Аттестация государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы служит анализ законодательства, регламентирующего аттестацию госслужащих.
Для достижения цели поставлены и решены задачи:
1) Дать понятие, рассмотреть задачи и сроки проведения аттестации;
2) Изучить этапы проведения аттестации;
3) Проанализировать отличия аттестации и квалификационного экзамена.

Содержание

Введение 3
1.Правовые основы аттестации государственных служащих 5
1.1.Понятие, задачи и сроки проведения аттестации 5
1.2.Этапы проведения аттестации 7
2.Отличие аттестации и квалификационного экзамена 17
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Админ_правовое регулирование_Аттестация государственных служащих.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.

По завершении всей необходимой  подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о  ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

- дата заседания комиссии;

- присутствующие члены  аттестационной комиссии;

- фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место  работы (подразделения) аттестуемого  гражданского служащего.

В протокол заседания  комиссии также вносится краткое  содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы  и ответы на них.

В обязательном порядке  в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов "за" и "против" конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения  при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить, так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

 

N

Показатели, характеризующие  квалификацию гражданского служащего

Категории должностей гражданских служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие  специалисты

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная  компетентность

+

+

+

4

Знание нормативных  актов, регламентирующих установленную  сферу профессиональной служебной  деятельности

+

+

 

5

Знание отечественного опыта по профилю профессиональной служебной деятельности

+

   

6

Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей

+

+

 

7

Качество выполненной  работы

+

+

+

8

Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать  новые подходы к решению возникающих  проблем

+

+

 

9

Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты служебной деятельности

+

+

+

10

Умение работать с документами

+

+

+

11

Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных

+

   

12

Способность в  короткие сроки осваивать технические  средства, обеспечивающие повышение  производительности труда и качества работы

+

+

+

13

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

14

Способность к  творчеству, введению инновационных технологий

+

+

+

15

Участие в управленческом процессе принятия решений

+

+

 

16

Способность к  самооценке

+

+

+


 

 

Очевидно, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из на правлений программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013)".

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех  вариантов решения, предусмотренных Законом:

1) соответствует замещаемой  должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой  должности гражданской службы  и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой  должности гражданской службы  при условии успешного прохождения  профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует  замещаемой должности гражданской  службы.

В последних двух случаях  в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский  служащий по уровню своей фактической  квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в  суд и что судебная практика исходит  из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной  квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено  законно и правильно. О правомерности  увольнения могут свидетельствовать  следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих  правил:

а) наличие нормативной  основы (положения об аттестации в  организации);

б) осуществление процедуры  проведения аттестации комиссией, создаваемой  в порядке, устанавливаемом соответствующим  положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах  работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить  доказательства, свидетельствующие  о том, что служащий отказался  от направления его для прохождения  профессиональной переподготовки, повышения  квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам  необходимо позаботиться о том, чтобы  присутствовали все документы, которые  вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

 

2.Отличие аттестации и квалификационного экзамена

В ситуации, когда «отдельные государственные органы... не видят разницы между аттестацией и квалификационным экзаменом как близкими, но не тождественными формами оценки государственных гражданских служащих»6, приобретает большое теоретическое и практическое значение вопрос разграничения этих административных процедур в целях исключения неточностей и ошибок в их понимании и в непосредственном применении нормативно-правовой базы.

Ранее действовавшее  законодательство Российской Федерации  о государственной службе определяло комплекс взаимосвязанных задач аттестации государственных служащих: 1) установление уровня профессиональной подготовки; 2) определение соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы; 3) решение вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда (ст. 24 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»). Закон N 79-ФЗ значительно сузил сферу аттестации как «правового регулятора государственной службы»7, оставив за ней определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 48)8. Вопросы присвоения гражданскому служащему классного чина решаются на основании самостоятельной административной процедуры - квалификационного экзамена.

Таким образом, с правовой точки зрения квалификационный экзамен  гражданских служащих представляет собой достаточно сложное, самостоятельное образование, которое имеет с аттестацией гражданских служащих как общие, так и отличительные черты.

Едиными для квалификационного  экзамена и аттестации гражданских  служащих, на наш взгляд, выступают  следующие положения:

1) основание сдачи  квалификационного экзамена и  проведения аттестации гражданских  служащих - замещение гражданским  служащим конкретной должности гражданской службы и следовательно, наличие государственно-служебных отношений, связанных с прохождением гражданской службы;

2) принятие представителем  нанимателя решения о назначении  квалификационного экзамена или  аттестации гражданских служащих;

3) порядок организации  и осуществления рассматриваемых  процедур (очередной или внеочередной);

4) возможный единый субъект, уполномоченный на проведение квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, - аттестационная комиссия;

5) объект оценки - гражданский  служащий, подлежащий аттестации  или сдаче квалификационного  экзамена.

Особенностями квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, по нашему мнению, являются:

1) целевое назначение  квалификационного экзамена и  аттестации гражданских служащих;

2) периодичность проведения  данных процедур;

3) субъектный состав  лиц, подлежащих сдаче квалификационного экзамена и прохождению аттестации;

4) предмет оценки;

5) применяемые методы  оценки при реализации указанных  административных процедур;

6) варианты принимаемых  решений и правовые последствия  квалификационного экзамена и  аттестации гражданских служащих9.

Необходимо отметить, что установление показателей эффективности  и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего согласно частям 14 - 17 ст. 50 Закона N 79-ФЗ связано с утверждением отдельного перечня должностей гражданской службы, которым может определяться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, а также с закреплением обобщенных и специфических показателей эффективности и результативности деятельности не только гражданских служащих, но и государственных органов. Отсутствие необходимых нормативных правовых актов, позволяющих применить особый порядок оплаты труда гражданских служащих, выступает, на наш взгляд, основным препятствием определения существа рассматриваемых показателей и оценки их достижений. Как показывает практика, такие показатели в законодательстве, например, США, Канады и многих ведущих европейских стран также не закреплены10.

Информация о работе Аттестация государственных служащих