрено федеральными законами), формирование и размещение муниципального заказа, проведение муниципальных выборов, референдумов и голосований, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития, учреждение муниципальных средств массовой информации и др.

8. Установлено, что перечень вопросов  местного значения всех типов муниципальных образований может быть изменен только путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. Финансирование решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и может дополни-тельно финансироваться из бюджетов других уровней и государственных внебюд-жетных фондов. Федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Особым предметом ведения органов местного самоуправления являются отдельные государственные полномочия. Исходя из принципа субсидиарности, передача ряда государственных полномочий и функций на местный уровень является эффективной мерой, которая позволяет экономить на создании соответствующих территориальных государственных органов и улучшать обслуживание населения.

Кроме того согласно федеральному закону "об общих принципах организации местного самоуправления" вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, такие как:

1) организация местного самоуправления  в муниципальных образованиях, его  правовое закрепление в уставе  муниципального образования;

2) правовое регулирование муниципальных  отношений в пределах полномочий  местного самоуправления;

3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями других форм собственности;

4) местные финансы, формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета, установление местных налогов  и сборов и др.;

5) комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки  территорий, формирование программ  развития местного сообщества;

6) землеустройство, использование  природных ресурсов, охрана природы;

7) организация, содержание и развитие  жилищно-коммунального хозяйства, торговое  и бытовое обслуживание населения;

8) организация, содержание и развитие  социально-культурного обслуживания  населения;

9) социальная поддержка и содействие  занятости населения;

10) обеспечение законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан  и др.;

11) контроль за соблюдением правовых  аспектов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением  законодательства территории муниципального  образования.

 

2.2 Государственные гарантии прав местного самоуправления

 

Гарантии местного самоуправления представляют собой систему правовых средств, способов, условий, установленных Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, уставами муниципальных образований для обеспечения надлежащего осуществления местного самоуправления, соблюдения и защиты прав граждан на его осуществление.

В качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:

- служат предпосылками стимулирования  развития местного самоуправления;

- обеспечивают определенную устойчивость  и стабильность в деятельности  органов местного самоуправления;

- создают реальные возможности  для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии, местного самоуправления – это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.

Специальные гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Важнейшей гарантией является организационная самостоятельность местного самоуправления. Его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований.

Гарантией организующей самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Важнейшей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местной значения, выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности.

Статьи 5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления. К таким гарантиям закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Органы местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате. Органам местного самоуправления принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

 

2.3 Ответственность органов  и должностных лиц местного  самоуправления

 

Наиболее распространенное понятие юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает наступление неблагоприятных правовых последствий за принятые ими противоправные действия или ненадлежащее осуществление определенных полномочий.

Задачи ответственности состоят в возмездии, наказании за совершенное, воспитании, призванном предупредить правонарушение в будущем, и правовосстановлении – компенсации имущественных потерь и восстановлении нарушенных прав.

В сфере местного самоуправления применяются различные виды юридической ответственности.

Уголовная ответственность – наступает в результате совершения преступления. Она применима только к должностным лицам местного самоуправления, так как носит личный характер.

Административная ответственность – за совершение административного проступка. Субъектами этой ответственности могут быть должностные лица местного самоуправления и, в установленных законом случаях, – органы местного самоуправления, имеющие статус юридического лица.

Гражданско-правовая ответственность – применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к невыполненной договорной обязанности. Субъектами этой ответственности могут быть должностные лица и органы местного самоуправления, имеющие статус юридического лица.

Дисциплинарная ответственность – за совершение дисциплинарного проступка. Ее субъектами являются муниципальные служащие.

Конституционно-правовая или муниципально-правовая (конкретизирующая конституционно-правовую ответственность применительно к местному самоуправлению). Субъектами ее выступают депутаты, органы и должностные лица местного самоуправления. Санкции в результате этой ответственности отличаются от санкций всех других видов ответственности своим организационно-правовым муниципально-властным характером. Главным образом именно эта ответственность получила конкретное урегулирование в Федеральном законе N 131-ФЗ.

В принципиальном плане Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает ответственность органов местного самоуправления как перед населением, так и перед государством.

Ответственность депутатов, органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Об ответственности депутатов и других выборных лиц местного самоуправления перед населением, процедуре их отзыва населением Федеральный закон N 131-ФЗ трактует в двух статьях – 24 и 71. Основания для отзыва депутата, установленные ст. 24, проанализированы в главе учебника, посвященной формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участию населения в его осуществлении. Кроме того, в ст. 71 установлено, что основания для наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц, а также процедура и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с теми нормами, которые закреплены Федеральным законом N 131-ФЗ.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством по смыслу ст. 72 Федерального закона 2003 г. тоже предполагается как негативная ответственность. В ст. 72 говорится: "Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий".

Предусмотренная статьей 72 Федерального закона 2003 г. ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством может быть административной, уголовной, материальной или конституционной. Административная ответственность органов местного самоуправления предусмотрена за совершение деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уголовная ответственность предусмотрена как наказание только для должностных лиц местного самоуправления за совершение деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Материальная ответственность может наступить, например, вследствие ненадлежащего расходования бюджетных средств. И наконец, конституционная ответственность наступает в случае нарушения норм конституционного законодательства. Для муниципальных служащих основания конституционной ответственности предусмотрены в ст. 73 и 74 Закона.

Ст. 73 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 регулирует ответственность представительного органа муниципального образования перед государством и устанавливает основания и процедуру роспуска представительного органа муниципального образования. Возможность такого роспуска предусматривалась и Законом 1995 г. Основные отличия между Законами 1995 г. (в ред. 2001 г.) и 2003 г. состоят в следующем:

– новый Закон увеличивает срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан принять меры по исполнению решения суда, с 10 дней до 3 месяцев;

– новый Закон не требует судебного подтверждения того, что установленные действия повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

– новый Закон не предусматривает в качестве обязательного этапа процедуры привлечения представительного органа муниципального образования к ответственности вынесение письменного предупреждения представительного органа о возможности привлечения к ответственности;

Информация о работе Административно-правовой статус органов местного самоуправления