Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы служит анализ законодательства, регламентирующего аттестацию госслужащих.
Для достижения цели поставлены и решены задачи:
1) Дать понятие, рассмотреть задачи и сроки проведения аттестации;
2) Изучить этапы проведения аттестации;
3) Проанализировать отличия аттестации и квалификационного экзамена.
Введение 3
1.Правовые основы аттестации государственных служащих 5
1.1.Понятие, задачи и сроки проведения аттестации 5
1.2.Этапы проведения аттестации 7
2.Отличие аттестации и квалификационного экзамена 17
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.
По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.
Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:
- дата заседания комиссии;
- присутствующие члены аттестационной комиссии;
- фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.
В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.
В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов "за" и "против" конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.
Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.
В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):
Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить, так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.
N |
Показатели, характеризующие квалификацию гражданского служащего |
Категории должностей гражданских служащих | ||
Руководители |
Специалисты |
Обеспечивающие специалисты | ||
1 |
Образование |
+ |
+ |
+ |
2 |
Стаж работы по специальности |
+ |
+ |
+ |
3 |
Профессиональная компетентность |
+ |
+ |
+ |
4 |
Знание нормативных актов, регламентирующих установленную сферу профессиональной служебной деятельности |
+ |
+ |
|
5 |
Знание отечественного опыта по профилю профессиональной служебной деятельности |
+ |
||
6 |
Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей |
+ |
+ |
|
7 |
Качество выполненной работы |
+ |
+ |
+ |
8 |
Способность адаптироваться
к новой ситуации и принимать
новые подходы к решению |
+ |
+ |
|
9 |
Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты служебной деятельности |
+ |
+ |
+ |
10 |
Умение работать с документами |
+ |
+ |
+ |
11 |
Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных |
+ |
||
12 |
Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы |
+ |
+ |
+ |
13 |
Служебная этика, стиль общения |
+ |
+ |
+ |
14 |
Способность к творчеству, введению инновационных технологий |
+ |
+ |
+ |
15 |
Участие в управленческом процессе принятия решений |
+ |
+ |
|
16 |
Способность к самооценке |
+ |
+ |
+ |
Очевидно, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из на правлений программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013)".
Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.
Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:
1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой
должности гражданской службы
при условии успешного
4) не соответствует
замещаемой должности
В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.
Заключение аттестационной
комиссии о том, что гражданский
служащий по уровню своей фактической
квалификации не соответствует занимаемой
должности или выполняемой
Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.
Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.
В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.
Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:
а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);
б) осуществление процедуры
проведения аттестации комиссией, создаваемой
в порядке, устанавливаемом
в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;
г) работодатель обязан представить
доказательства, свидетельствующие
о том, что служащий отказался
от направления его для
Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.
В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.
В ситуации, когда «отдельные государственные органы... не видят разницы между аттестацией и квалификационным экзаменом как близкими, но не тождественными формами оценки государственных гражданских служащих»6, приобретает большое теоретическое и практическое значение вопрос разграничения этих административных процедур в целях исключения неточностей и ошибок в их понимании и в непосредственном применении нормативно-правовой базы.
Ранее действовавшее законодательство Российской Федерации о государственной службе определяло комплекс взаимосвязанных задач аттестации государственных служащих: 1) установление уровня профессиональной подготовки; 2) определение соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы; 3) решение вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда (ст. 24 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»). Закон N 79-ФЗ значительно сузил сферу аттестации как «правового регулятора государственной службы»7, оставив за ней определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 48)8. Вопросы присвоения гражданскому служащему классного чина решаются на основании самостоятельной административной процедуры - квалификационного экзамена.
Таким образом, с правовой точки зрения квалификационный экзамен гражданских служащих представляет собой достаточно сложное, самостоятельное образование, которое имеет с аттестацией гражданских служащих как общие, так и отличительные черты.
Едиными для квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, на наш взгляд, выступают следующие положения:
1) основание сдачи
квалификационного экзамена и
проведения аттестации
2) принятие представителем
нанимателя решения о
3) порядок организации
и осуществления
4) возможный единый субъект, уполномоченный на проведение квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, - аттестационная комиссия;
5) объект оценки - гражданский служащий, подлежащий аттестации или сдаче квалификационного экзамена.
Особенностями квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, по нашему мнению, являются:
1) целевое назначение
квалификационного экзамена и
аттестации гражданских
2) периодичность проведения данных процедур;
3) субъектный состав
лиц, подлежащих сдаче квалифик
4) предмет оценки;
5) применяемые методы
оценки при реализации
6) варианты принимаемых
решений и правовые
Необходимо отметить, что установление показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего согласно частям 14 - 17 ст. 50 Закона N 79-ФЗ связано с утверждением отдельного перечня должностей гражданской службы, которым может определяться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, а также с закреплением обобщенных и специфических показателей эффективности и результативности деятельности не только гражданских служащих, но и государственных органов. Отсутствие необходимых нормативных правовых актов, позволяющих применить особый порядок оплаты труда гражданских служащих, выступает, на наш взгляд, основным препятствием определения существа рассматриваемых показателей и оценки их достижений. Как показывает практика, такие показатели в законодательстве, например, США, Канады и многих ведущих европейских стран также не закреплены10.